«Телекритика» попыталась предсказать, какой сериал следующим займет место в топах рейтингов и в наших сердцах.
Спин-офф или новая франшиза?
О сериалах HBO, которые так или иначе связаны с миром Джорджа Мартина, пока мало информации. Мы знаем, что сейчас активная работа идет над тремя такими шоу, хотя изначально было заявлено целых пять спин-оффов (впрочем, сам писатель, который держит нас в курсе этой занимательной арифметики, предпочитает термин successor shows – «сериалы-наследники»).
Первое из таких шоу можно лишь условно назвать приквелом, потому что оно не будет непосредственно предшествовать хронологии «Игры престолов». Действие (пока еще безымянного) сериала развернется за тысячи лет до событий «Престолов» и расскажет о Долгой ночи, во время которой появились Белые ходоки.
Как правило, звезды, кочующие из одного продукта франшизы в другой, являются залогом успеха новых сюжетов, но здесь по понятным причинам будет абсолютно новый актерский состав. Одним из первых было объявлено участие Джоша Уайтхауса («Полдарк»), который на сегодняшний день более известен как модель, чем как актер. Есть в новинке и как минимум одна состоявшаяся звезда – Наоми Уоттс («Малхолланд-драйв»). А вот и остальные причастные: Миранда Ричардсон («Гарри Поттер и Кубок огня»), Джон Симм («Доктор Кто»), Ричард Маккейб («Электрические сны Филипа Дика»), Джорджи Хенли («Хроники Нарнии»), Алекс Шарп («Как разговаривать с девушками на вечеринках») и другие. Шоураннером и сценаристом выступит Джейн Голдман (Kingsman, «Люди Икс», «Звездная пыль»).
Каким бы в итоге ни получился приквел, миллионы фанатов все равно дадут ему шанс. Фан-база – это тот стартовый капитал, который понадобится любому сериалу, претендующему на рейтинги «Игры престолов», поэтому конкурентам HBO есть смысл делать ставки на экранизации, а не оригинальные сценарии. (Amazon уже застолбила «Властелин колец», но он выйдет не раньше 2021 года, Netflix уже в этом году выпустит «Ведьмака», основанного на популярной саге Анджея Сапковского.) Критика финала «Престолов» и 1,3 млн подписей за то, чтобы переснять 8 сезон, тоже говорят в пользу того, что зритель прекрасно способен отличить последовательную экранизацию от фан-арта сценаристов – как мы помним, начиная с 6 сезона сериал ушел вперед книг Мартина.
У реалистического или исторического шоу поравняться рейтингом с «Игрой престолов», вероятно, будет меньше шансов. Т.н. «таблоидно-исторические» сериалы («Тюдоры», «Борджиа») окучивают аудиторию постарше – по данным Nielsen, второй сезон «Короны» смотрели в основном зрители старше 50 лет, преимущественно женщины.
Но даже заработать высокий рейтинг – полбеды. Как показал «Телохранитель» (иронично, с главной звездой – выходцем из дома Старков), это может сделать и сериал без прицела на многосезонные продолжения. Но для того, чтобы отпечататься в массовом сознании подобно «Престолам», нужна «долгоиграйка» – а художественный реализм, увы, оставляет куда меньше простора для разветвления на многочисленные сюжетные линии и для скачков фантазии, которые сделали из «Престолов» поп-культурную программу-минимум для миллениалов (особенно это касается бесконечных фанатских теорий).
Впрочем, в 1999 году, когда HBO дал миру другой культурный феномен – «Клан Сопрано», второй по рейтингам после «Престолов» за всю историю канала, – вряд ли кто-то мог подумать, что новыми Сопрано для массового зрителя станут некие Ланнистеры и Таргариены. (Два романа цикла «Песнь льда и пламени» на тот момент уже стали бестселлерами, но в начале 2000-х гик-культура имела куда меньшее влияние на прайм-тайм, да и тогдашний CGI этому не способствовал.)
С другой стороны, после финала «Клана Сопрано» в 2007 году мало кто мог подумать, что его герои вернутся на экран – эпидемия спин-оффов еще не развернулась в полную силу, – а теперь у этой переломной криминальной драмы будет приквел. Иными словами, трудно гадать, куда подует ветер завтра – одним лишь гигантским бюджетом нельзя заложить тренд и заслужить народную любовь. Но если считать, что сейчас зритель снова жаждет «приземленного» фэнтези (с сильным уклоном в политику), то у студий есть масса вариантов книг, права на которые еще не куплены. На днях, например, Foreign Policy составила подборку лучшего политического фэнтези для тех, кого разочаровал финал «Игры престолов».
Эпическое или «низкое» фэнтези?
Последний фигурант этого списка слегка из него выбивается. У большинства людей слова «политическое фэнтези» ассоциируются с «эпическим фэнтези» (high fantasy) о дворцовых интригах, т.е. таким, где действие происходит в неком параллельном мире, отличном от Земли (технически, книги Мартина тоже принадлежат к этому направлению). Тогда как Чайна Мьевилль – представитель жанра «приземленного» фэнтези (low fantasy), где элементы выдумки встраиваются в более-менее знакомый нам мир. (Его новая повесть «Последние дни нового парижа», например, посвящена тому, как французские сюрреалисты дают магический отпор нацистам.) Из его романа «Город и город», в котором два населенных пункта занимают одно и то же пространство, как в двойной экспозиции (такие себе ФРГ и ГДР на одном клочке земли), BBC сделала довольно скромную экранизацию в виде мини-сериала.
Но ряд критиков активно пророчит другому циклу писателя, романам о вымышленном мире Бас-Лаг, судьбу новой «Игры престолов». С одной стороны, романы цикла достаточно близки к «эпическому» фэнтези (это не земной мир, и в нем есть магия), а с другой, они весьма политически осознаны: Мьевилль придерживается социалистических взглядов, занимается активизмом и написал нехудожественную книгу о событиях революции 1917 года.
Если взглянуть на недавние премьеры фэнтези-сериалов по сильным книжным циклам, конкурентов эпосу HBO там не предвидится
Но у того, что понимают под «чистым» low fantasy (узнаваемый земной мир с примесью магии или вмешательством потусторонних сил), шансов повторить феномен «Игры престолов» маловато. Многочисленные жанровые проекты CW, к примеру, лишь теряют рейтинги от сезона к сезону, если их не отменяют или не держат в обойме, как «Сверхъестественное», в знак уважения к самым хардкорным фанатам, которые взрослеют гораздо быстрее, чем полюбившиеся им в юности шоу о вампирах и ведьмах. Кривая рейтингов «Волшебников» Syfy (продленных на 5 сезон) выглядит аналогично. Тогда как по условию нашей задачи фан-база вместе с рейтингами, напротив, должны расти с каждым новым эпизодом.
Даже если перечислить недавние премьеры сериалов по сильным многосерийным литературным первоисточникам, конкурентов эпосу HBO там не предвидится: «Открытие ведьм» (Sky1) по бестселлеру Деборы Харкнесс получил массу похвал и добро на три сезона, но миновал широкую аудиторию, а спродюсированный Ридли Скоттом «Перерождение» и вовсе был отменен после первого сезона. Так что мы в любом случае сделали бы ставку скорее на самого слабого подражателя Толкина, чем на очередную школу магии или N-ный вбоквел «Ходячих мертвецов».
Подобием «приземленного» фэнтези стал и сериал другого типа – «Британия» от Sky, который ненавязчиво продвигали как ответ «Престолам»: в нем действие происходит в I веке н.э. во время завоевания Британии римлянами, но в шоу есть фэнтезийный элемент в форме друидической магии. Несмотря на позитивные отклики, сериал мало заинтересовал широкого зрителя – куда меньше, чем даже преимущественно рационалистические «Викинги» от History, благополучно продвигающиеся к шестому, финальному сезону.
Сами «Викинги», несмотря на частые сравнения с «Престолами», были и остаются более нишевым шоу (премьера 5 сезона привлекла 2,1 млн зрителей), и все указывает на то, что у канадско-ирландского сериала в Европе и Канаде пропорционально больше поклонников, чем в США. Впрочем, у Америки как у кузницы всемирных грез есть и потенциальный конкурент в образе Азии: но способен ли он работать на внешний рынок?
США или Китай?
Руководство HBO Asia предсказывает, что эпическое шоу масштаба «Игры престолов» появится в Азии в ближайшие 10 лет. Почему же не раньше? «В плане историй Азия поставляет массу драм о дворцовых интригах. Добавить туда драконов, и получится что-то в духе “Игры престолов”, – рассказывает директор HBO Asia по оригинальному контенту Джессика Кэм-Энгл в интервью The Hollywood Reporter. – Так что дело не в недостатке сюжетов. Есть ли у нас рассказчики, сценаристы, продюсеры, директоры и актеры подходящего калибра? В некоторых сферах их больше, чем в других, но хороших актеров, режиссеров и креативности у нас точно хватает».
HBO Asia стремится удовлетворить интересы локальной аудитории – но «локальная» аудитория в данном случае объемлет 20 стран региона
«У нас не так много авторов, которые способны свести воедино всеобъемлющую историю, но и такие найдутся. Кого нам действительно не хватает, так это шоураннеров, которые будут следить за всем механизмом. Съемки “Игры престолов” могли происходить одновременно, скажем, в четырех странах. У нас вряд ли есть шоураннеры для такого. Возможно, придется приглашать их из-за рубежа». Но пока это не приоритет для компании. Она поясняет, что сейчас HBO Asia стремится удовлетворить интересы локальной аудитории – но «локальная» аудитория в данном случае объемлет 20 стран региона. Если пожертвовать потребностями имеющихся зрителей и сосредоточиться на продукте, рассчитанном на международную аудиторию (каким является «Игра престолов»), то азиатская аудитория может отвернуться от сервиса. «Это не наш путь», – замечает Кэм-Энгл.
Не исключено, что досадный пример провалившегося в прокате фильма «Асура» – самого дорогого китайского проекта с бюджетом $100 млн, где можно было увидеть подозрительно знакомую блондинку и ее плечистого спутника – научил региональных поставщиков контента не хвататься без оглядки за любую историю, где фигурируют копии Дейенерис и Кхала Дрого.
Как бы там ни было, в гонке потенциальных претендентов на будущую «Игру престолов» мы делаем ставку на американские сериалы, которые будут максимально жанрово приближены к «Песни льда и пламени». Как ни странно, ни Apple, ни Disney+ не представили ничего похожего в своих презентациях. Но свято место пусто не бывает: на символический Железный трон обязательно найдутся новые претенденты.