В начале карантина «Медиа Группа Украина» и исследовательская компания Gradus Research запустили совместный проект мониторинга общественных настроений «Градус здоровья Украины. Обратная связь», который продолжается по сей день. Опросы проводят дважды в неделю, они касаются эмоционального состояния, самочувствия, оценки финансового положения, соблюдения карантина и других важных аспектов жизни украинцев. Исследование является неприбыльным, результаты направляют представителям органов государственной власти и публикуют на ресурсах медиагруппы.
Авторы проекта объяснили «Телекритике», чем он полезен чиновникам, журналистам, бизнесу и обществу.
«Что-то стоящее рождается в кризис»
Татьяна Никитина, директор департамента аналитики телеканала «Украина», кандидат социологических наук
«Не первый раз замечаю, что действительно что-то стоящее, полезное и интересное рождается в кризисных ситуациях. Именно так можно сказать о проекте «Медиа Группы Украина» и исследовательской компании Gradus Research «Градус здоровья Украины. Обратная связь».
Проект родился в самом начале карантина, когда все менялось так быстро, что реальность могла вот-вот уйти из-под ног. Доминировали панические настроения, неопределенность, и вместе с тем ощущалась острая потребность что-то сделать, чтобы помочь нашим зрителям и стране пережить этот непростой период. Именно в такой обстановке родилась идея совместного проекта. Мы в «Медиа Группе Украина», как никто, понимаем ценность объективной информации, особенно в критических ситуациях. Мы знаем, что наличие такой информации – важная составляющая решения проблемы. Поэтому моментально поддержали идею и перешли к ее реализации, предоставив эфир, все наши диджитал-площадки и свою методологическую экспертизу.
Цель нашего совместного проекта сформулировали так: «Осуществлять регулярный мониторинг состояния здоровья и общественных настроений украинцев для оперативного информирования общества и государства». В ходе реализации проект разросся и оказался настолько интенсивным и многогранным, что только сейчас, на пятой неделе реализации и только во время майских праздников, дошли руки рассказать о нем подробнее.
Для меня лично этот проект интересен с разных точек зрения. Во-первых, я люблю исследования, в которых есть социальная миссия. У проекта «Градус здоровья Украины» она очень четкая – информирование государства и общества. Проект предоставляет объективную информацию государству о состоянии общества для принятия наиболее взвешенных и эффективных решений. Он в лучших традициях развитых демократий информирует общество о реальном положении дел в непростое время. Из данных проекта мы увидели, что на начальных стадиях карантина украинцы на удивление легко согласились с ограничениями и старательно соблюдали карантинный режим. Но уже в последних волнах мы видим снижение страха заразиться, усталость от карантинных мер и желание их послабления. В то же время нарастает страх ухудшения экономической ситуации. И это очень ожидаемо, поскольку, по данным опроса, мы видим, что 20% опрошенных потеряли доход из-за карантина, а еще у 40% доход снизился. Еще интересно, что практически 50% украинцев верят в то, что коронавирус был создан искусственно. Проект дает представление о том, как пандемия повлияла на украинцев: 70% опрошенных отвечают, что их жизнь изменилась, и 63% считают, что она уже не будет прежней даже после завершения карантина.
Но не будем больше о результатах, вы сами можете с ними ознакомиться на сайте «Сегодня». А я перейду ко второму аспекту моего интереса к проекту – методологическому. Как известно, золотым стандартом социологии считаются face-to-face, сокращенно f2f – личные интервью по месту жительства респондента. Но карантин закрыл возможность проведения любых f2f-опросов. И даже после послабления карантина, этот метод вряд ли вернет свои позиции. Люди еще долго будут бояться пускать незнакомых людей на порог и продолжат соблюдать социальную дистанцию, а интервьюеры вряд ли будут рваться ходить по чужим квартирам и ездить в другие населенные пункты, что необходимо для проведения классического f2f.
Поскольку запрос на социологическую информацию остается высоким, социологам нужно искать альтернативные методы проведения исследований. Альтернативным классическим методом являются телефонные интервью. И их доля в общем исследовательском сплите во время карантина растет. Но телефонные опросы не универсальны, они могут решить далеко не все задачи. Например, по телефону нельзя тестировать видео или изображения, предлагать длинные списки альтернатив, поскольку они не воспринимаются на слух. И тут свои позиции начинают отвоевывать онлайн-опросы.
Gradus Research проводит полноценные социологические опросы на смартфонах. Безусловно, мы понимаем, что есть перекос в сторону тех, у кого есть смартфоны и кто пользуется интернетом, таких людей в целом становится все больше. Помимо прочего, карантин интенсифицировал процессы интернетизации. Поэтому онлайн-опросы, особенно на смартфонах, начинают быть репрезентативными по отношению к все более широкой аудитории. Нам нужно пройти еще длинный путь, чтобы найти новые «золотые стандарты» получения надежной и валидной социологической информации в меняющемся мире. И мы с неподдельным методологическим интересом идем по дороге экспериментов вместе с нашими партнерами.
Третий аспект, на который я хотела бы обратить внимание, – это интеграция проекта в производственный процесс нашей медиагруппы. Результаты исследовательского проекта «Градус здоровья Украины. Обратная связь» используются в эфирах многих проектов телеканалов «Украина» и «Украина 24», а также на них опираются, чтобы быстро принимать решения. Новости быстрее всего реагируют на изменение ситуации в обществе, им важно оперативно получать от него обратную реакцию, информируя о любых изменениях в общественном мнении. Наш проект позволяет проводить быстрые опросы на важные для общества темы: здоровья, психологического состояния, ситуации на рынке труда, изменения дохода, изменения жизни в целом в ситуации карантина, оценки карантинных мер респондентами и многих других аспектов жизни во время карантина. Причем все это – в течение нескольких суток: мои коллеги из новостей могут мне сегодня задать вопрос, а завтра-послезавтра получить ответ и озвучить его в эфире. Это беспрецедентная скорость получения информации при соблюдении социологических стандартов.
За период карантина канал «Украина» и канал «Украина 24» выпустили более 50 сюжетов на основании опросов, проведенных в рамках совместного проекта «Медиа Группы Украина» и Gradus Research. И я как социолог очень ценю возможность быстрого изучения общественного мнения в крайне необычных для всего мира условиях. А как сотрудник медиагруппы рада возможности быстро реагировать на потребности эфира и оперативно отвечать на информационные запросы коллег».
«Тандем «медиа + социология» максимально эффективен»
Евгения Близнюк, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research
«Проект Gradus задумывался как платформа экспресс-опросов, которая позволяет провести репрезентативное поле с достаточной выборкой на протяжении суток. В Украине есть много онлайн-панелей, но они не работают в формате мобильного приложения. Несмотря на то, что метод опросов в смартфонах возник всего несколько лет назад, сегодня это стремительно растущий тренд: в Европе, по данным Esomar, доля опросов в мобайле уже составляет 9%, а в Штатах – 14%. Проведение опроса в смартфоне респондента ускоряет скорость его реакции на приглашение пройти опрос многократно. Ведь смартфоны уже давно стали продолжением нашей руки, и любой пуш – прямой стимул к быстрому ответному действию.
При этом, в отличии от опросов в мессенджерах, мы контролируем нашу выборку путем верификации каждого респондента. Это позволяет нам говорить об абсолютной надежности данных и репрезентативности по четырем контрольным параметрам: пол, возраст, регион и размер населенного пункта.
Тем не менее совместный проект «Градус здоровья Украины» стал для нас настоящим испытанием на крепость. При достаточно объемных анкетах продуцировать две волны исследования в неделю – нетривиальная задача.
Такая скорость получения данных позволяет следить за изменениями общественных настроений практически в режиме реального времени. Так, по состоянию на последнюю волну (2 мая) всего 4% респондентов имели среди знакомых человека с подтвержденным диагнозом COVID-19. Такое низкое присутствие вируса в жизни людей (что, безусловно, было основной целью карантина) привело к синхронному эффекту. Вирус стал для большинства респондентов чем-то вроде мифического животного – все о нем говорят, но никто не видел. Продолжая на словах поддерживать карантинные меры как необходимые, респонденты на своем бытовом уровне снижают строгость карантина, позволяя себе постепенно восстанавливать привычный способ жизни.
Исследовательские проекты, направленные на опросы населения в условиях карантина, были запущены во многих других странах, например, в Израиле, Германии, Великобритании, Франции, Италии, по инициативе государства. Уже появились интернациональные исследовательские проекты, в которых участвуют десятки стран и, как правило, они также поддерживаются государством. В нашей стране бизнес пришел с предложением к правительству, обеспечив власть информацией о заболеваемости во время карантина, об оказываемой медицинской помощи и ее качестве. Одновременно с этим украинские бизнесы тоже получили эффект. Ведь в результате карантина у всех потребительских групп значительно изменилось поведение. Бизнесы из наших открытых отчетов получили доступ к стремительно меняющимся данным об эмоциональных изменениях украинцев, об изменении времяпровождения во время карантина, о финансовом состоянии и даже о потребительских настроениях.
В целом, формат тандема «медиа + социология» показал максимальную эффективность. Возможность получить моментальную обратную связь со стороны общества (с соблюдением всех стандартов социологии) позволяет оперативно оценить общественные реакции и соответственно отреагировать на них. Период времени от момента возникновения темы или запроса до получения результатов опроса не превышает суток. Это позволяет держать руку на пульсе изменений общественного мнения, важных социальных показателей и реакций людей на те или иные коммуникации.
Читайте также:
Украинцам предлагают поучаствовать в проекте «Градус здоровья Украины. Обратная связь»
Сериалы «Медиа Группы Украина» продали в Грузию
Янина Соколова об «Украине 24»: «Они не до конца оценили суть моей персоны»
Канал «Украина» представит премьеру сериала «Женские секреты»
Фото: «Медиа Группа Украина» и Gradus Research
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!