В конце сентября стало известно, что актриса Даша Трегубова снимет свой дебютный полный метр. Фильм под рабочим названием «Ее бы звали Марта» был подан на 14-й питчинг Госкино, где по результатам оценивания экспертов получил госфинансирование. В центре сюжета триллера – молодой реставратор, который вынужден вернуться в Украину из Италии из-за пандемии. В первый день изоляции в военном госпитале исчезают его жена и маленькая дочь. Он начинает их поиски, однако окружающие говорят, что в госпиталь он попал один.
«Телекритика» пообщалась с Дарьей и узнала, что ждать от проекта, как возникла идея детективного триллера и где искать вдохновение.
Почему именно сейчас решили попробовать себя в роли режиссера?
Я поступила на режиссуру сразу после школы, и полученный диплом давно намекал, что пора бы исполнить свой профессиональный долг. Но я слишком много работала в теле- и киносфере на разнообразных должностях – от ведущей и актрисы до главного редактора канала и креативного продюсера продакшена. Думаю, теперь, с полученным опытом и профессиональными навыками, я готова снимать качественно и интересно. Я киноман, еще в 17-18 лет запоем смотрела всю киноклассику, я и на режиссуру решила поступать, когда увидела «Небо над Берлином» Вендерса… Поэтому верю, что режиссура – это зрелость, сформировавшаяся личность, жизненный опыт, не только желание, но и умение сказать что-то зрителям. Хотя есть конечно и прекрасные юные вундеркинды в этой профессии, но я созрела только сейчас.
А когда пришло время, появилась и возможность. Моя дочь Полина снималась в прекрасном проекте «Щедрик», и продюсер проекта Артем Колюбаев, с которым мы до этого неоднократно сотрудничали, посоветовал мне все-таки заняться воплощением хотя бы одной из множества идей – они накапливаются у меня в заметках под грифом «Сюжеты», и их там уже больше полусотни.
Так что я взяла одну из самых любимых (писала ее четыре года назад в отпуске, а затем никак не хватало времени во что-то ее оформить), обратилась к продюсеру Саше Омельянову, с которым вместе плодотворно работали на продакшене, мы встретились с отличным сценаристом сериала «Прятки» Симором Гласенко и предложили ему взять эту идею в разработку. Затем нам в помощь пришел карантин – правду говорят, что кризис – это период возможностей. Поэтому, когда были поставлены на паузу мои актерские проекты, появилось время для сценария.
Первоначальная история в руках Симора сильно изменилась — в лучшую сторону. Но остались ключевые моменты, которые мне были важны. Симор очень вдумчивый сценарист, потому что я – спринтер, я бы за неделю сценарий написала. Но Симор мне сказал, что наш сценарий даже по продуманным ходам займет не меньше, чем полгода. Я тогда закатывала глаза и говорила: «Ну как так долго?». А сейчас уже больше, чем полгода прошло. И у нас уже третий драфт. Но уже первый драфт, который мы показали и Колюбаеву, и Омельянову, и европейским продюсерам, — всем понравился, и это очень вдохновляло.
Где вы ищете вдохновение?
Я смотрю дикое количество фильмов и сериалов. В заметках у меня есть еще один список «Смотреть» — он просто бесконечно длинный, но я регулярно оттуда что-то вычеркиваю и что-то туда дописываю. Конечно, я вдохновляюсь и историями, которые мне рассказывают.
Фильмы меня вдохновляют невероятно, но для меня принципиально важно «вдохновляться», а не «заимствовать». Я наполняюсь одним, а генерирую совершенно другое. Ну, вы понимаете — когда пишешь сценарий, который называется «Сверкание», и там писательница в домике на озере едет крышей и пытается убить топором мужа и дочь – это уже не вдохновение, а сплагиаченный сами знаете у кого сюжет. Поэтому если бы те люди, чьими фильмами я вдохновлялась, узнали об этом, то они бы даже не поняли, что там общего: разные истории, персонажи, жанры.
Я фанат камерных триллеров с непредсказуемым финалом и сюжетов, где персонажи заперты и вынуждены взаимодействовать друг с другом (получаются, по классике, «пауки в банке»). «Гараж» Рязанова, «12 разгневанных мужчин» Люмета, там же и «Куб», и «Эксперимент», и «Экзамен», и один из моих любимых – «Идентификация».
Еще люблю фильмы, в которых есть сумасшедшая энергия и драйв, кино, пардон, с яйцами, где на первой минуте вдыхаешь и выдыхаешь на 20-й, как в последнем «Безумном Максе». Вот так должно быть. Даже когда мы обсуждали сценарий с Симором, сразу планировали, чтобы была эта энергия и сила уже в первом драфте.
Так что мы сейчас собираем все воедино: крутой сценарий и сильную команду. Ну а Даша Трегубова-продюсер уже договорилась с Дашей Трегубовой режиссером, чтобы результат нас всех удовлетворил.
Вы говорили, что любите фильмы ужасов. Может, будут еще элементы этого жанра в вашем фильме?
Там есть мистическая составляющая, но она не на первом плане. Мне нравится, когда фильм выглядит как ужасы, а потом оказывается, что нет. Или наоборот. В общем, сюжет с неожиданным для зрителя поворотом.
Будут ли спецэффекты для показа мистики?
Немного. Потому что в нашей истории главное – это атмосфера. Когда у тебя на руках отличный сценарий, в голове потенциальный каст, а в почте хороший выбор локаций, надо понимать, как со всем этим создать правильную атмосферу фильма. Визуальная составляющая, наполнение кадра, актерские образы, игра, музыка, ритм повествования. Мы же все любим и «Твин Пикс», и «Настоящий детектив» как раз за ту атмосферу, которая мастерски воспроизводится режиссером в кадре. На питчинге я довольно подробно рассказывала, как визуально мы будем передавать атмосферу тех мест и событий, в которые попадают герои. В фильме есть условный рай, ад и чистилище, и каждая из этих историй воплощается на экране по-своему. Кстати, за визуальную часть будет отвечать очень талантливый оператор Сергей Смычок, с которым мы работали над очень атмосферным фильмом «Сторонній» Дмитрия Томашпольского.
Несмотря на то, что это был первый полный метр Сережи, он обалденно справился и получил много призов на международных фестивалях.
Сюжет полностью придуман или частично основан на реальной истории?
Есть события из реальной жизни, это была идея Симора. У меня вся идея изначально была оторвана от времени и места, так что моя история гипотетически могла произойти в любую декаду конца 20 или 21 века. Однако позднее мы добавили актуальную историю с вирусом и Новыми Санжарами, и это отлично двигает историю вперед, а вместе с ней и главного героя.
Почему выбрали такую необычную профессию для главного героя – реставратор?
Это забавно. Вначале главный герой был сценаристом. И мне звонит наш сценарист и говорит: «Нет, сценарист – это очень нетипичная профессия, зрители не знают, кто это и с чем его едят, давай поменяем». Так появился реставратор. Но в нашем случае это оправдано и даже символично, так как в начале фильма герой решает собственные семейные проблемы, реставрируя при этом дворец бракосочетаний в Италии. Симор Гласенко очень подробно исследовал особенности профессии, так что мы уже в теме.
Съемки будут проходить и в Италии?
Да, у нас есть итальянский копродюсер. В целом, при написании сценария, Италия возникла просто потому, что это солнечная страна, в которую наши соотечественники часто ездят на заработки. На данном этапе, пока еще не запущено производство, Италия может стать и Грецией. Главное, что там должно быть солнечно, люди должны жениться и архитектура должна присутствовать соответствующая.
Планируете ли сыграть в своем фильме?
Мы еще не проводили кастинги, они начнутся, когда сценарий будет готов. И, поскольку планируется европейское копродюсирование, вероятно некоторые роли достанутся европейским актерам. Когда Симор начал писать сценарий, сказал: «Вот тут одна роль точно для тебя», но этот вопрос открыт, хотя соблазн сыграть в хорошем полном метре очень велик, если честно.
Какая компания будет заниматься продакшеном фильма?
Их две: кинокомпания Joyfilms Александра Омельянова и «Мейнстрим пикчерз» Артема Колюбаева. То есть два продюсера и две украинские кинокомпании, плюс еще одна польская, которая подтвердила свое участие, и итальянская.
Ваши топ-3 детективных триллера с элементами мистики?
Люблю «Другие» Аменабара, нравится «Игра в прятки» с Робертом Де Ниро. Если брать те, которые без мистики, но с крутой энергией – «Бойцовский клуб» и «Грязь». Еще недавно вышел сериал «Третий день» с Джудом Лоу, я посмотрела на их цветокоррекцию и атмосферность — есть чем вдохновляться.
Считаю, что все должны делать то, что им безумно нравится, и то, в чем они чувствуют свою силу. Только тогда энергия становится созидательной.
И для меня очень ценно, что наш жесткий кинорынок с большой конкуренцией, в том числе и за государственную поддержку, меня поддерживает. Многие наши киношники, известные режиссеры, продюсеры, сценаристы после питчинга сказали, что рады победе нашего проекта. В профессиональных киногруппах появлялись комментарии «Молодец, в добрый путь». И это безумно приятно. Я в свою очередь с такой же радостью и гордостью объявляю имена тех, кто получает «Золотую Дзыгу». Потому что уверена — только поддерживая друг друга, мы сможем развить наше кино.
Увидим ли мы вас во втором сезоне «Первых ласточек»?
Да. Только в этот раз изменились и истории, и наши персонажи. А с шоураннером Женей Туником и режиссером Валиком Шпаковым работать всегда круто – у них классные идеи, безумная работоспособность и четкое видение проекта.
«Первые ласточки» стали событием, стали терапией для огромного количества подростков – и это очень круто.
Читайте также:
Актриса Даша Трегубова снимет свой первый полнометражный фильм
В Италии и Великобритании состоится премьера фильма «Сторонній»
Госкино объявило результаты оценивания проектов 14-го питчинга
Стали известны имена ведущих «Золотої Дзиґи»-2020
Фото: архив Даши Трегубовой
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!