Многие блогеры сегодня стремятся попасть на ТВ, — видимо, интернета им уже недостаточно, поэтому они записываются на кастинги и шлют письма с предложениями о сотрудничестве разным творческим группам. А у Анны Тринчер все было наоборот: сначала девушка попала на ТВ, а потом уже решила завести собственный влог. В результате многие зрители знают и любят ее благодаря сериалу «Школа» и участию в шоу талантов «Голос країни», многие — благодаря влогам в TikTok и YouTube, а кто-то регулярно смотрит ее фото в Instagram. И все же, перейдя в онлайн, Анна не расстается с ТВ, время от времени появляясь в разных передачах. Нам стало интересно, что блогеров привлекает в телевидении: возможность расширить аудиторию? Или работа в новых форматах? Или же ребятам просто интересно «засветиться» еще и на телеканалах? Все эти вопросы мы задали Анне, которая знает на собственном опыте все нюансы работы и на видеоплатформах, и на ТВ.
Как ты считаешь, почему популярные блогеры стремятся попасть на ТВ?
Я думаю, что, в первую очередь, по причине привлечения новой аудитории. Но здесь, как мне кажется, происходит равноценный обмен: ТВ-канал начинает сотрудничать с блогером, чтобы привлечь более молодую аудиторию к своим проектам, и, возможно, бренды, которые заинтересованы в данном конкретном блогере, а блогер в свою очередь прибавляет себе часть аудитории канала, расширяет количество своих подписчиков и получает дополнительную медийность.
Для блогера присутствие на телеканале – возможность, чтобы о нем узнало как можно больше людей. А еще, конечно, обеспечить медийность, на которую бренды-рекламодатели так же обращают внимание. Если инфлюенсер популярен не только в интернете, но еще участвовал в разных телевизионных проектах, это добавляет ему статусности, популярности, известности. Все это – медийность и количество (и качество) аудитории блогера – добавляет цифр к его рекламным контрактам. Чем больше аудитория блогера, тем доступ к ней дороже.
Что лично тебе дало участие в ТВ-проектах?
Я получила огромный опыт работы с командой – сценаристами, продюсерами, режиссерами и операторами, который мне очень пригодился, когда я с командой снимала свои первые клипы. Я наблюдала, как работают разные департаменты на ТВ, как выстроена работа продакшена, в чем специфика и как организовать вокруг себя команду творческих людей.
Участие в съемках телевизионного проекта дало мне также и новые знакомства с крутыми профессионалами. Сериал «Школа» стал фундаментом в моей карьере, стал тем толчком, который дал мне возможность самостоятельно развиваться дальше, как артисту. Ну и, конечно, у меня появилась новая аудитория, которая остается со мной сейчас и слушает мою музыку. С недавних пор я начала писать песни, и мне очень хочется дарить людям свою музыку. В этом мой основной месседж.
В чем разница между съемками в ТВ-проекте и для влога? Расскажи об особенностях творческого процесса — от идеи и до постпродакшена, — на ТВ и для влогов.
Для съемок телепроектов и блогов нужна команда, потому что самому очень сложно все организовывать. В первую очередь разница, конечно, в бюджете. На ТВ чаще всего бюджеты и гонорары, которые распределяются на все департаменты, выше. У блогера же команда минимальная и многофункциональная. И самое важное отличие в том, что на телевидении ты приходишь и выполняешь свою задачу согласно написанному сценарию. А когда ты снимаешь для блога, то, во-первых, ты думаешь за всю команду, все контролируешь и несешь всю ответственность на себе. Блогер должен быть и режиссером, и режиссером монтажа, и сценаристом, и художником, и стилистом, и мейкапером, и при этом он должен быть харизматичным, обладать хорошей дикцией.
Еще на ТВ есть очень много рамок и ограничений: формат – неформат, политика медиакомпании, философия шоу, а так же постановочные моменты. А у блогеров в основном все снимается в live-режиме, нет границ – все зависит от самого блогера. Если он понимает, что его образ и имидж позволяют сделать какой-то дурацкий поступок на камеру, то он это сделает, а на ТВ этот же поступок как минимум выглядел бы странно. Разница в том, что в социальных сетях ты можешь творить все, что хочешь. Конечно, есть ограничения, которые ставят сами платформы, но на телевидении, все же, рамки гораздо более жесткие.
Что касается непосредственно самого съемочного процесса, то в блогерстве все гораздо проще, чем на ТВ: не так сильно заморачиваешься с ракурсами и светом. Хотя, если блогер настроен на суперкачественную картинку, то он и тратит на продакшен больше. И тогда такие съемки могут ничем не отличаться от съемок на ТВ.
Ситуации бывают разные. Есть блогеры, которым достаточно снимать себя на камеру мобильного телефона и монтировать в примитивных программах за 5 минут. А есть блогеры, которые арендуют профессиональную технику и нанимают целые постановочные группы, арт-департаменты, режиссерские команды и так далее.
Как считаешь, чему телевизионщики могли бы поучиться у тиктокеров и ютуберов?
Я думаю, что, скорее, наоборот — блогеры могли бы многому поучиться у телевизионщиков, потому что блогеры, по большей части, — аматоры. Большинство блогеров не имеет профильного образования и делают все интуитивно. Но при этом телевизионщикам можно поучиться мультизадачности, которой обладают блогеры. Они более оперативны: быстро подхватывают тренды и сами их же и создают.
Очень часто бывает так: появился новый тренд, все его уже подхватили, везде он был, уже интерес спал, а телевизионщики только начинают снимать тренд, который уже потерял свою актуальность.
Я считаю, что телепродакшенам не стоит бояться экспериментировать, придумывать и показывать новые решения, быть неформатными, нетривиальными. Очень часто ты замечаешь, что все шоу одинаковы по своей структуре и смотреть их порой бывает скучно. А блогеры из-за того что делают все интуитивно, не имеют рамок, создают контент так, как чувствуют, выражая свою точку зрения. И получается все творчески, «по-своему», индивидуально и с новыми решениями.
Расскажи о популярных трендах TikTok и YouTube. Есть ли какие-то тренды, которые перекочевали на ТВ? А какие тренды телевизионщики могли бы позаимствовать?
За последние несколько лет было какое-то невероятное количество крутых трендов. Это и Ice Bucket Challenge, и Bottle Flip Challenge, и «замри-челлендж», и челлендж, когда ты должен провести 24 часа в одном помещении. У меня, например, было 24 часа под водой и 24 часа в пустыне. Эти тренды подхватывали и телеканалы, но в основном это были развлекательные late night show. Тренды интернет-площадок – это все-таки очень скоротечная история, и их, как мне кажется, сложно интегрировать в телевизионный проект на постоянной основе. В интернете все происходит очень быстро, и нужно подхватывать «здесь и сейчас», потому что, скорее всего, завтра появится что-то новое и все внимание людей переключится на новый тренд.
На телевидении в YouTube из-за того, что продакшн собирается очень долго, на подготовку съемки и на саму съемку может уйти несколько дней, а за это время тренд станет уже не в тренде. Для того чтобы телевизионщики могли заимствовать тренды c TikTok, нужно настроить работу продакшена таким образом, чтобы снимать и выпускать в эфир можно было бы день в день. Так, кстати, делает Джимми Фэллон в своем шоу. У него работает огромная команда, которая мониторит все самые популярные видео в YouTube, осматривает тренды TikTok и Insagram и адаптирует их под ТВ-формат. В его шоу очень часто можно увидеть не только пародии на популярные челленджи, но и блогеров, и тиктокеров, которые находятся на волне популярности.
С развитием YouTube стало появляться очень много крутых шоу, которые, наверное, вряд ли могли бы появиться на ТВ именно из-за цензуры. А в последнее время некоторые популярные в YouTube-шоу можно увидеть и на телеканалах. Но бывает и так, что блогеры подхватывают какой-то ТВ-формат и разрабатывают его по-своему. Например, тревел-блоги все же изначально пошли от телевизионных тревел-шоу. Появилась возможность путешествовать, вместо тяжелых камер – камера Go Pro или фотоаппарат и полная свобода действий и отсутствие цензуры. И все это очень развивает индустрию интернет-телевидения.
Расскажи немного о своей команде.
Что касается YouTube, то у меня есть оператор, монтажер, дизайнер, который делает для моего блога арт-обложки, а с недавних пор у меня появился еще и продюсер, который организовывает весь съемочный процесс и тезисно прописывать сценарий. Поскольку у меня все же лайфстайл-тематика, я не хочу создавать какой-то конкретный сценарий, который буду повторять слово в слово, и в итоге все будет выглядеть наигранно. Я все же люблю импровизацию.
Команда, с которой я работаю – это люди, проверенные годами. С оператором, например, мы давно знакомы и помогали друг другу создавать контент. Творческих людей ты чаще всего находишь в процессе. И в основном я ищу молодых, амбициозных, у которых, возможно, не так много опыта, но есть потенциал, который просто необходимо помочь раскрыть. Что же касается Insagram и TikTok, то здесь я все делаю самостоятельно: сама придумываю идею, сама снимаю, сама монтирую и участвую тоже сама.
Комфортно ли тебе было работать с командой телевизионщиков? Что привлекает в работе на ТВ? А на YouTube, в TikTok?
Я не могу сказать, что YouTube и TikTok я предпочитаю телевидению, и наоборот, что телевидение для меня важнее социальных платформ. Несмотря на общую схожесть, эти сферы все-таки отличаются, но мне одинаково и интересно принимать участие и в телевизионных проектах, и создавать контент для YouTube и TikTok. Блогерство, скорее, стало для меня следствием участия в телевизионных проектах, таких как «Голос країни» и сериал «Школа». Это один из способов коммуникации со своими поклонниками, ведь в первую очередь я все-таки певица, а потом уже актриса и блогер.
Я снималась в телевизионных проектах в качестве участницы и не принимала участия в процессах создания телевизионного контента. С нами работала огромная команда, и от нас требовалось выполнять поставленные задачи. Мне было комфортно с этими людьми, потому что они очень четко знали, что делают, и умели объяснить, что требуется от меня. Я получила колоссальный опыт, и это дало мне толчок к запуску собственного YouTube-канала.
Но если на телевидении все-таки существуют определенные рамки, то в блогерстве я чувствую себя свободнее. Наверное, именно свобода привлекает меня в работе на интернет-площадках. Здесь я решаю, какой контент создавать, как он должен быть снят, могу не придерживаться стандартных правил телевизионной съемки, а снять все наоборот и сделать так, как это вижу именно я, не ограничивая себя форматом.
На телевидении также многое зависит еще и от того, высокобюджетный ли или низкобюджетный проект. Если бюджет проекта небольшой, это вгоняет тебя в определенные рамки – когда нужно снять много и за очень короткое время. В таком режиме работать очень сложно, ты не можешь спокойно отдаться творчеству. Но когда ты сам создаешь свой контент для YouTube или других интернет-видеоплатформ, ты сам распределяешь свое время, потому что сам по факту за него платишь.
Хотела бы принять участие еще в каких-либо ТВ-проектах? Почему? И о чем они должны быть?
Я бы хотела попробовать себя в качестве телеведущей какого-то мистического проекта или тревел-шоу, путешествовать по миру, знакомиться с культурой и обычаями разных стран и народов, и рассказывать об этом зрителям. Поскольку я учусь на факультете актерского искусства театра и кино, я изучаю и сценическую речь, и то, как работать с камерой и командой. То есть некоторые навыки, необходимые телеведущей, у меня уже есть. Но на самом деле я открыта всему, что в дальнейшем ждет меня в жизни, и готова получать этот бесценный опыт!
Читайте также:
Не ограничивайте интересы и давайте свободу действий: что ценит поколение Z
Ирина Король, «Апостроф TV»: «У нас нет табу ни на одного политика в этой стране»
Евгений Таллер о сериале, снятом за три дня в Zoom
Фото из личного архива Анны Тринчер
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!