5 ноября в кинотеатральный прокат вышла лента «Атлантида» Валентина Васяновича. Мировая премьера состоялась на 76-м Венецианском кинофестивале, где он победил в секции «Горизонты». Помимо этого проект имеет еще четыре Гран-при, подробности о всех достижениях ленты можно почитать по ссылке.
Помимо этого Украинский оскаровский комитет выбрал драму в качестве национального претендента на премию «Оскар» в номинации «Лучший международный художественный фильм».
Мы пообщались с художником-постановщиком фильма Владом Одуденко и узнали, как воссоздавались отдельные сцены драмы, в чем эстетика фильма и что во власти художника-постановщика на съемочной площадке.
Влад, расскажите, чем занимается в кино художник-постановщик и какие у него основные обязанности?
У меня есть заготовленный ответ на этот вопрос: чем меньше видна работа художника-постановщика на экране, тем она лучше. Иногда меня спрашивают: «А что ты вообще там делал?» – это лучшая похвала художнику. В «Атлантиде» – почти каждый кадр не обошелся без работы арт-департамента, но многим кажется, что это были готовые локации, как цех на металлургическом комбинате, например, где идет сварка, пролетают огромные чаны с расплавленным металлом и т.д.
«Атлантида» — для меня в целом очень знаковый проект. Мало того, что мы с Валиком дружим (Валентин Васянович — ред.), я работал со всеми его художественными полнометражными картинами. Работа с Валентином отличается от других проектов, таких как, к примеру, «Захар Беркут», где художник должен воссоздать историческую среду. Там всем понятно, чем занимался художник.
Художник-постановщик отвечает за все, что находится в кадре: за выключатель на стенке, за танк, проезжающий мимо. Все в кадре должно быть подчинено идее сцены и тому, какую задачу несет сцена. В случае с Валентином, он мне доверяет как другу и профессионалу, мы постоянно советуемся, как выстроить ту или иную композицию. У нас, можно сказать, творческий тандем, так как мы друг друга понимаем с полуслова.
Валик снимает однокадрово, у него нет монтажных склеек, то есть мы все время либо движемся в композиции, либо видим статичную композицию. Что с одной стороны усложняет задачу, а с другой — может и немного упрощает, так как нет «восьмерок» и обраток. Мы выстраиваем цельную картину, и тут у меня задача, чтобы в ней не было ничего случайного. Начиная от земли: как она выглядит, вспаханная она или утоптанная. Только еще небо нам не подчиняется, и то, зачастую мы ждем нужной погоды, если это натура. Если брать интерьер: все должно быть подчинено единому замыслу и не выбиваться по цвету и композиции. К примеру, цвет также дает настроение, поэтому цвет деталей стен и реквизита не должен выбиваться из общей гаммы. Даже цвет костюмов сюда входит, и я без костюмов не могу выбрать цвет стен: к примеру, если это врач в белом, то мы решаем, как это должно быть – белое на белом фоне, белое на сером, какая графичность ситуации и как движется актер. Это миллион вводных, которые я фиксирую себе.
Я постоянно нахожусь в процессе: подготовить интерьер, посмотреть как он выглядит в кадре, ищу локации, готовлю и осваиваю их. Вплоть до того, что мне важно, какой объектив будет на камере в конкретной сцене, чтобы оценить, какую ширину кадра мы увидим. Все это входит в мои обязанности: следить за данными аспектами и придерживаться режиссерского замысла.
Много ли сцен пришлось отстраивать для фильма?
Была сцена на натуре с границей, где стена с Россией, которая строится. В нашем распоряжении были поле, небо и земля. Все остальное, что было видно в кадре, мы создали, сделав многоплановость композиции.
К примеру, в сцене на заводе у нас был интерьер, но мы не смогли попасть на настоящий завод, занимающийся плавкой стали. Практически все, что видно в кадре – площадка на которой работают актеры, мы построили на высоте восьми метров, включая проплывающие чаны с металлом, все заборчики и сварочные аппараты.
Квартиру из сцены с утюгом мы снимали в реальном интерьере в Мариуполе, а потом нам пришлось полностью воссоздать интерьер этой квартиры в Киеве, в павильоне, чтобы снять дополнительную сцену в той же квартире главного героя.
В таких случаях могут появиться киноляпы?
Конечно. Я заметил позже у нас в фильме мелкие киноляпы. Но в Венеции (на Венецианском кинофестивале – ред.). их не заметили, так что отлично.
Если в кадр попадают неуместные вещи, как, например, стаканчик Starbucks в «Игре престолов», за это отвечает художник-постановщик?
На таких проектах как «Игра престолов» работает команда гораздо больше. Даже на тех исторических проектах, в которых я работал, у меня команда была больше, чем в «Атлантиде». Команда обычно состоит из художника-постановщика, ассистентов по реквизиту, декораторов. Конкретно в случае со стаканчиком – за этим должен был следить реквизитор на площадке: он следит за всем, начиная от того, как лежал коврик, заканчивая тем, где стояла ваза.
В таких авторских артхаусных проектах как у Валентина Васяновича с этими вещами работать чуть проще. Так как это не монтажное кино, у нас нет укрупнений эмоций на деталь, на глаза и на лицо. Мы не играемся в эмоцию монтажную, мы создаем эффект присутствия зрителя.
Мне в таких проектах интереснее работать, потому что тут не должна сыграть какая-то слеза, упавшая на мобильный телефон. Тут должна быть сцена на 5-10 минут, и зритель в какой-то момент теряет ощущения кадра. Ты все время наблюдаешь за происходящем будто в жизни и постепенно в это окунаешься. Авторское кино позволяет окунуться в чистоту процесса и максимально приблизить к реальности зрителя. Моя задача как художника создать эту отдельную реальность, чтобы ничего не отвлекало от героя. Эта эмоция для меня важнее, чем эксплуатация или манипуляция в сериалах, где все можно легко смонтировать.
Где сложнее работать — в историческом кино или проекте, в котором описываются события наших дней?
Все зависит от жанра. В историческом кино – чаще всего будет байопик или историческая драма. Мне интересно работать и там, и там. Если бы я работал 20 лет в каких-то исторических проектах, я бы с ума сошел. Так же было бы, если бы я снимал одни однокадровые фильма артхауса.
В историческом кино ты полностью создаешь картинку. Нельзя в Киеве взять и поехать в магазин за реквизитом. Да и интерьера нет, который соответствовал бы ХІІ веку. Так было в «Захаре Беркуте».
А в авторских фильмах, неважно современных или нет, не нужно создавать все с нуля. «Атлантида» даже не современный фильм. Мы снимали будущее. Зрителю будет знакома фактура в нашем фильме, ведь в провинции больницы, морги и многие дома все еще находятся в постсоветском состоянии. 2025 год мы показывали так же как и настоящее время, и показали что, к сожалению, ничего не изменилось. Даже бывало, что я воссоздавал фактуры 20-25-летней давности. Вот такой парадокс. Это был авторский замысел. Для меня важно, чтобы фильм выдержал нужную эстетику, фактурную и цветовую.
Как бы вы охарактеризовали «Атлантиду»?
Честный фильм, к сожалению. Весь коллектив и Васянович очень бы хотели, чтобы в 2025-м уже войны не было. Это было бы отличное пророчество.
Эта земля сейчас страдает, это факты. Режиссер основывался на том, что происходит сейчас, что действительно затапливаются шахты и большая часть воды заражена. К сожалению, это может быть правдой и фильм предостерегает. Это попытка предотвратить катастрофу и сказать, чтобы люди задумались. Очень хотелось бы, чтобы в этом плане мы ошиблись и земля Донбасса осталась пригодной для жизни.
В конце фильма чувствуется огромная надежда. В том, что есть люди, которые хотят остаться и возродить эту землю. Образ Атлантиды – это земля, которую хочется вернуть, хотя и кажется, что она уже потеряна.
Какие ваши любимые сцены в «Атлантиде»?
Сцена с утюгом. Может быть потому, что она мне близка потерей. У меня есть в жизни опыт потери близких людей, друзей. Я понимаю героя в этой сцене, я это прочувствовал сам.
Даже на фестивалях к нам подходили и спрашивали, как мы снимали эту сцену. Так как там включены утюг, электричество и прочее. Все это мы решили не голливудским способом. Но самое главное, что сцена эмоциональная.
Также мне очень нравится визуально финальная сцена, где герои выходят на крышу. Вот это сочетание пропорции маленького человека с гигантским заводом, которые не победить. Ее снимали в 4-5 утра в Мариуполе, и всю атмосферу создали тысячи ворон, которые пролетали по небу. И опять-таки – птицы вроде бы подарили надежду, но это вороны. Получился двоякий смысл.
Также нравится сцена любви в машине. Мы для нее построили кузов машины в павильоне. Сцена состоит из двух кадров, это единственная склейка в фильме, которую режиссер умело скрыл. Вообще, я люблю все сцены фильма.
Некоторые используют референсы в своих фильмах или вдохновляются другими проектами. Были ли у вас референсы или отсылки?
Естественно, мы постоянно обсуждаем и вспоминаем какие-то фильмы и размышляем, как там были сняты отдельные сцены. Валентин Васянович ставил перед собой задачу придумать новые сцены и новые решения. Вот, к примеру, сцена любви, такие есть почти в каждом фильме. Валентин долго думал над тем, как персонажей поставить в эти условия, как они познакомились, как существовали и что между ними происходило. В нашем случае герои познакомились из-за умерших людей: он везет воду, чтобы спасти людей, а она откапывает мертвых. Где бы они сошлись? Можно было сделать и дома у героя такую сцену, но у нас вышло необычно и уникально.
Референсы существуют. Один из фильмов, на которые ориентировались – это «Безмолвный свет» режиссера Карлоса Рейгадаса (2007 год). Настроение и темпоритм этого фильма мы держали в голове.
Вы также работаете с Валентином Васяновичем над его новым проектом «Відблиск». Расскажите о нем.
Фильм находится в стадии производства, мы уже многое отсняли. Я занимаюсь этим фильмом уже больше года, общаюсь с Валентином, оговаривая каждую мелочь, каждую локацию и сцену. На днях мы отправили небольшой тизер на Международный кинофестиваль в «Лез Арк»/Les Arcs Film Festival.
Тизер обычно у Валентина состоит из склейки нескольких сцен.
Проект интересный, ведь это новый вызов. «Відблиск» — это способ сказать о наболевшем, при этом не повторяясь с «Атлантидой».
На мой взгляд, Валентин пропускает фильмы через себя. И этот фильм больше об авторе. А я как художник пытаюсь в проекте найти что-то для себя: там есть отношения отца и дочери, друзей и сложные жизненные ситуации. Ведь бывают такие моменты, в которых ты не знаешь, как поступить: быть честным или думать о том, как это отразиться на близких.
На данный момент я занимаюсь только этим проектом. У нас уже найдены почти все локации для него. Мы также строим для него очень большую сложную локацию, даже больших масштабов, чем в «Атлантиде». Данная сцена должна будет длиться 20 минут.
Сколько обычно длится работа над одним проектом?
Художник-постановщик входит в проект с подготовительного периода и остается на съемочном. Также затем есть постпродакшен, который может длиться еще год, но художники-постановщики в нем не участвуют. Однако я участвую в нем исключительно в фильмах Валентина Васяновича. Так как мы дружим, я рад чем-то помочь на этом этапе и подсказать какую-то склейку или увидеть техническую проблему.
Были случаи, что в один год у меня было и три полных метра. Однако комфортный вариант – это когда всему арт-департаменту дают время освоится и подобрать локации в спокойном режиме. Ведь чем больше времени можно уделить на подготовку, тем лучше. Валентин наверное единственный режиссер, у которого есть репетиции сцен на локациях и в декорациях. Мне кажется, что некоторые украинские фильмы не добиваются успеха, потому что нет возможности хорошо подготовиться, и от этого теряется качество.
Читайте также:
«Атлантида» Валентина Васяновича откроет фестиваль «Киноко»
Выжженная земля – рецензия на фильм «Атлантида»
«Атлантида» Валентина Васяновича представит Украину на «Оскаре»
Вышел официальный трейлер драмы «Атлантида» Валентина Васяновича
Фото: Limelite
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!