Недавно телекомпания «Киев» переехала в новый офис на Глубочицкой улице. Предполагается, что вскоре здесь же разместится и коллектив радиостанции, в итоге медиа станут абсолютно конвергентными. Это учитывают даже при недавно начавшемся строительстве студии: хоть она и будет разделена на две зоны – телевизионную и радио, канал и радиостанция смогут легко обмениваться производимым здесь контентом. Напротив студии – новая аппаратная.
В большом опенспейсе двумя этажами выше сидят несколько десятков сотрудников канала. Здесь же расположен большой стол главы телеканала Юрия Лященко. Напротив его рабочего места стоит большой телевизор, как раз идет трансляция из радиостудии: несколько человек что-то оживленно обсуждают.
Переформатирование
Какие изменения произошли на радио за последний год?
Наталья Лященко: Первое, что мы сделали – поменяли музыкальный формат, став радиостанцией современных хитов. Эфирный позывной сменили с «Радио Киев» на «Киев FM», сейчас он более соответствует формату. Критики было безумное количество, и она до сих пор продолжается со стороны эстрадных исполнителей, шансона во всех смыслах этого слова. Еще был Михал Михалыч (Поплавский), но мы с ним достигли взаимопонимания. Мы рассматриваем городские медиа, как единое целое, но аудитория телевидения объективно старше и начинается с 35 лет. Чтобы расширить ее, нужно радио.
На радио мы опять же придерживаемся концепции коммунальной пользы. Что может дать радио «Киев» нашему комьюнити, кроме очевидного – информирования? Радио может быстрее начать говорить о взорвавшемся доме или об открывающемся парке. Радио может дать стартовую площадку для молодых музыкантов, создать для них «инкубатор» и сделать то, что не хотят делать коммерческие вещатели. Ведь как устроен сейчас радиорынок? Фактически это три холдинга…
Юрий Лященко: Один «Тавр» – и больше никого…
Н. Л.: Ну есть еще Business Radio Group, UMH, постепенно теряющий свои позиции, и несколько радиостанций, которые непонятно куда приткнуть. Все они, будучи коммерческими вещателями, имеют пул артистов, как «Тавр», например, который пополняет его через свой фестиваль «Таврийские игры». Все остальное – это коммерческие ротации. Хочешь быть популярным? Проблем нет – плати деньги. Мы приняли решение, что будем как раз площадкой для всех: мы ставим и хиты украинские, и молодых артистов, которые вообще без роду, без племени.
Следующее решение, – скорее, политическое, с одной стороны, с другой, – мы живем с ним уже давно: играем отечественную музыку только на украинском языке. В принципе, корни этой привязанности растут еще из нашего проекта «Радіо Один», который у нас имеет воплощение в Луцке и Волынской области, – это станция, состоящая только из украинской музыки, украиноязычных хитов.
Ю.Л.: Когда выбирают формат, обычно ищут нишу на рынке. В Нью-Йорке нет лаунж-станций, нет рэп-станций, а в Киеве оказалось, что все обрабатывают всевозможные ниши – от хитов 90-х до сегодня, ретро в разных вариациях, рок – такого количество рока нигде в мире нет, а в середине, где должна была бы быть самая острая конкуренция – пустая воронка.
Н. Л.: Нынешняя популярная музыка довольно ритмичная, подвижная, и вот в эту подвижность лучше всего ложатся наши динамичные новости. Сейчас они выходят один раз в час, блок занимает пять минут, но может случиться брейкинг по любому поводу: от чего-то глобально большого до открытия парка. Разница только в том, что, если это, не дай бог, какая-то трагедия, мы врежемся в эфир с новостями в середине песни, если что-то позитивное – дождемся ее окончания.
Ю.Л.: На телеканале мы прерываем программу экстренными новостями, если вдруг что-то случается. С домом на Позняках мы с 11 утра до 9 вечера вели марафон, не уходя из эфира, у нас не было других тем. Студия открылась, мы показывали стримы со своих и чужих коптеров, лайвью на земле.
Ранее в учебном режиме мы хорошо отработали подобный формат, разобрали на атомы многочасовое освещение АВС7 недавнего блэкаута в Манхеттене. Первым «боевым крещением» был прошлогодний «минер» на мосту: тогда наша ведущая Лиля Гулей вышла в прямой эфир после первых сообщений о минировании и оставалась в прямом эфире до окончательного разрешения ситуации.
Н. Л.: На этот раз мы вышли в эфир буквально в первые полчаса после взрыва дома и закончили уже после того, как людей расселили в интернате.
И Юля Терлецкая, наша корреспондент, все время была на связи. Она как в 11 утра начала, такой же была и в 9 вечера, я не знаю, откуда у нее силы брались.
На радио, помимо новостей, у нас есть очень много инструментария, который пришел из коммерческих форматов, короткие передачи, киноафиша, автоновости. Опять же, автоновости на «Киев FM» – это не только про новые тачки, это еще и о предстоящих дорожных работах, обсуждение – надо вешать камеры и слать «письма счастья» или нет. То есть все равно наши новости носят какой-то прикладной характер. Если мы приглашаем «звезд», то только с чем-то очень важным, например, гость рассказывает о какой-то благотворительной программе. Сейчас ищем голос для группы Cloudless. От них ушел вокалист, все об этом грустят, а мы решили им помочь.
Кто лоббировал вашу кандидатуру на пост руководителя радиостанции?
Н. Л.: А мы в пакете идем.
Ю.Л.: Идея такая – есть радио «Киев FM» и есть канал «Киев», а должна быть единая городская телерадиокомпания, и мы к этому идем. Любой другой директор радиокомпании объективно саботировал бы объединение. В самом начале, когда я призывал наших телевизионщиков теснее сотрудничать с радио, мне задавали совершенно искренний вопрос: с каким радио? Потому, что две городские структуры получали бюджет в два горла и лишь слегка знали о существовании друг друга. Никакой синергии. Сейчас мы пришли к тому, что служба теленовостей является основным источником новостей для радио. Радио больше не имеет репортеров, потому что съемочная группа приезжает на место и после лайва в телеэфир делает лайв в радиоэфир.
Нет ли у вас конкуренции за ресурсы?
Ю.Л.: Мы всегда ищем общие форматы. Для чего нам иметь отдельную программу «Депутатская приемная», если на радио есть программа «Вголос»? Зато скучную картинку двух беседующих друг с другом людей мы разнообразим в радийной студии, это уже легче воспринимается, чем такое «отчетное собрание», которое было раньше. И так постоянно. У нас нет отдельных отделов SMM, у нас есть промослужба телеканала и радио, есть пиар телика и радио, он дублируется. Мало кто из тех, кто работает в эфире радио, не работал бы в эфире телека и наоборот, потому что это кадровая оптимизация. Нам не нужно иметь никаких своих отдельных ресурсов типа транспорта, скоро мы вообще съедемся в один офис.
Н. Л.: Радийная линейка сейчас производит как минимум 6 часов эфира, которые очень ажурно, прекрасно ложатся в телеформат. Это разговорные программы, понятное дело, но радио само по себе имеет такую магию, что некоторые деятели искусства снимают об этом фильмы.
У нас есть программа, она до карантина выходила более активно, «Тут и зараз»: живые концерты в прямом эфире, которые мы проводили вместе с «Громадським радіо». Мы будем продолжать и этот формат. Это такая альтернатива, андеграунд. Но мы будем делать и более попсовый формат, тоже живой музыки. Даже отдельный угол в нашей новой студии для этого будет предназначен.
«Тут и зараз» у нас идет в вечернем эфире, потому что это ниша современной молодежной музыки, ее обсуждают. Мне это кажется коммунальным. Это не какие-то пафосные студии, декорации типа шоу «Україна має талант». Все это, конечно, классно, но мы не должны участвовать в гонке с крупными коммерческими каналами, у нас нет ни ресурса, ни такой задачи. Очевидно, что мы всегда проиграем в чем-то, потому что не сможем купить того, что купят они. Но мы можем показывать то, что коммерческие каналы не покажут.
103 млн – это бюджет всей телерадиокомпании или только телевидения?
Ю.Л.: Нет, только ТВ. Радио – около 15 млн.
Бюджеты сольются, когда объединитесь?
Ю.Л.: Естественно, мы на это надеемся. Мы не хотели бы, чтобы обрезали бюджет, потому что благодаря сокращению админрасходов, сможем еще больше усилить наше уличное новостное присутствие.
Н. Л.: Тут есть организационный момент в том, что сейчас телеканал и радио – это две компании, два юрлица, стратегическая задача – создать одну телерадиокомпанию.
Кадровый вопрос
Вместе с вами в прошлом году на канал пришли несколько человек, теперь некоторые из них стали уходить. Недавно с канала уволился креативный продюсер Евгений Лесной. Уходя, он заявил, цитирую: «Руководство сейчас хочет строить CNN, завтра одесское телевидение, а послезавтра – снова CNN. Юрия Лященко можно сравнить с нашим президентом Зеленским, который многого хочет, но не понимает, как». Как вы это прокомментируете?
Ю.Л.: На эту цитату я не обижаюсь. Я вообще не хотел комментировать увольнение Лесного, но прошло уже прилично времени, а он продолжает мутить воду и распространять какую-то грязь. Какая-то неадекватная месть, бессмысленная и беспощадная. Поэтому придется прокомментировать.
Да, Лесного уволили по инициативе канала. Он сразу начал угрожать публичным скандалом, но тогда с ним была достигнута договоренность о взаимном согласии, которую он, впрочем, нарушил в день расчета, разразившись критикой и замечаниями. Нужно отметить, что, пока он работал на телеканале «Киев», никаких жалоб с его стороны не поступало.
В чем причина увольнения?
Ю.Л.: Креативная дисфункция, организационная несостоятельность, неадекватность высокой зарплаты результатам работы, токсичность, постоянные конфликты с коллективом, этические проблемы. Я сожалею о своей кадровой ошибке, желаю удачи будущим работодателям Лесного и просто предупреждаю их, что с первого дня он будет подсматривать в замочную скважину, собирать информацию, которую использует, когда его уволят. И не думайте, что, если вы белые и пушистые, вам нечего опасаться. Я тоже думал – чего мне бояться? Я не беру откаты, не имею двойной бухгалтерии, не занимаюсь самопиаром и политикой, а в круглосуточном режиме разгребаю авгиевы конюшни после десятилетий «выдаивания» компании, заставляя работать коммунальный канал на пределе возможностей в интересах громады. Но, если вас не в чем упрекнуть, то Лесной что-нибудь «накреативит».
Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что хозяйственная деятельность на телеканале и расходование бюджетных средств ведутся абсолютно прозрачно, строго в соответствии с законодательством и исключительно в интересах развития коммунальных медиа Киева. Своей ежедневной работой мы доказываем, что коммунальная телекомпания может работать не менее эффективно, чем коммерческие вещатели. Это требует высокого напряжения и самоотдачи от всех сотрудников и, к сожалению, неизбежно ведет к периодическим ротациями и обновлениям команды.
Недавно также уволился ведущий Андрей Богданович. Он рассказал, что с канала за последнее время ушли несколько ведущих, журналистов, выпускающих редакторов, координатор, а раньше сменился технический директор. При этом он заявил, что, когда подписывал бегунок, ему сказали, что он уже третий увольняющийся за день.
Ю.Л.: Вот здесь я обижен в прямом смысле, потому что у нас не было таких увольнений ни в этот день, ни в другой. Андрей уехал в Запорожье, он там живет и работает, у него там «елки», поэтому у нас перестали совпадать графики. Человек, который получал на канале хорошую зарплату, пришел с предложением: давайте-ка «Тижневик» будет выходить не в воскресенье. Из-за того, что ведущему так удобно, это не основание менять сетку канала, к которой привыкли зрители.
Ротации есть, и это нормально, я хочу, чтобы на канале работали лучшие люди. Мы добились того, что уровень наших зарплат вполне конкурентный. Еще год назад я мог прощать многое, потому что понимал «как платят, так и работают». Теперь стремлюсь к достойному уровню зарплат не только из человеколюбия, а для того, чтобы город на каждую вложенную копейку получал максимум.
Видит бог, увеличение бюджета у нас идет только в зарплатной части, при том что зарплата руководства как раз ограничена, и премию мне выдают по согласованию с КГГА. Карантин нас вообще обрезал. Но эти ограничения не касаются журналистов, ведущих. Мы осознаем, что пока не способны конкурировать за кадры с «1+1», но с «Интером» и многими другими каналами – уже вполне.
Поймать зрителя
Я полистал ваш YouTube и обратил внимание, что, как правило, ролики не набирают много просмотров. О чем это говорит?
Ю.Л.: О том, что мы только недавно стали развивать диджитал. Самое главное – это контакты, нам все равно, где мы поймаем своего зрителя, на какой платформе. Сейчас ситуация меняется.
В YouTube мы стартовали с того, что это был архив канала, куда сваливалось все подряд. Последние несколько недель мы режем сюжеты, выкладываем их по тегам и по интересам. И если вы посмотрите внимательно, полистаете страницу видео, то увидите на некоторых сюжетах не одну тысячу просмотров. Это говорит о том, что мы работаем над ростом поискового трафика, и наши актуальные сюжеты – прямые трансляции с места событий, оперативные сюжеты киевской жизни хорошо ищутся. YouTube заинтересован все больше их показывать, их распространяет аудитория сама. До сих пор не было никаких вложений, весь трафик – органический. Да, так не с каждым видео, но мы не манипулируем с трафиком: не покупаем тысячи фейковых аккаунтов и просмотров. Всего за месяц во время карантина к нам добавилось 12 тыс. людей на YouTube. Реальных людей, подчеркиваю. Мы работаем над дальнейшей внутренней и внешней оптимизацией канала каждый день.
По каким критериям вы оцениваете успешность работы канала?
Ю.Л.: По количеству контактов с аудиторией. Мы не можем ожидать больших успехов в показателях доли, потому что доля – это чисто коммерческий показатель, за который бьются коммерческие каналы, заинтересованные максимально долго удержать зрителя, чтобы продать ему рекламу. Каналы общественной пользы ориентированы на другое: сюда переключились, узнали что-то полезное – пошли дальше. Не наша задача удерживать аудиторию часами. Наша задача, чтобы киевляне как минимум один раз, а лучше два-три раза в неделю соприкасались с нашим каналом. Именно поэтому мы приняли новую стратегию, согласно которой нам все равно, где это произойдет: это может быть радио, спутник или кабель, YouTube, Instagram, Facebook или ТiкТок. Главное – достичь.
Распространение диджитальных принципов на работу в телевидении помогает нам рассматривать и линейный эфир, как постоянный тест. Мы не ждем, пока программа отгуляет пару сезонов, чтобы решить, продолжать ее производство или нет. Мы с порога видим: ага, что-то не так – окей, корректируем, опять что-то не так – перепрограммируем. У нас ограниченный ресурс, мы не можем себе позволить что-то запустить на год и тратиться на это изо дня в день, независимо от отдачи. Наша главная задача – новости, все остальное дополняет информационную картинку.
Чего от вас ожидать в ближайший год?
Н. Л.: Если говорить о каких-то наших структурных изменениях, – окончательного переезда в новый офис, организационного слияния.
Ю.Л.: В части телика зрителя ждет еще больше локализации, еще больше местных новостей. Уже с конца июля обеспечим зрителю гораздо лучший кинопоказ, чем сейчас. Это сериалы, плюс купили пакет старых голливудских фильмов – эта вечнозеленая тема будет у нас для выходных. Мы запускаем проект Shark Tank – бизнес-шоу по отбору инвестиций. Решили, что для Киева это актуально. Дальнейшая гиперлокализация. Смотрим на мир через призму города, и на город через киевлян. Основа новостей – это люди. У журналистов даже есть план: ни один сюжет не может содержать меньше трех очевидцев, реальных киевлян, которые что-то рассказывают. Запускаем новый формат «Битва дворов», очень коммунальный! Надеемся скоро возобновить школьный проект «Веселые старты» и вне зависимости от ситуации с карантином будем продолжать онлайн-уроки.
Что касается радио. Радиостанция не от хорошей жизни музыкальная.
Н.Л.: В принципе, городская станция должна быть больше разговорной, чем развлекательно-музыкальной. Но бюджет такой, что, к сожалению, мы пока об этом не думаем.
Ю.Л.: Но это одна из возможных перспектив: если бы нам удалось сделать реально интересное разговорное радио, которое при этом не будет политическим манипулятором, как это было с «Вестями» или почти любым другим радио, которое имеет частного хозяина.
Читайте также:
На радио «Киев 98 ФМ» вышло новое шоу
На радио «Киев 98 ФМ» новый ведущий
На телеканале «Киев» начался новый телевизионный сезон
Телеканал «Киев» и «Радио Киев — 98 FM» запустили общий сайт
Телеканал «Киев» запускает новый проект «Вартові столиці»
Фото: ТК «Киев»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook