В Warner Bros. рисковали с премьерой «Довода» (Tenet), поскольку на многих территориях до сих пор сложная ситуация с коронавирусом, из-за чего кинотеатры попросту закрыты. Как показали первые данные (уже сейчас свыше $207 млн сборов), оно того стоило, к тому же постепенно подключающиеся новые страны или штаты/города должны обеспечить более продолжительную прокатную жизнь (оптимистический сценарий). Что это значит для проекта с производственным бюджетом в $205 млн – объяснять не будем.
Сценарий «Довода» Нолан писал примерно 6 лет, причем некоторые детали придуманы им еще до выхода «Бессонницы» в 2002 году. Какой фильм Кристофер снимал до нее? «Помни», и это многое объясняет: Нолану понравилось взаимодействовать со временем и флешбэками, отводя этому значительную роль в происходящем на экране. Однако «Довод» – это вовсе не «Помни», ведь в большей степени фильм похож на эффектный коктейль из «Начала» (динамика, командные действия, непростой путь к цели) и последних картин о Джеймсе Бонде (стилистика и атмосфера).
О чем же кино? После теракта, произошедшем в киевском оперном театре, агент ЦРУ объединяется с британской разведкой, чтобы выполнить важную миссию: нарушить планы русского олигарха, торгующего оружием. Чтобы добиться цели, агентам придется использовать инверсию времени, заставляя тем самым идти вспять уже произошедшие события.
Бондовская атмосфера отлично подошла фильму, поскольку перед героями ставится задача по предотвращению Третьей мировой войны. Зрителя бегло познакомили с уже упомянутой выше инверсией, но при этом на протяжении всего хронометража так толком и не объяснили ее происхождения – она так и остается «технологией из будущего», и нам приходится смириться с непониманием ее сути. Портит ли это впечатление при просмотре? Да, в определенной степени, однако правила инверсионной игры понимаются достаточно быстро, поэтому все дальнейшие перипетии не вызывают серьезных вопросов (разумеется, если внимательно смотреть). Получается, Нолан осознанно выводит зрителя из зоны комфорта, отправляя в адреналиновую погоню по временным просторам – идея амбициозная и, к счастью, удачная.
«Довод» – это в первую очередь динамика, напряжение и витающий в воздухе фатализм. И за убедительность происходящего следует поблагодарить других участников проекта, среди которых оператор Хойте Ван Хойтема (третье подряд сотрудничество с Ноланом) и композитор Людвиг Йоранссон, получивший в прошлом году «Оскар» за саундтрек к кинокомиксу «Черная пантера». Мы привыкли, что музыку к нолановским картинам пишет Ханс Циммер, однако тот решил поработать над своей давней мечтой – «Дюной», режиссером которой выступил Дени Вильнёв. Стало ли это решение проблемой? Нет, поскольку минимал-техно Йоранссона идеально подошло «Доводу».
Если говорить о минусах, сразу же вспоминаются первые 30 минут – они были несколько скомканы, история не захватывала. Нолан специально не дал главному герою имени, стараясь всегда держать его на виду, но при случае прямым текстом указывая на первоочередную значимость плана и ключевых для его реализации событий. Это привело к тому, что Джон Дэвид Вашингтон, будучи протагонистом, зачастую носил своеобразную маску без эмоций, «включаясь» в нужные моменты. Следует понимать, что данный прием – осознанный, ибо таков был замысел Нолана. Что касается второго плана, то куда более яркие партии достались Роберту Паттинсону, Элизабет Дебики и Кеннету Брана – последний так и вовсе выдал изумительную злодейскую роль.
В сети есть множество мнений, намекающих на слишком сложную историю. Так ли это на самом деле? Лишь отчасти. Перед нами уникальное зрелище – авторский блокбастер, при просмотре которого необходимо думать, но ничего из ряда вон выходящего нет. Исключение – финал, где инверсия стала синонимом запутанности происходящего. Впоследствии оказалось, что фильм полноценно раскрывается только после выхода из кинозала – требуется время для осознания увиденного и самостоятельного составления пазла, но без части, покрытой тенью неизвестности. Все это дало пищу для размышлений и догадок, поэтому зрители и критики с удовольствием строили и продолжают строить различные теории.
«Довод» – не лучшее кино у Кристофера Нолана, но при этом оно отлично справляется со своим развлекательным предназначением. Да, особенность истории несколько отдалила персонажей от зрителей, что убило «сопережевательную» составляющую, однако не было и намека на потерю интереса: с каждой новой 10-минуткой фильм набирал все большую скорость. И стоит признать, останавливаться не хотелось. Именно поэтому довольно внушительный хронометраж — в 2,5 часа — не утомлял. Что еще примечательно, имеется стойкое желание отправиться на повторный просмотр, чтобы убедиться в правильности сложенного пазла и найти новые детали. А такое бывает редко.
Читайте также:
Неудачный китайский Голливуд: рецензия на фильм «Мулан»
Любовь во время войны: рецензия на фильм «Забуті»
Дарья Онищенко о фильме «Забуті», новом байопике и актерской импровизации
О домах и людях: рецензия на фильм «Толока»
Разобранные рельсы – рецензия на фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров»
Фото: постер
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!