Карантинные ограничения, замороженные съемки, закрытые кинотеатры, отложенные кинофестивали и отраслевые события — все это реалии, с которыми столкнулись кинематографисты во всем мире. Украинская киноотрасль получила еще и бюджетные ограничения: финансирование фильмов через конкурсы Госкино уменьшилось с 758 млн грн до 455 млн грн, не выделили денег на программу поддержки патриотических фильмов от Минкульта, сократился президентский грант на съемки. О том, как меняется позиция государства в киносфере, угрозах, перспективах и постпандемическом контенте «Телекритика» пообщалась с режиссером, актером и сценаристом Ахтемом Сеитаблаевым.
Согласно изменениям в госбюджет, утвержденными депутатами в апреле, на финансирование украинского кино выделено меньше денег. Как киносфера будет существовать в новых условиях?
Сокращение означает, что будет еще меньше проектов, которые получат господдержку; что Госкино предложит кинематографистам сократить бюджеты проектов — затраты на девелопмент, перенести продакшен на следующий год и т.п; что ряд проектов перенесется на неопределенное время.
Производство кино — это длительный процесс – год, два, три и больше. И меня очень беспокоит, что в следующие годы мы не увидим масштабных историй, которые ставят вопросы украинской идентичности, о персоналиях, которые, собственно, эту идентичность создавали. Конечно, очень удивляет, что на фоне сокращения бюджетов на культуру, когда государство выискивает деньги на зарплаты, на поддержку ЖКХ, секвестр не коснулся трат на содержание аппарата: госуправления делами президента, офиса президента, офиса ГПУ… К тому же, по моему мнению, невозможно рассматривать вопросы бюджета на культуру отдельно от общей атмосферы в стране, от приоритетов высшего руководства.
В этом году будет проведен только один питчинг Госкино вместо планируемых ранее четырех. Вас непосредственно такие изменения коснутся? Собирались ли вы участвовать в государственных конкурсах этого года?
Мой проект «Конотопская битва» был отвергнут во время пересмотра результатов 11 питчинга (питчинг провели летом 2019, однако в октябре результаты пересмотрели и откорректировали список победителей – ред.), хотя прошел все этапы и был на 10 месте, претендуя на получение государственной поддержки. В конце концов, он не попал в финальный список, а в его категории прошел проект с 17 места – «Бурштинові копи»… Поэтому сейчас желания подаваться на питчинг нет: слишком много эмоций потрачено, и непонятно, кого и в чем снова убеждать.
Да, я понимаю, что «Конотопская битва» – дорогой проект. Но на сегодня мы вместе с коллегами уже доказали, что картины неразвлекательного жанра, такие как «Киборги», «Захар Беркут» – могут собирать бокс-офис.
Я все это рассказываю не потому, что обижен историей с непрохождением фильма. Ок, мой не прошел. Но почему такая же ситуация с проектом «Леся Украинка»? Их презентация на питчинге была едва ли не самой яркой, и как вообще можно было не поддержать историю о Лесе Украинке накануне ее 150-летия?
Просмотрев перечень проектов, которые профинансирует Госкино, я не вижу там историй, непосредственно связанных с утверждением национальной идентичности, с историческими фигурами, примерами, как бы пафосно это не звучало, для подражания. Может ли быть случайностью, что именно такие проекты не поддерживают? Сопоставляя пазлы, выглядит так, словно это сознательные шаги, и это очень беспокоит. Не думаю, что я преувеличиваю. Кино – зеркало процессов, происходящих в стране: мы все видим, что происходит в судах, кто возвращается в страну, какой вектор развития выбирает власть.
В окончательной редакции бюджета также отсутствует финансирование патриотического кино от Минкульта.
Да. И тут, мне кажется, нужно определить, что такое патриотическое кино вообще. Это же не только историческая тематика. Прежде всего, патриотическое – это хорошее, качественное кино с украинской идентичностью, основанное на фундаментальных гуманистических ценностях, сделанное отечественными кинематографистами. Неважно, о настоящем ли времени оно или о прошлом. Но оно должно рефлексировать на тему Украины. И мы снова возвращаемся к вопросу, может ли исчезновение именно таких направлений из-за отсутствия государственной поддержки быть случайностью.
Человеком, у которого нет собственной системы ценностей, привязки к земле, который не знает своей истории, героев, легенд, не выстраивает свое будущее средствами искусства – легче управлять. Манкуртом, безразличным ко всему и ко всем, вообще управлять просто.
Неоднократно звучала мысль, что в приоритете государственной поддержки должны быть проекты с коммерческим потенциалом. А это, прежде всего, комедии.
Во всем мире наиболее популярны анимация, комедии, ромкомы, и Украина – не исключение. И, кстати, именно поэтому в мире чаще поддерживают не столько кино, которое потенциально коммерчески успешно, сколько то, что является социально важным.
Я ничего не имею против самого жанра, классная комедия – это хорошо. Но если бы мы, допустим, жили в Швейцарии, у нас не было бы войны… Но у нас другая ситуация, и с этим надо считаться. Мы не можем не рефлексировать на тему того, что с нами происходило, как это влияет на происходящее сегодня, как разорвать этот круг.
Как правило, разговоры о перспективах именно комедийного жанра сопровождаются замечаниями относительно окупаемости отечественного кино. Да, мы все заинтересованы в том, чтобы кино зарабатывало, но окупаемость – это полифония различных факторов. У нас на всю страну 500 залов, нет системы поощрения и налоговых льгот для бизнеса, чтобы стимулировать его вкладывать деньги в культуру, так и не начали работать кэш-рибейты. Ну и плюс к этому, мы еще видим и сокращение государственной поддержки по всем направлениям.
При этом забывают, что деньги, которые вкладываются в кино, создают дополнительную стоимость, активизируют сопутствующие отрасли: транспорт, отельный бизнес, туризм, технологии. Кино, образование, исторические исследования – все это не всегда материальные вещи, но они возвращаются сторицей. Таким же образом можно вести разговоры о том, зачем печатать книги, если не все из них будут проданы, или зачем вкладывать в образование детей… Досадно такое слышать.
Кроме бюджетных вопросов кинематографисты сейчас столкнулись с «карантинной проблемой»: съемки приостановлены, кинотеатры закрыты. Что делать тем, кто работает в отрасли, и как вы лично выходите из ситуации?
Я на карантине пишу сценарий. Не рассчитывая на поддержку государства, надо найти силы переформатироваться, так что буду пытаться что-то делать с минимальным бюджетом.
Возможно, это будет контент для платформ. Как вариант – какой-либо формат объединения с Суспільним мовником. Неизвестно, когда появится возможность полноценно снимать, мы не можем прогнозировать, когда возобновятся походы в кинотеатры, поэтому важно производить качественный контент, который можно было бы потреблять дома.
При этом надо удерживать заинтересованность зрителей в украинском кино, и этот инструментарий также нуждается в финансовой поддержке.
Но не может один режиссер изменить законодательную базу в Украине (улыбается). Поэтому здесь киносообществу нужно сформировать общую позицию.
А на какой почве может произойти объединение киносообщества?
Конечно, хотелось бы сказать «на идейной почве». Не люблю этого слова – пассионарность – потому что оно может одновременно относиться и к Гитлеру, и к Леонардо да Винчи. Я все же имею в виду то, что ближе к Леонардо.
Есть пример Революции достоинства. У меня осталось видео от 1 декабря, когда я шел и спрашивал людей – прежде всего мужчин – почему вы вышли? 8 из 10 сказали: «Евросоюз – это ладно, но какого черта они бьют наших детей?».
У украинцев есть, как модно сейчас говорить, «красная линия». Мы можем закрывать глаза на множество вещей, жить параллельной жизнью, не зависящей от того, кто наверху правит. Руководствоваться неким общественным договором: «у вас там свой мир, у нас свой, главное – не трогайте нас». Но если лезут в семью, к ребенку – будет сопротивление. Наличие такой красной линии радует, но с другой стороны, печально, что постоянно нужно доходить до предела.
И на вопрос: «какое критическое число пассионарных людей, в данном случае, в киноотрасли, должно дойти до предела?», — у меня пока нет ответа.
Читайте также:
Госкино представило список кинопроектив, допущенных к участию в 13 питчинге
На Госкино оставят 450 млн грн — Ткаченко
Госкино проводит встречи с представителями киноиндустрии, чтобы избежать кризиса
Алексей Терентьев, Star Media: «Мы надеемся найти такие идеи, которые можно смело предлагать Netflix»
Дмитрий Томашпольский о съемках фильма на удаленке, актерской импровизации и скафандре в шкафу
Режиссер Роман Перфильев о фильме «Безславні кріпаки», метамодернизме, Алине Паш и кинохейтерах
Ахтем Сеитаблаев «Доброволец» — это попытка достучаться до вернувшихся с войны и гражданских
Фото: Sergo Klėpach
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!