Алексей Гладушевский – пожалуй, одна из самых неординарных фигур украинского медийного топ-менеджмента. Ведь занимая пост гендиректора «Нового канала», он умудряется параллельно продюсировать короткометражки, участвовать в музыкальных проектах, а недавно сел за написание сценария к полнометражному фильму. Думаете, все так легко и просто? Отнюдь. Но, когда общаешься с ним, создается именно такое впечатление, и ощущение невероятной легкости не покидало в течение всего интервью, которое мы провели с Алексеем… на крыше!
Почему «Новый» решился на запуск такого продукта, как сериал «Первые ласточки»? Это ведь триллер, что не вяжется с развлекательным контентом канала…
Еще два года назад, когда мировой тенденцией стало создавать сериалы с нестандартными сюжетами и запускать их не на эфирном телевидении, а на стриминговых сервисах, я понимал, что нам рано или поздно придется с этим столкнуться, и придется что-то делать в этом направлении. Но тогда представить, как это все будет на практике, мне самому было сложно. Я задавался вопросом: как такой продукт будет смотреться в общей сетке каналов – «Нового» или СТБ, – где популярен совсем другой контент? Но когда Евгений Туник показал мне синопсис «Первых ласточек», я понял, насколько это крутая идея – снять молодежный триллер и показать его именно на «Новом канале».
То есть возникло желание коммуницировать с молодежью и на сложные темы?
Да. К примеру, конфликт «отцы и дети» по-прежнему актуален – дети не слышат родителей, родители – детей, и это является причиной грустных, а иногда и трагических случаев. Я много читал об этом, слышал реальные истории, когда все – и родители, и педагоги – говорили, что с ребенком все было в порядке или что они никаких перемен в нем не замечали, а тут вдруг – трагедия.
Поэтому мы с Евгением Туником решили, что сериал должен рассказывать именно такие истории и поднимать проблемы, которые волнуют и молодежь, и родителей. Этой идеей я поделился с тогдашним гендиректором «Нового канала» Владимиром Локотко. И она ему тоже очень понравилась.
То есть Локотко уговаривать не пришлось? А как отреагировал Михаил Царев?
Конечно, мы с Туником изначально понимали, что сериал может не зайти, ведь «Новый» специализируется на развлекательном контенте. Но будучи уверенными в том, что канал должен не только развлекать, но и поднимать социально важные темы, мы решили запустить процесс – и вскоре был написан сценарий для первой серии. Уже на этом этапе я увидел, насколько хорош материал, так что Михаила Царева уговаривать тоже не пришлось. Во время одной из встреч он поделился со мной мыслью, что хорошо бы сделать что-то резонансное и соответствующее нашим ценностям. Я рассказал ему о «Ласточках» – идея была принята на ура.
Тем более, что тема буллинга сейчас на слуху…
Да, и эту проблему мы тоже затронем. Но все же акцент будет сделан на иной проблеме, более глобальной.
Какой?
Часто подростки остаются непонятыми, не находят поддержки у взрослых, оказываясь в сложных, кризисных ситуациях. Да, кому-то везет – есть с кем поделиться своими переживаниями, но некоторым молодым людям не встречается человек, способный подсказать, помочь. И что они вынуждены делать? Искать поддержку в интернете. Но далеко не всегда там попадаются честные и хорошие люди. Бывает и так, что виртуальными друзьями становятся весьма одиозные личности. Вот именно такая история и является фабулой сериала – подростки начинают общаться в сети с неким анонимом, который сначала дает им советы, помогает, а потом постепенно начинает подталкивать к очень нехорошим мыслям и поступкам…
А ничего, что вы сейчас спойлерите?
Все в порядке! Я могу и должен спойлерить. (Смеется.)
Хэппи-энда, как я понимаю, не будет?
Тут я спойлерить не стану – надо смотреть!
Серий всего восемь. Но в интервью «Телекритике» продюсер Евгений Туник говорил, что материала хватит и на 24. А вы что по этому поводу думаете?
Уже отсняты все серии, и я их видел. Считаю, что для первого сезона восьми не просто достаточно – такое количество идеально. Безусловно, может так случиться, что проект получит продолжение. Но на данном этапе мы ждем результатов: если рейтинги будут высокими, то, вероятно, примем решении о досъемке. Однако уже сейчас я вижу, что продукт получился очень платформенным…
Когда вы презентовали сезон, то упомянули о полноценной сериальной линейке – «Первые ласточки», «Новенькая», «Подорожники», «Домик на счастье», «Медфак», вы не думали о создании стримингового сервиса?
Конечно, я об этом думаю… да и в каждой медиагруппе об этом думают тоже… Но понимаете, в чем тут дело – стриминговые сервисы работают не только на библиотечном контенте, но и на special-контенте, который конкретно для них производится. И чтобы создавать такой special-контент, нужны либо большие деньги, либо сверхидеи. Но лучше когда есть и то, и другое. (Смеется.)
В таком случае, может, стоит поискать партнеров?
Я считаю, что качественный стриминговый сервис возможен. Вполне реально создать обширную библиотеку из тех сериалов и проектов, которые уже существуют, плюс запустить special-продукты, трансляция которых, по разным причинам, невозможна на ТВ. Но при одном условии – слиянии в рамках такого проекта хотя бы трех крупных медиагрупп. Если, к примеру, случится так, что там все выключат конкуренцию, включат здравый смысл и объединятся, то платформе быть. Иного выхода я не вижу, ведь у нас нет «Газпрома», который может вваливать бюджеты в создание чего-либо подобного.
Недавно в Facebook вы опубликовали постер сериала Politican и написали, что работаете над собственным сценарием к фильму, сделав ремарку «идеи витают в воздухе». Заинтриговали. О чем будет ваше кино?
Проработав уже около года на должности генерального директора, я понял, что менеджерская деятельность занимает очень много моего времени. Но мне всегда было важно реализовывать свой творческий потенциал – будь то музыка, короткий метр, фото. И вот в какой-то момент я осознал, что времени на творческую реализацию у меня не остается. Я поймал себя на мысли, что я так не хочу. Поэтому нужно было начать что-то делать, понимаете? Не просто придумывать идеи, а взять и руками сценарий написать. Причем, избавившись от внутренней зажатости, – просто решил отпустить себя и писать не так, как положено/выгодно/правильно, а так, как я чувствую.
То есть без купюр?
Да. Знаете, часто я получаю синопсисы и сценарии, которым не хватает глубины. Я спрашиваю: «Почему вы так написали? Здесь же должно быть намного ярче!» На что мне отвечают: «Мы так написали, потому что здесь – цензура, а тут – сцена, которая утяжелит бюджет, поэтому мы ее вычеркнули, а вот это место переделали, потому что думали, что вам не понравится…» Я решил так не делать. Отпустил себя, и начала вырисовываться очень интересная история, в основе которой лежат взаимоотношения подростка с его внутренним и внешним миром. Он живет своей жизнью в собственном мирке, но если его выдернуть оттуда, он способен отреагировать весьма непредсказуемо. И этот конфликт я хочу показывать через метафоры (не самый популярный прием в современном кинематографе, но мне на это плевать). Я также хочу показать главного героя так, как не показывают в украинском кино, – многое будет основываться на его сексуальных переживаниях, взаимоотношениях с людьми, отношении к религии. Это как раз те темы, которых украинское кино почему-то не касается.
Да, наше кино консервативно в некотором роде…
Согласен! Когда я выложил пост-анонс в Facebook, то получил невероятный фидбек – многие люди из индустрии предложили мне сотрудничество и помощь. И большинство из них я считал закоренелыми консерваторами, а тут вдруг они готовы воспринимать такой продукт!
Тогда я решил рассказать более детально, с чем им придется иметь дело, если они и впрямь готовы мне помочь. Я опубликовал второй пост, где по пунктам разъяснил, о чем должен быть фильм. И для меня стало полной неожиданностью, что на второй пост откликнулось в два раза больше людей, еще более неожиданных для меня и предлагающих поддержку. Когда я начал с некоторыми из них переписываться, то понял, что не такие уж они и консерваторы – просто им приходится работать с тем, что предлагает индустрия, а на самом деле все они ждут какого-то толчка, необычных идей и подходов, которые, с одной стороны, пугают, а с другой – невероятно драйвят.
Ок, а при чем тут Politican?
У моего сценария с Politican всего одна сюжетная линия пересеклась, поэтому я и провел параллель. (Смеется.) В моем фильме, как и в Politican, также будет сделан акцент на взаимоотношениях главного героя с его матерью, но в остальном мое кино не о политике, не об амбициях, вообще не об этом. Фабула – взаимоотношения подростка с близким окружением, а конфликт – его нежелание выходить во внешний мир.
У главного героя есть реальный прототип?
Нет. Это некий собирательный образ – некоторые черты я позаимствовал у современной молодежи, что-то взял от героев фильмов и книг, которые мне нравятся или нравились когда-то. Мне кажется, что в этом герое многие смогут узнать себя.
Это будет полнометражка?
Пока что я думаю о полном метре, но сценарий еще не закончен. Когда я завершу работу над ним, то «право первой брачной ночи», конечно, за StarLightMedia. Я буду презентовать его здесь, и если компания будет заинтересована, то можно говорить и о четырех сериях.
Я как раз хотела спросить: есть ли задел на медиафраншизу?
Пока рано говорить об этом, потому что сценарий предполагает законченную историю, но все же перспектива для продолжения тоже есть. Просто надо будет придумать, каким может быть продолжение. Сценарий «плотный» и, в принципе, его можно расписать и на три-четыре серии. Мне очень нравятся британские мини-сериалы, где история рассказывается на протяжение трех эпизодов. Очень удачный пример «Чрезвычайно английский скандал».
Кому доверите производство и режиссуру?
Если и будем снимать, то следующим летом, потому что все локации у меня летние, только натура и никаких павильонов. Так что есть время подумать над этим вопросом… А пока не знаю, кому бы я доверил производство. Команду я хочу собрать сам. Я однозначно буду продюсировать этот проект. Что касается режиссуры, буду думать. У меня самого нет опыта съемки. Знать, как это делать, и уметь это делать на практике – две большие разницы. Поэтому снимать можно либо в дуэте, либо выбрать такого режиссера, который способен хорошо прочувствовать сценарий. А просто какого-то ремесленника я не возьму — мне это не интересно.
А какой бюджет предполагаете?
Я еще бюджет не считал. И чуть не совершил ошибку, которую допускают многие, – я едва не начал писать сценарий «технологично». Знаете, это когда во время расписывания сцен вы понимаете, как можно будет их снять таким образом, чтобы удешевить бюджет. Безусловно, такой подход возможен, но он продуктивен, если речь идет о конвеерном проекте, таком как павильонный сериал. Если же речь идет о полном метре, писать сценарий технологично не стоит. Поэтому я пишу так, как чувствую. А когда начну считать бюджет и увижу, что он мне не нравится (я же понимаю, какие бюджеты реальны, а какие – нет, тем более инвестировать огромные суммы в провокационную и странную историю никто не станет), то буду идти на компромиссы. В общем, думать о деньгах стоит после, чтобы не испортить сценарий уже на начальном этапе.
И еще пару вопросов о проектах. 7 октября состоялась премьера обновленного «Ревизора», поэтому интересно узнать, как вы оцениваете работу новой ведущей и способен ли проект жить без Фреймут?
Новый сезон получился таким свежим! Видимо, Юля Панкова и привнесла эту свежесть, потому что она настолько небезразличная, настолько ей это надо, ее это так драйвит, что проект зажил другой жизнью. Я надеюсь, что зритель это оценит, а если не оценит – его право. Мне лично очень нравится. Я считаю, что Панкова справилась великолепно. Я не вижу никаких причин не работать с ней в дальнейшем, поэтому, если будет следующий сезон, то ревизором снова станет она.
Сложным был кастинг?
Да. Но Юля полностью оправдала наши ожидания. Интересно, что на предкастинге мы выбрали другую кандидатку, а Юля была на втором месте. Но во время кастинга, который мы провели в реальных условиях, Панкова проявила себя очень круто, затмив соперницу. И в результате мы взяли ее.
Все шутят, что «Новый канал» держится на Притуле и Никитюк. Сможет ли Юлия Панкова усилить и разбавить этот дуэт?
Пробовать ее на роль ведущей других проектов нет смысла, пока она занята в проекте «Ревизор». Если она когда-либо покинет этот проект – да, возможно. Но я не хочу размывать четкий образ, ведь по сути Юля не ведущая, а ревизор, а тут вдруг она будет вести еще какое-то шоу типа «Кто против блондинок?». Это будет выглядеть странно – так она ревизор, или блондинка, или кто? Так что пока Притула с Никитюк – главные звезды. Я этого не скрываю. А как поработает Юля – время покажет.
Фото: Александра Йорк
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и на Facebook!