В июле 2019-го Татьяна Кисельчук возглавила диджитал-платформу «Суспільного» и за год расширила команду, систематизировала работу дирекции, разработала ряд программных документов, запустила новостной сайт, унифицировала социальные сети, увеличив количество подписчиков до 1 млн. А уже в мае 2020-го Татьяна начала работу над новым амбициозным проектом: мультимедийной службой новостей вещателя NewsHouse 2.0, запуск которой запланирован на апрель 2021 года.
В интервью «Телекритике» генеральный продюсер цифровых платформ «Суспільного» рассказала о диджитал-трансформациях вещателя, совместных проектах с Офисом медиаразвития Шведского радио, а также о работе над NewsHouse 2.0, реализуемой совместно с BBC Media Action и Deutsche Welle Akademie.
Расскажите подробнее о проекте диджитал-трансформации «Суспільного» — как пришла идея, какие департаменты/эксперты задействованы?
Если говорить о диджитал-платформе в целом, то она существует с первого дня основания «Суспільного» — 15 мая 2017 года. Долгое время она была на подхвате у других платформ. Только мысленно мы были digital first, а в реальности — last, если не lost. Что говорить, если до апреля 2020 (!) года не было четкого определения такого направления, как цифровые платформы, поэтому мы не могли тратить бюджетные средства на производство цифровых платформ. Сейчас диджитал — одна из трех полноценных платформ вещателя, такая же как телевидение или радио.
А если говорить конкретно о коллаборации «Суспільного» и компании Genesis, которая вошла в топ-10 инновационных кейсов, — это масштабный и долгий шведско-украинский проект. Он нацелен на поддержку диджитала, в частности в регионах. Это, во-первых, создание новостного сайта и системы планирования Suspilne 2.0. Во-вторых, исследования и тренинги, опять же, для регионов. И, в-третьих, проект предусматривает техническую поддержку региональных филиалов.
Почему выбрали для сотрудничества Genesis?
В тендере (квалификационных интервью) участвовали несколько крупных компаний, однако Genesis имел преимущество: 10-летний опыт создания новостных платформ. Именно это сыграло ключевую роль в нашем выборе.
Все, кто работает с разработчиками, знают, как трудно сделать качественный продукт в сжатые сроки. Genesis справился безупречно: новостной сайт вещателя заточен под мобильное потребления, оптимизирован под взаимодействие с поисковыми системами и социальными сетями, и теперь стабильно обслуживает информационные интересы 2,5 млн украинцев ежемесячно.
Какова роль Офиса медиаразвития Шведского радио в этом проекте?
Она огромная. SRMDO, шведское радио, имплементаторы проекта. С одной стороны, есть SIDA, — донор. С другой стороны — «Суспільне», реципиент. А между нами — шведское радио. Они предоставляют свою экспертизу и помогают воплощать идеи в реальность.
Какие возникали сложности с реализацией и каких успехов удалось достичь?
Сложностей с созданием диджитал-платформы было очень много, чтобы о них рассказывать. Но я никогда не забуду, как прошлым летом, когда я только вступила в должность, у меня не было ни одного программиста и 35 неэффективных платформ с различными языками программирования, хотя иногда казалось, что это наскальные рисунки. Поэтому мы потратили много времени, но систематизировали документацию по сайтам и серверам, унифицировали более 100 страниц в социальных сетях, написали стратегию, концепции, руководства. Также мы постоянно собираем и анализируем данные. Собственно, построили диджитал-платформу.
Среди главных успехов, во-первых, становление. Надо было быть максимально устойчивым, чтобы стать в один уровень с радио и телевидением, чтобы тебя перестали воспринимать по остаточному принципу, параллельно постоянно объяснять, что диджитал — это не пиар, не «страница в Facebook» и не только дистрибуция. Во-вторых, создание команды. Ранее она состояла из 12-ти людей. Сегодня — из 40. Телевидение и радио — 700 и 400 человек соответственно. Это действительно одно из самых тяжелых заданий: создание рабочих мест. Кроме того, я была инициатором создания диджитал-команд в регионах, которые до весны 2020 года просто не существовали. В-третьих, системный подход ко всем направлениям работы: будь то платформы или документация. И, конечно, среди успехов — популярность, о чем говорю не я, за меня говорят цифры.
Моей целью было создать общий фундамент и сделать так, чтобы о нас заговорили. Итак, я создала новостной сайт, и за 5 месяцев с момента запуска совместными усилиями мы вывели его на топ-позиции (3 млн уникальных пользователей, 8 млн просмотров — данные за апрель 2020-го), не говоря о видео в Facebook, которые благодаря региональным филиалам и грамотному кросспостингу вошли в топ-3 по просмотрам всех медиа в целом.
Сколько ваши видео набирают просмотров? Как вы считали?
Системно считаем последние 4 месяца. Март — 55 млн, апрель — 64 млн, май — 58 млн, июнь — 64 млн. Свои данные берем из Facebook Insights. Данные других медиа, для сравнения, берем из Crowdtangle.
Но мы идем дальше и всегда публикуем информацию о полных просмотрах, когда люди досмотрели видео до конца. Для «Суспільного» важно быть прозрачным в отчетности перед украинским обществом. Честно говоря, кроме нас, я ни у кого такого не видела. Итак, в марте мы получили 7 млн полных просмотров, в апреле — 8 млн, в мае — 6 млн, в июне — 8 млн.
Кроме того, надо сказать, что ровно 50% просмотров нам достается не от подписчиков. Facebook активно нас рекомендует. С одной стороны, конечно, это радует, с другой — тревожит, потому что мы не можем это контролировать.
Сейчас у вещателя во всех социальных сетях суммарно — 1 млн подписчиков.
Условно диджитал «Суспільного» разделен на 3 блока: социальные сети, диджитал-новости и административно-технический блок. Каково ваше участие в работе каждого из них?
Не условно, а весьма официально и практически. Это мой первый шаг, как главной продюсера, в любой дирекции: первое, что делаю — создаю структуру с подразделениями и назначаю руководителей. Уверена, что только так можно стать эффективными. В нашей бюрократической компании этого достаточно сложно достичь официально, но я бьюсь до последнего, потому что люди должны понимать, за что они отвечают головой.
Диджитал-новости возглавляет политическая журналистка с 17-летним опытом Оксана Денисова, социальные сети — Маргарита Ермак, которая росла последние 3 года в нашей компании (переехала из Сумского филиала), административный блок — Геннадий Матвиенко, у которого «черный пояс» по бюрократии. Все трое работают так, что я ни разу не пожалела, что выбрала именно их.
В марте 2020-го к диджитал-команде «Суспільного» присоединилась Ангелина Карякина. Как вам работается вместе с ней? Какие совместные проекты удалось реализовать за это время?
С Линой мы познакомились в Дрездене осенью 2019-го на премии Adami. Уже тогда я знала, что очень хочу работать с ней, но она была неумолима. Представьте мое удивление, когда уже через 3 месяца я сижу в Оксфорде, учусь, никого не трогаю, и вдруг мне приходит сообщение от Зураба Аласании о том, что Ангелина Карякина ушла из «Громадське телебачення» (тогда еще в прессе этого не было), и у них запланирована встреча. Переговоры прошли, очевидно, удачно, потому что когда я вернулась, Ангелина пришла ко мне на собеседование.
У Лины есть несколько качеств, которые обычно не уживаются в одном человеке. Например, она за два дня запустила межплатформенный 4-часовой марафон «На карантине», то есть сработала как продюсер. Лина уехала в Гаагу освещать процесс по делу сбитого борта MH17, то есть сработала как полевой корреспондент. Лина обновила документ «Редакционные основы», проведя серию сессий с BBC, то есть показала, что умеет работать с программными документами. В ней магическим образом сочетаются теоретик и практик, и неясно, кто из них сильнее.
Недавно запустили сайт «Суспільне Крим». Давно ли назревала идея запуска этого проекта? Почему он стартовал только сейчас?
Почему он стартовал только сейчас: так вопрос не стоит. Онлайн он всегда вещал, новости Крыма публиковались на совместном сайте Суспільне Новости.
А сама идея появилась недавно у Османа Пашаева. Главное преимущество сайта в том, что новости публикуются на четырех языках: украинском, крымскотатарском, русском и английском.
Поделитесь интересными/важными, на ваш взгляд, кейсами.
Кейс называется «NewsHouse 2.0». Это мультимедийная служба новостей, которую мне поручили построить на Крещатике, в здании Украинского радио, что является частью вещателя. Это признанная мировая модель производства новостей для всех платформ: телевидение, радио, диджитал. Эта модель используется для мультимедийных, мультиплатформенных операций, она базируется на создании единого ньюзрума, так называемой системы Input-Output, где главной является история, а способы ее дистрибуции — разнятся. NewsHouse создается в рамках поддержки проекта ЕС, реализуемого BBC Media Action и Deutsche Welle Akademie.
Проект делится на:
- строительство и все, что его касается: архитектура, дизайн, электрика, канализация и т.д.;
- структуру и штатное расписание (на новостях работает 220 человек);
- бизнес-процесс: это почти самое сложное, потому что нужно переучить всех людей работать на три платформы, — ТВ, радио, диджитал, — и прекратить воспринимать телевидение как священную корову.
Параллельно с диджиталом я создала рабочую группу по NewsHouse и работаю на два фронта. Некоторые сотрудники дублируются. Так, Ангелина Карякина возглавит Newsgathering (Новостной центр), а Геннадий Матвиенко акробатирует между бюрократией диджитал-дирекции и новостной дирекции. Гена, прости.
Именно в рамках этого проекта я полностью перевожу диджитал-новости (плАчу, но перевожу) в подчинение дирекции новостей, то есть объединяю все новости. И именно в рамках этого проекта мы с членом правления, ответственным за регионы, Николаем Чернотицким и генеральным продюсером новостей Федором Скрыпником перевели диджитал-команды в регионах под управление шеф-редактора (а не продюсера, как это было раньше). Это масштабные трансформационные изменения во всей компании.
Параллельно мы выбрали архитектора и дизайнера, уже готова визуализация проекта. Ее разработала для нас компания Славы Балбека. Это вещь, я вам скажу: там даже памятник свободе слова есть. Сейчас разрабатываем полную архитектурную документацию, еженедельно встречаемся на Крещатике и прорабатываем инженерию, акустику, кондиционирование. Отдельное спасибо команде радио во главе с Дмитрием Хоркиным за то, что всячески поддерживают нас.
Когда запуск?
Надо построить практически информационный канал с аппаратной, саундбоксамы, ньюзрумом, телестудией, радиостудией, щитовой, серверной и прочее, прочее. Поэтому реальная дата запуска — апрель 2021 года. Но драматична не дата, драматично другое.
NewsHouse имеет для меня мировоззренческое значение. Я построю целую машину по производству новостей, которая имеет доступ во все регионы и на все платформы с широким покрытием в стране. Можно как угодно скептически относиться к «Суспільному», но все мониторинги показали, что у нас нет ни одного заказного материала. Независимость от любого политического влияния нам обеспечил глава правления Зураб Аласания. Что будет, если уже в следующем году на выборах Зураба заменит человек без ценностей «Суспільного»? При мысли об этом мне хочется застрелиться. И вопрос не только ко мне: это вопрос к профессиональному сообществу, к донорам, ко всем, кто тяжело работал, чтобы «Суспільне» состоялось. А я думаю: собственными руками построить информационный инструмент и отдать его на «темную сторону» — как это? Сиди делай диджитал. Нет, дайте сверхурочную работу и экзистенциальное торнадо. Теперь я не знаю, что будет труднее: запустить NewsHouse или уговорить Зураба подать документы на второй срок. Обе задачи — «со звездочкой».
Планируют ли на «Суспільном» развивать ОТТ-сервис, например, за счет создания оригинального контента?
Да, в стратегии цифровых платформ он запланирован на 2022 год. Конечно, есть опасение, что это поздно, но я кожей чувствую, как все движется в нашей компании: попробуйте работать 100 дней с заблокированными счетами.
2020-й — год создания единой диджитал-экосистемы. Это значит, что в этом году мы выпустим целый ряд веб-продуктов: к сайту новостей присоединятся спортивный сайт, сайт радио и сайт культуры, объединенных одной CMS. В построении платформы это очень важный шаг: единая админка, один язык программирования. Никаких «наскальных рисунков».
2021-й станет годом юношеского и детского контента. У меня есть несколько идей, но пока я не проведу все возможные исследования и фокус-группы, производство не начнется. Также хотелось бы начать работать с дополненной реальностью и киберспортом.
За это время наладится производство на телевидении (надеюсь, нам когда-нибудь дадут полный бюджет, просто для разнообразия, а не половину, как все три года подряд), и телевидение сможет выработать значительное количество продукции собственного производства. Вот только тогда, в 2022 году, есть смысл создавать стриминговый сервис, когда мы будем иметь достаточное количество конкурентоспособного контента.
Как считаете, возможно ли создание одного большого стримингового сервиса силами нескольких медиакомпаний?
После последнего года нашей с вами жизни в этом мире ответственно заявляю: возможно все. Я понимаю, что вопрос в том, как мы, как Украина, будем конкурировать с иностранными сервисами с их контентом. Не исчезнет ли весь украинский медиарынок просто потому, что на него не будет спроса? Не думаю. Есть детективные сериалы, а есть документальное кино о твоем городе, поэтому контент, произведенный здесь, всегда будет иметь значение. Каким это будет значение — другой вопрос. Поживем увидим.
Читайте также:
Пока рекламодатели бастуют: сможет ли TikTok победить Facebook
Прекрасное будущее: почему стоит рекламироваться на OTT-платформах
Чему можно поучиться у Netflix
Фото: «Суспільне»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!