В марте в сети появился тизер историчесного экшен-фильма «Безславні кріпаки» от режиссера Романа Парфильева. В интервью режиссер рассказал, почему главным героем стал именно Шевченко, когда состоится премьера и почему фильм сравнивают с Тарантиниадой.
Как возникла идея картины «Бесславні кріпаки» и когда вы приступили к ее реализации?
Кино всегда было главным моим увлечением. Вначале я писал сценарии в качестве хобби. Позже, как это часто бывает на старте, мне пришлось стать мастером на все руки и выступить в своей первой полнометражной картине-хорроре “Лысая гора” в 7 ипостасях: от режиссера и оператора до монтажера и продюсера. Идея “Бесславных крепостных” пришла мне после Революции достоинства, когда я увидел, в каких необычных ипостасях предстает Шевченко на плакатах украинских художников. Мне захотелось рассказать о нем свою историю. Вооружившись катаной и револьвером, Шевченко-самурай будет наказывать негодяев, спасать любимую, а в перерывах между боями — даже почитает вам свои стихи в хасидском лапсердаке.
Когда сценарий был полностью закончен, я показал его продюсеру Юрию Минзянову. Здесь очень вовремя стартовал конкурс патриотического кино при Минкульте. Юра предложил податься на него и все произошло наилучшим образом: жюри оценило наш креативный концепт и проект выиграл.
Чем можете объяснить резкую смену названия на «Бесславні кріпаки»?
До недавнего времени фильм действительно был заявлен как «Тарас Шевченко: первый самурай», но мы сошлись во мнении, что хотим еще точнее передать дух и эстетику фильма. Наше новое название “Бесславные крепостные” дает понять, что «в деле» теперь сразу несколько борцов за свободу. Конечно, в центре истории остается Шевченко. Он предстанет перед зрителем, пожалуй, в самом необычном амплуа за всю историю.
Вы не побоялись использовать образ Шевченко?
Мы и сейчас не боимся! Мы показываем Шевченка почти супергероем, борцом за свободу. В культуре наступила эпоха метамодернизма, герой раскрывается вне времени и в таком ироничном ключе понятна и близка молодому зрителю. К тому же, сам Шевченко всегда был новатором. Что-то мне подсказывает, что ему бы понравилась наша история.
К какому жанру можно отнести фильм?
Это мультижанровая история с елементами комедии, экшна, фантастики и мэшапа. Если попытаться наиболее точно обозначить жанр, полагаю, это приключенческий экшн, где зрителю будет чему удивиться и над чем посмеяться.
Почему все-таки героем стал именно Шевченко?
Шевченко – знаковый образ для Украины, но хотелось показать его героем, понятным и близким в первую очередь молодому зрителю.
Роль самурая-напарника Шевченко в фильме досталась Сергею Стрельникову. Зачем маскировать Стрельникова под самурая, если можно было пригласить еще одного японского актера?
Над внешним образом каждого актера мы работали вместе с художниками, но в маскировке Стрельникова под японца не было необходимости. Зритель поймет почему, посмотрев фильм.
На какую аудиторию рассчитан фильм «Безславні кріпаки»?
Это абсолютное комикс-кино, аттракцион, живая ироничная лента, которая ориентирована на молодого зрителя, любителя киноновинок. Но, также, в фильме есть моменты из 90-х: из серии фильмов «Золотой век кунг-фу», «Летающей гильотины», «Мастеров Шаолиня», «Пьяного мастера» с Джеки Чаном, которые могут вызвать ностальгию и у тридцатилетних.
Рассчитываете ли вы окупиться в прокате или в ситуации с пандемией заранее готовите себя к кассовому провалу?
Старина Форд когда-то сказал, что, если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях. Если бы я готовился к провалу, я бы попросту не тратил на это время и деньги. Я верю в то, что делаю. Когда ты не рассчитываешь собрать кассу, лучше снимать для фестивалей или “в стол”, а не привлекать команду из такого количества профессионалов. Если вы ждете от меня четкого прогноза по сборам, то он остается за продюсерами. Я, как художник, хотел сделать нечто новое, свежее, и считаю, что нам это удалось.
Поэтому вы сознательно не приглашали на съемки «кассовые имена»?
Почему же? Роман Луцкий — известный, а главное профессиональный актер. Кроме того, он оказался очень похож на Шевченко. Когда я писал сценарий, я изначально думал отдать ему главную роль. В картине задействованы Сергей Стрельников, Яков Ткаченко, японский актер Ген Сето, Катерина Слюсар, Андрей Борис, Андрей Малинович. Хотели еще Брэда Питта в массовку пригласить, но продюсеры не подтвердили бюджет (смеется).
Много ли было дублей для диалоговых сцен?
Ровно столько, чтобы получилось круто! У нас было всего 38 рабочих смен. Это игровой фильм со множеством сложных постановочных экшн-сцен, а вот диалоговые сцены получались удачно с первого-второго дубля.
Диалоги вашей ленты выдержаны в стилистике 19 века или герои разговаривают так, как мы сегодня?
Что касается речи, ее я не стилизовал под те времена по двум причинам. Во-первых, я не знаю, как тогда говорили. Во-вторых, это все-таки приключенческая фантастика, комикс-фильм, и актеры могут вполне общаться на современном сленге. Наши диалоги живые, ироничные, понятные зрителю, как и сама проблематика фильма.
Жанровое кино всегда сравнивают с лучшими его образцами. Вы готовы к тому, что люди будут сравнивать картину с фильмами Тарантино?
«Безславні кріпаки» вышли целиком оригинальной историей, а тарантиновский дух — это скорее первая ассоциация после просмотра тизера. В отличие от трейлера, он не раскрывает сюжет, а лишь передает общую тональность и знакомит с главными действующими лицами. Я убежден, что в Украине такой продукции еще не было и зрителей ожидает масса сюрпризов. Поэтому приглашаю критиков на премьеру. Менять мнение иногда очень полезно и даже приятно.
Что обошлось дороже всего в производстве картины?
Весь фильм получился достаточно недешевым: сложные каскадерские трюки, реквизит, оружие и аутентичная одежда, которые не искали по складам, а создавали непосредственно для нашего проекта. Все это стоило денег. Один из таких примеров — трехствольный пистолет, которое еврей продает козаку. Он называется «тризуб», и его изготовили с нуля специально для этой сцены
Использовали ли спецэффекты?
Если выбирать между асами-каскадерами и компьютерной графикой, мы выбираем первое. Графика, безусловно, тоже присутствует, но это больше относится к ретуши: убрать столбы, провода на фоне. Все, что можно было запечатлеть, мы сняли на площадке.
В тизере звучит новая песня Алины Паш, это было запланировано?
Трек написала специально для фильма популярная рэп-исполнительница Алина Паш. Мы показали ей тизер и ее вдохновила история приключений Шевченко и самурайская эстетика. Герой двигается к своей цели и его не ломают обстоятельства. Вероятно, ей и самой близка эта позиция, ведь она перекликается с философией творчества Алины Паш.
Премьера была назначена на 5 марта 2020 года. Ее перенесли на октябрь еще до пандемии, почему?
На 5 марта был запланирован выход тизера. Премьеру фильма мы изначально планировали на осень. И нам, и дистрибьютору октябрь кажется самым оптимальным временем для выхода фильма.
Вы относите себя к режиссеру, который снимает авторское кино?
Авторское кино очень разное. «Безславні кріпаки» — это мой сценарий, моя концепция, я бы сказал, что это авторское кино, хотя и не похоже на то авторское, которое делают остальные украинские режиссеры. В нашей киносреде привыкли, что режиссеры, снимающие артхаус, показывают реальных людей и их проблемы. Мне же хочется создать придуманный киномир. Если кино авторское, то это не значит, что оно не может быть жанровым. Посмотрите фильмы Кристофера Нолана — они авторские, но при этом он остается в определенных жанровых рамках, у него есть свое видение, он привнес абсолютно новую эстетику в «Бэтмена». Примечательны картины и Сэма Рейми, и Зака Снайдера!
Что можете сказать о нелестных комментариях к тизеру, в которых вас обвиняют в плагиате?
Чаще всего, кинохейтеры — это люди, которые не могут похвастаться ни своей причастностью к миру кино, ни глубокими знаниями о том, как функционирует индустрия. И еще чаще – это еще и люди с выдуманными именами под фейковыми аккаунтами. Они критикуют, не зная цен на кинопроизводство, особенностей кинокухни, и главное, они делают это голословно, даже не дождавшись премьеры фильма! Поэтому, я давно перестал обращать на это внимание. Судить о качестве продукта целесообразно тогда, когда у тебя есть возможность его оценить. Ну, разве что эти ребята владеют экстрасенсорными способностями и могут видеть будущее (смеется).
Фото: StarMedia, Facebook-страница Романа Перфильева
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!