Сегодня все чаще бренды, СМИ и компании обращаются к TikTok в качестве альтернативы Facebook и Google, зависимость от которых стала настолько сильной, что многие готовы и вовсе отказаться от сотрудничества с двумя технологичными гигантами. Но сможет ли TikTok «победить» всесильных соцсеть и поисковик? И как скоро это произойдет? Давайте разберемся…
Большие компании — большие проблемы
Столкнувшись с критикой со стороны правозащитных организаций и рекламодателей, Facebook постепенно теряет доходы от продажи рекламы, пока продолжается акция #stophateforprofit. Встречи с рекламодателями не принесли успеха: глава компании Марк Цукерберг и его топ-менеджеры твердили одну и ту же мантру про усиление модерации и мониторинга постов, содержащих язык ненависти, однако реальных и сильных шагов руководство соцсети пока не предприняло. Главный операционный директор Facebook Шерил Сэндберг в ответ на отчет аудиторов-юристов, проверивших соцсеть на предмет ужесточения правил модерации, заявила, что «быстрых решений этих проблем не существует, и их не должно быть», намекая, что компании понадобится много времени дабы справиться с проблемой.
Более того, многие СМИ во время карантина урезали свои рекламные бюджеты в угоду подписной модели. А в ряде стран, таких как Австралия, Франция, Ирландия, медиа снизили свою активность как рекламодатели, потому что Big Tech-компании вроде Facebook и Google отказались выплачивать им роялти. В Великобритании также недовольны соцсетью и поисковиком, которые забирают 80% доходов от диджитал-рекламы. Более того, во время карантина маркетологи многих компаний тоже сократили бюджеты на рекламу в соцсети. Все это привело к существенному снижению цены на клик. В мае СРМ вернулся на докарантинный уровень, то в июне грянула акция #stophateforprifit. И снова произошло падение СРМ.
Пока не известно, сколько именно потерял Facebook в доходах от рекламы, но зато доподлинно известно, в течение одного дня, когда к бойкоту присоединились крупные бренды типа Coca-Cola, состояние Марка Цукерберга сократилось более чем на $7 млрд вследствие падения цен на акции. Также известно, что аналитики eMarketer спрогнозировали для Google проседание на 5,3% доходов от рекламы в течение этого года. А еще Facebook и Google находятся сейчас под давлением Антимонопольного комитета США, что тоже не облегчает им жизнь.
И пока господин Цукерберг пытается держать хорошую мину при плохой игре, рекламодатели все чаще и внимательнее присматриваются к TikTok. Маркетологи, кстати, заявляют, что данная платформа вполне может стать достойным конкурентом Facebook. Даже несмотря на то, что приложение запретили в Индии и пытаются запретить в США и Австралии.
Серьезный конкурент
«Я не могу определить, насколько большой кусок пытается урвать от «пирога» TikTok, но знаю точно — эта платформа наступает Facebook на пятки. Я думаю, что TikTok не станет довольствоваться тоненьким кусочком, потому что верит в то, что сможет оттеснить Facebook в ближайшие годы», — прокомментировал Пол Касамиас, управляющий партнер в медиаагентстве Starcom.
26 июня 2020 года стало известно, что TikTok запустил маркетинговую платформу для брендов «TikTok for Business», которую тестировал в течение 2019 года. Данная платформа предлагает следующие инструменты:
- Brand Takeover — это полноэкранный баннер с обратным отсчётом на 3-5 секунд до кнопки закрытия.
- Hashtag Challenge — это флешмоб от имени бренда, который длится шесть дней.
- In-Feed Video — кампания с роликом на 5-15 секунд в ленте пользователей.
- Brand Effect — брендированные 2D- или 3D-фильтры.
- AR-инструмент Brand Scan. Он позволит добавлять эффекты на передний или на задний план видео.
Кроме того, TikTok запустила и образовательный онлайн-центр, где маркетологам помогут изучить специфику работы с платформой, ее маркетинговыми инструментами и рекламными форматами. Учеников ждет не только теория, но и практика. Компания заявила, что предоставит маркетологам руководства по продуктам и разбор самых успешных кейсов.
29 июня видеохостинг YouTube (принадлежит Google) объявил о тестировании съемки 15-секундных роликов через мобильное приложение. Естественно, эта новость была восприянта как попытка бросить вызов TikTok.
2 июля Facebook анонсировал запуск сервиса коротких видео Reels в Instagram, который является ни чем иным, как аналогом TikTok! Попытка номер два.
9 июля Google пишет в своем блоге об удачном тестировании рекламного формата Swirl, обеспечивающиего максимальное вовлечение пользователей благодаря применению технологии 3D, — попытка номер три…
О чем это все говорит? О том, что и Google, и Facebook видят в китайской платформе сильного конкурента, потому и пытаются предложить альтернативу своим пользователям, с целью удержать их на собственных площадках как можно дольше.
Заманчивое предложение
Однако TikTok довольно успешно перетягивает одеяло на себя, и не только благодаря проблемам, с которыми столкнулись Google и Facebook, а еще и 30-процентной скидке для рекламодателей-новичков, действующей на протяжение первых трех месяцев. И не стоит обвинять китайцев в демпинговании. Такую же политику проводил и Snapchat в 2017 году, чтобы увеличить приток рекламодателей. Когда в компании посчитали, что их достаточно, акцию прекратили. Также TikTok намерена выделить $100 млн кредитов для МСБ в 18-ти странах в рамках акции «back-to-business», что делает эту платформу еще более привлекательной.
Согласно данным Modern Retail, первыми, кто выбрал TikTok в качестве замены Facebook и Instagram, были представители МСБ, которые больше всего экономически пострадали во время пандемии, и сегодня вынуждены наращивать обороты с небывалой скоростью и усердием. Благодаря TikTok они смогли продемонстрировать этичность и экологичность своих брендов, присоедившись к бойкоту #stophateforprifit, и в то же время получили хорошую рекламную площадку, воплотив свои самые креативные идеи.
«Многие представители МСБ и венчурные капиталисты, с которыми я общался, действительно чувствуют чрезмерную зависимость от Facebook. А теперь у них появилась возможность «перерезать пуповину» и перераспределить рекламные бюджеты. Если вы хотите заработать в четвертом квартале, вы должны начать рекламироваться в TikTok прямо сейчас», — посоветовал Стефан Бардега, бизнес-консультант и экс-перзидент iProspect.
Да, еще год-полгода назад представители МСБ не расценивали TikTok в качестве рекламной площадки. Но коронавирус внес коррективы. И сегодня популярность платформы растет не по дням, а по часам, так что Big Tech-компаниям стоит действовать быстрее и осмотрительнее. Судите сами: согласно данным аналитической комнаии Sensor Tower, 19% загрузок (около 439 млн) пришлись на период с 1 марта по 8 июля 2020 года. А по данным Comscore, среднее время, проведенное в течение месяца в приложении на одного американского пользователя, с октября 2019 года по май 2020 года выросло на 93% — до 855,6 минут.
Facebook и TikTok — не одно и то же
Facebook и TikTok, конечно, не взаимозаменяемы. Эксперты считают, что маркетинговые инструменты TikTok все еще находятся на стадии становления и доработки, тренды постоянно меняются, а вслед за ними — и настроения аудитории, а потому таргетировать нелегко. Более того, создание рекламных роликов требует намного больше усилий, отдачи и креатива, ведь куда проще разместить статичную рекламу в Facebook или использовать Swirl для проявлений в Google.
«Вероятно, самая большая ценность TikTok — это аудитория. Согласно данным TikTok, 40% его пользователей не присутствуют в Facebook. Более того, TikTok пока что не перенасыщен рекламой, конкуренция там в разы ниже, а это значительно увеличивает ваши шансы быть замечеными», — говорит Кэт Хардинг, директор маркетингового агентства Cavas Cake.
Для рекламодателей, которые не стремятся ориентироваться на молодую аудиторию, YouTube, вероятно, станет более подходящей альтернативой Facebook и Instagram, учитывая его структуру и рекламные форматы, считает Вернер Иакш, директор по глобальной цифровой стратегии We Are Social Singapore.
И как уже говорилось выше, у TikTok тоже есть проблемы, и немаленькие, что побуждает рекламодателей и СМИ вести себя с этой платформой осторожно. Но даже если свержение Facebook и произойдет, то, конечно же, не в одночасье: и платформам, и рекламодателям потребуется немало времени, чтобы адаптироваться и найти максимальное количество точек соприкосновения.
Читайте также:
Больше смотрения. Меньше рекламы: как карантин повлиял на рынок IPTV/OTT
Прекрасное будущее: почему стоит рекламироваться на OTT-платформах
Digital+TV: 5 советов бизнесу, как сделать рекламу эффективной
Фото: «Телекритика»
В статье частично были использованы материалы digiday.com
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!