Перед уходом на августовские каникулы депутаты Верховной Рады Украины успели внести изменения в Избирательный кодекс и определиться с датой проведения местных выборов – 25 октября. Теперь депутатов на местах мы будем выбирать по двум системам: партийной пропорциональной с открытыми избирательными списками и мажоритарной. При этом мажоритарка будет ограничена небольшими населенными пунктами с числом жителей до 10 тысяч.
В этих обстоятельствах особая роль отводится СМИ, которые освещают весь процесс.
Но прежде чем рассказать об особой роли СМИ в предстоящей выборной кампании, я бы хотел высказаться по одному важному для медийщиков вопросу. Последние месяцы украинская общественность активно обсуждала не только избирательное законодательство, но и законопроект, предлагающий изменить условия деятельности средств массовой информации в стране.
В адрес документа звучало много критики. Думаю, что очень немногие из тех, кто высказывает свое мнение по данному законопроекту, реально читали весь огромный документ, который наработан профильным комитетом ВР и представителями медиаиндустрии. Я прочел все положения. В законопроекте действительно есть определенные моменты, которые вызывают неоднозначную реакцию и требуют публичного обсуждения. Вместе с тем следует признать, что принятие нового закона о медиа, безусловно, назрело. Те законы, которые сегодня регулируют сферу нашей деятельности, – о телевидении, о рекламе, о правах потребителей, — достаточно разрозненны и устарели.
Интересно другое: законопроектом возмущаются те игроки рынка, которые не регулируются. Если, например, телеканалы и издания должны иметь лицензию/регистрацию и ведут свою финансовую деятельность в соответствии с требованиями закона, то блогеры и интернет-издания работают, по сути, в тени…
Мы однозначно против цензуры. Но мы за то, чтобы все игроки рынка действовали в одинаковых условиях. Мы за то, чтобы информационное поле, каким бы оно ни было – телеграмм-каналы, интернет-сайты, блоги, газеты печатные и электронные, телевидение и радио, было качественным.
Вместе с тем в проекте закона, который планируют вынести на рассмотрение Верховной Рады, предлагается довольно сильно зарегулировать эту сферу. И это тоже вызывает опасения. Законопроект, по сути, отдает все права и полномочия Нацсовету.
Новый закон о медиа нужен, но, безусловно, его необходимо еще анализировать и вносить поправки. И как проголосует за него Верховная Рада, не знают даже сами нардепы. Инсайдерская информация из Киева говорит о том, что в этот политический сезон, до выборов, данный закон не будет вынесен на обсуждение в ВР, дабы не возбуждать общественность.
Поскольку законопроект пока не выносится на голосование, перейду, собственно, к основной теме моего блога – новым условиям выборов в местные советы согласно поправкам, внесенным в Избирательный кодекс, и роли в них СМИ.
Новый Избирательный кодекс направлен на то, чтобы нельзя было «засеять» свой округ, район, регион. Теперь партии должны выходить к избирателям не с гречкой, а с идеями; не покупать голоса, а предлагать свои программы. Но в то же время обойти пешком весь округ с численностью сто тысяч человек сложно, практически невозможно. И тут роль СМИ незаменима. Кандидатам неизбежно придется обращаться к нам с вами. Интернет, печатные издания и телевизор – мы в этой игре будем ведущими игроками.
Интересно, что еще до начала избирательной кампании прогрессивные кандидаты в депутаты, в основном – из действующих депутатов горсовета, уже стали блогерами и через день были в эфире телеканалов. А тем, кто пока не понимает роли СМИ в этом процессе, мы должны им это объяснять. Кого будет больше в информационном поле, тот и станет депутатом. Эти выборы вообще обещают быть очень интересными. Мы получим на избирательном участке в списке название партии и список персон, ее представляющих. Избиратель должен будет выбрать и партию, и фамилию кандидата.
Что бы там не говорили о падении популярности ТВ, его смотрят более 70 процентов населения. Более того, наша аудитория – это люди 35-40 лет и старше. Мы прекрасно понимаем, что именно они ходят на выборы.
Роль социальных сетей, того же Facebook, будет менее значимой. А многие кандидаты сегодня ее переоценивают… О чем тут говорить, если сегодня людей, которые хотя бы через день появляются в Facebook – 10-15 тысяч в лучшем случае. Всего лишь! Это реальная оценка данного сегмента в Одессе. А когда мы включаем свой телеэфир, нас смотрит 300 тысяч домохозяйств, то есть миллион человек сразу. Это же важно сегодня для партий, чтобы была синергия, консолидация избирателей как в городе, так и в области.
Кроме того, СМИ смогут заработать. Сегодня, когда мы пострадали из-за ситуации с коронавирусом, рынок рекламы очень просел, и региональные СМИ находятся в сильной стагнации. Я надеюсь, что участием в избирательной кампании мы как-то поддержим себя и сможем предложить нашей аудитории какие-то новые проекты и программы.
Фото: odessamedia, unsplash
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!
Мысли авторов, высказанные в рубрике «Блоги», являются субъективными и могут не совпадать с позицией редакции «Телекритики».