27 июля 2020 года Новый канал презентовал свой первый веб-сериал Fake. В прямом эфире первую серию посмотрели более 1580 человек, параллельно комментируя происходящее. Как и следовало ожидать, комментарии разнились от «фу-фу-фу» до полного восторга. Мы же постараемся быть объективными… насколько это возможно.
Ира Рефаги, редактор рубрики «Диджитал»
Сюжет. Довольно простой и банальный: две подружки, Валя (Лиля Цвеликова) и Лиза (Аня Остапенко), приезжают из провинции в Киев. Одна сильная и смелая, жаждет грызть гранит науки и достигать спортивных вершин. Вторая — мечтает о славе блогера настолько сильно, что готова буквально на все. Первая, естественно, всегда выручает вторую, вытаскивая из сложных ситуаций, прикрывая и даже защищая, как настоящий бодигард. И, конечно, в сюжете присутствуют яркие, но не менее стереотипные, мужские персонажи — мажор Марк (Макс Девизоров) и скромный айтишник Дима (Женя Лисничий), подрабатывающий официантом.
Персонажи. Многие комедии строятся на высмеивании стереотипных ситуаций, в которые мы угождаем ежедневно. Комедия — это кривое зеркало, отражающее нас с вами и дающее возможность не унывать, а искренне посмеяться над собой. И в принципе, персонажи Fake довольно стереотипны, харизматичны и комичны. Вот только искренность немного проседает. Самыми естественными выглядели второстепенные пацанка Валя и ботан Дима, а гламурная Лиза и мажор Марк — наигранными. Кстати, Валя была настолько органична, что зрители-комментаторы часто сравнивали ее с победительницей шоу «Від пацанки до панянки-4» Евгенией Мазур.
Думаю, проблема — в проработке персонажей. Либо нужно было детальнее и глубже их прописать, либо, наоборот, предоставить актерам канву и дать им возможность импровизировать и самим строить диалоги. Если честно, многие постановочные видео на TikTok, которые снимают южнокорейские ребята, выглядят естественнее, эмоциональнее и чеснее, чем некоторые сцены сериала.
Мотивация. Это та штука, которая любое произведение делает либо сильным, либо вялым. Так вот с мотивацией не все в порядке. Более всех мотивирована Лиза, которая во что бы то ни стало хочет быть известным инфлюенсером. Прославиться у нее получилось, но со знаком «минус»: суперблогер Рита Сан (Настя Иванюк) засняла как раз тот момент, когда Лизу стошнило от детоксного коктейля. Ну и понеслась волна хэйта. Чтобы отомстить жестокой инфлюенсерше, главная героиня решает увести у нее парня Марка. Отличная мотивация.
Мотивация Димы: он тайно влюблен в Лизу и всячески пытается погасить ее блогерский пыл, проделывая различные хакерские штуки, лишь бы она успокоилась и перестала мстить Рите Сан и ухлестывать за Марком. При этом непонятно, что мотивирует Диму работать официантом, если он такой уж крутой хакер, способный взломать iPhone? Нелогично.
Мотивация Марка проста до отупения: он считает Лизу симпатичной, и просто хочет ее. Все.
Мотивация Вали невнятна: за что она так сильно любит Лизу? Прям готова и в огонь, и в воду за нее прыгнуть, в то время как Лиза воспринимает Валю довольно поверхностно, прикидывается слабой, врет. Лично я вообще не вижу логики.
Юмор. Шутки про секс. Куда ж без извечного «юмора ниже пояса»? Конечно, в Fake были шутки про секс и аудитория, которая смотрела премьеру онлайн, довольно нормально реагировала. Секс — неотъемлимая часть нашей жизни, так что все ок. Тем более, что в сериале показывали алкогольные напитки, что красноречиво говорит о рассчете на аудиторию как минимум 16+.
Юмор. Суржик. Лично я в который раз убедилась, что далеко не все могут столь мастерски владеть суржиком, как Андрей Данилко, исполняющий роли проводницы и певицы Верки Сердючки, балерины Бэллы Куценко, дочки Светы. У него суржик сочный, наполненный разными тональностями, льющийся, как песня. Просто истинный полтавский суржик: народный, настоящий. Плюс неподражаемая мимика. Плюс колкие и меткие фразы, сказанные этим суржиком «не в бровь, а в глаз». Вот поэтому фразы Данилко народ растащил на цитаты. Но у ребят из Fake «эффекта Данилко» не получилось. Увы и ах. Их суржик звучал неестественно, украинские слова заменялись русизмами либо по незнанию, либо потому, что нужно было изображать провинциалок. Но если у провинциальных Лизы и Вали суржик оправдан, то абсолютно непонятно, почему на ломанном украинско-русском говорят «привелигированные киевляне» Марк и Рита Сан? По логике вещей, они должны говорить на чистом украинском языке и всячески подчеркивать этим свою элитарность.
Хронометраж. Когда первая серия окончилась, многие зрители удивленно комментировали: «И это все? А что дальше?», рассчитывая, видимо, на стандартную 40-минутную серию. Да, друзья, это все, потому как веб-сериал не предполагает хронометража более 20-ти минут. Авторам же в конце каждой серии удавалось сохранять интригу, вызывая желание смотреть следующий эпизод.
Саундтрек. Автором саундтрека стала Jerry Heil. Песня ритмичная, простая, моментально заседающая в голове. И это правильно. Текст колкий и стебный: в стиле певицы. Перед стартом первой серии ролик с клипом на песню «Блогер», размещенный в канале Jerry Heil, имел более 12 тыс. просмотров. После премьеры количество просмотров увеличилось на 3 тыс. На момент написания статьи видео посмотрели более 30 тыс. раз. Однако несмотря на растущее количество просмотров, автора критикуют за то, что спела на русском языке. И это действительно странно, ведь фирменный суржик Jerry Heil был бы весьма уместен. Что еще более странно: исполнительница поет о российских блогерах. И если Регина Тодоренко и Настя Ивлеева еще нормально воспринимаются украинской аудиторией, то упоминание Ольги Бузовой выглядит неуместно, как минимум.
Продакт-плейсмент. Это боль! Я понимаю, что без спонсорства трудно сделать добротный продукт. Я понимаю, что продакт-плейсмент — это норма современного видеоконтента любого рода. Но не стоит же сериал превращать в один сплошной рекламный ролик. Не стоит тыкать зрителям продакт-плейсментом в лицо: у нас нормальное зрение, мы все заметим и увидим. Ну, ладно там кадры с чашками «Нескафе» и бокалами с напитком «Гараж» на полэкрана, но зачем в диалогах героев было прописывать рекламные слоганы?! Сидит ботан Дима, отхлебывает кофе из чашки с надписью «Нескафе» — отлично. Парень допозна делает домашку, ему нужно взбодриться, он пьет кофе: все нормально. Хватит. Но нет! Дима делает глоток и изрекает: «Нескафе» — дійсно вражає!». Ребята, вы серьезно? Я уже молчу о заставке к каждому эпизоду, которая, по сути своей, является рекламным роликом кофе.
Думаю, раз уж спонсор захотел видеть свои чашки в кадре крупным планом, можно было бы пошутить на эту тему, и тогда реклама не выглядела бы столь навязчивой. Допустим, можно было бы обыграть так — Дима поворачивается к камере и говорит что-то типа: «Минуточку внимания: сейчас я буду пить «Нескафе». Отворачивается от камеры, делает пару глотков, поворачивается снова: «Все! Уже попил». И сюжет развивается дальше. Это не супеоригинальный прием, однако внедрение продакт-плейсмента, по крайней мере, выглядело бы забавным. Более-менее адаптивно продакт-плейсмент выглядит в веб-сериале SocialMe, снятом при поддержке бренда KFC: в начале и в конце эпизодов короткие заставки с лого бренда, на второй минуте разыгрывается сцена в ресторане KFC, где главный герой спокойно ест куриные ножки, а героиня пристает к нему с просьбой сказать что-то на камеру для ее блога. Нет ни слоганов, не озвучивается название бренда. Парень просто говорит, мол, я ем, не мешай. Затем героиня пересаживается напротив и вообще закрывает собой поднос с едой. Понятно, что это продакт-плейсмент, но выглядит он не столь режуще-колюще.
Таня Мялковская, редактор рубрики «Кино»
Первое, что бросилось в глаза — это сюжетная линия главной героини, которая фактически позаимствована из испанского сериала «Элита» от Netflix. В одном из последних сезонов «Элиты» появляется девушка по имени Каетана, которая живет бедно, но от всех это скрывает. Она делает вид, что богата и что ее родители оплачивают обучение в престижной школе. Каетана работает в клининге, убирает дома состоятельных людей. Однажды она даже взяла дорогое платье у хозяйки виллы, чтобы сходить на вечеринку. Естественно, на тусовке наряд моментально обливают вином. Прям дежавю какое-то — в Fake происходят аналогичные события: Лиза живет не очень обеспечено, врет друзьям об этом, работает в клининге и мелькает в платье с этикеткой люкс-бренда, которое успешно обливается бокалом вина. Совпадение? Не думаю.
Помимо явных комплексов и желания выглядеть круто, Лиза не несет никакого позитива, равно как и не вызывает сочувствия. Она — поверхностная, наплевательски ко всем относится и, в общем-то, плохой человек. Тем не менее, как минимум 2 человека (Валя и Дима) о ней заботятся и готовы ради нее на многое. Почему и как так вышло? Непонятно.
Создатели сериала ранее в интервью рассказывали, что вдохновлялись тремя зарубежными сериалами: Skam, SocialMe и «Убойный интернет». В итоге Fake частично перекликается с румынским сериалом SocialMe, который вышел на YouTube-канале KFC в 2018 году. Там в центре сюжета Instagran-блогерша, которая показывает совершенно другую, идеальную жизнь в сети. У нее также есть школьная подруга и парень, которые помогают ей в этом. В остальном сериалы не похожи. Так что Лиза в Fake — это собирательный образ Каетаны и главной героини SocialMe.
Кстати, еще один интересный момент касательно финансов Лизы: она работает в клининге, но при этом платит за квартиру и у нее iPhone X. Так, получается, у нее все же есть приличные деньги? Плюс ко всему у нее есть блог, где всплывает реклама, за которую тоже платят. Однако в это же время она появляется на вечеринке в платье с необрезанным ценником, она берет напрокат цветы и покупает брендовые пакеты по 500 грн для «прикрытия», ведь пакеты-то пустые.
Помимо этого персонажи сыроваты, и общая история как-то уж слишком затерта. «Но что можно показать за 15-20-минутную серию?» — спросите вы. По сути, веб-сериал — это порезанный на куски фильм, с постоянными сюжетными всплесками каждые 10 минут. За это время можно показать достаточно. В Fake все либо возводят в абсолют, либо утрируют: Дима нажал две кнопки и взломал Instagram Лизы, Валя обиделась на Лизу и сразу пакует вещи, а через две минуты обнимается с ней.
К примеру, YouTube-сериал от блогера Ruslana Gее «Американские подростки», который практически весь разрабатывался 21-летней (на тот момент) Русланой и ее друзьями, выглядит выигрышнее. Да, там тоже была реклама и чувствовалась некоторая наигранность, однако персонажи были более реалистичными. В итоге «Американских подростков», которых делали блогеры-аматоры, смотреть интереснее, чем Fake, созданный командой профи.
Хотя, возможно, все так и было задумано, ведь Fake — это своеобразная пародия на современных инстаграмеров/ютуберов/тиктокеров, и это прежде всего мини-сериал, который можно посмотреть за вечер, особо не вникая в сюжет. Так что шоу имеет право на существование.
Читайте также:
Репетиции в Zoom и антисептик на площадке: как Новый канал снимал веб-сериал Fake
Новый канал снимает веб-сериал Fake
Премьера веб-сериала Fake состоится 27 июля
Фото: скриншоты сериала Fake, скриншот клипа «Блогер», Новый канал
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!