Телеканалы «Интер», «112 Украина», NewsOne поддерживали «Оппозиционная платформу – За жизнь». «Прямой» и «5 канал» – «Европейскую солидарность», «1+1» – «Слугу народа». «Украина» – «Радикальную партию», «Европейскую солидарность» и «Оппозиционный блок». ICTV и СТБ также поддерживали пул партий, прежде всего «Голос», а также «Батьківщину», «Слугу народа» и «Оппозиционный блок». Единственный канал, где не было джинсы в новостях, – общественный «UA:Перший». Онлайн-медиа интенсивнее освещали избирательную кампанию, однако осуществлявшие мониторинг зафиксировали большое количество материалов с признаками заказа в пользу различных партий.
Об этом говорится в промежуточном отчете по результатам профинансированного Советом Европы мониторинга освещения в медиа парламентской избирательной кампании (период медиамониторинга – 22 июня – 12 июля 2019). В мониторинг попали ведущие украинские телеканалы и интернет-сайты.
По сравнению с президентской кампанией «UA:Перший» в целом больше освещал темы политики. Но о политических партиях, участвующих в избирательном процессе, информации подавалось немного, и это освещение было в основном нейтральным. Совсем не фигурировали в новостях данного телеканала такие политические силы, как «Украинская стратегия», «Гражданская позиция», «Радикальная партия». На первом месте по освещению – «Оппозиционный блок» и «Оппозиционная платформа – За жизнь» (в основном сообщения «UA:Першого» были нейтральными, в то же время, это были единственные политические силы, которые упоминались в негативной тональности).
В новостях телеканала «Украина» преобладало освещение «Радикальной партии Олега Ляшко» , причем только в нейтральной или положительной тональности. На втором месте по освещению на этом телеканале – «Европейская стратегия», в основном в нейтральной тональности, хотя также есть положительная и негативной. На третьем – «Оппозиционный блок», на четвертом – «Слуга народа». Другие политические силы упоминались очень мало, преимущественно в контексте рейтингов.
В новостях телеканала ICTV больше всего освещались в положительной тональности три партии: «Батьківщина», «Голос» и «Оппозиционный блок». Чуть меньше – другая тройка: «Слуга народа», «Европейская солидарность», «Радикальная партия Олега Ляшко». Ни одна политическая сила, упоминавшаяся в новостях в течение мониторингового периода, не получила негативного освещения.
В новостях телеканала СТБ больше всего освещался (несколько в ином порядке) тот же перечень партий, что и на канале ICTV. Так, на первом месте по освещению — партия «Голос» с доминирующей положительной тональностью. На втором месте с небольшим отрывом – «Батьківщина», на третьем – «Слуга народа». Далее идут «Украинская стратегия», «Оппозиционный блок», «Европейская солидарность», «Радикальная партия Олега Ляшко». Другие политические силы или не представлены вообще, или получают совсем незначительное освещение. Большинство сюжетов об упомянутых политических силах содержат признаки заказа (джинсы). Например, комплиментарный сюжет в выпуске от 24 июня о первой десятке «Оппозиционного блока» или комплиментарный сюжет в выпуске от 25 июня о партии «Голос».
Три партии имели больше других освещались на телеканале «1+1»: «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Европейская стратегия» и «Слуга народа». Однако были различия в представлении этих партий. Так, «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Европейская стратегия» получили в основном негативное и нейтральное освещение, тогда как «Слуга народа» – положительное и нейтральное.
В новостях телеканала «Интер» больше всего положительного освещения получила «Оппозиционная платформа – За жизнь», а также ее основные спикеры Юрий Бойко, Наталья Королевская и Виктор Медведчук. В сюжетах часто критиковали власть и реформы, также отсутствовал баланс. Чаще всего появлялся в таких новостях Юрий Бойко – почти в каждом выпуске новостей. Показательным также является сюжет (выпуск от 9 июля) при участии Наталии Королевской, где она ездит на комбайне и выступает против продажи земли. Отдельно стоит отметить сюжеты с участием Виктора Медведчука о пропагандистском манипулятивном фильме Оливера Стоуна «Нерассказанная история Украины». В период с 1 по 9 июля в общем вышло шесть таких сюжетов.
Телеканал «Прямой» в своих новостях уделил внимание только четырем политическим силам. Больше всего времени получила партия «Европейская солидарность» (освещение только в положительной или нейтральной тональности). На втором месте с большим отрывом «Радикальная партия Олега Ляшко» (также в положительной и нейтральной тональности). На третьем – «Оппозиционная платформа – За жизнь» (в негативной или нейтральной тональности).
Палитра представления политических партий в новостях на «5 канале» поразнообразнее, чем на «Прямом». Но и здесь больше всего внимания отводится «Европейской солидарности», о которой идет речь в основном в нейтральной тональности, хотя есть и положительная тональность, и даже негативная. На втором месте по освещению здесь – «Оппозиционная платформа – За жизнь», только уже в негативной и нейтральной тональностях (в негативной тональности чаще всего упоминают Виктора Медведчука). О других политических силах упоминали в нейтральной тональности, в частности о «Батьківщине», «Голосе», «Рухе новых сил», «Слугу народа», «Радикальную партию», «Свободу» и др.
Безоговорочным лидером освещение в новостях NewsOne в позитивной тональности является «Оппозиционная платформа – За жизнь». Практически в каждом выпуске новостей освещение событий происходит с точки зрения и с упоминанием этой политической силы, а информационные поводы формируются с учетом освещения деятельности партии и лиц, ее представляющих. Такого подхода к новостям нет ни на одном другом телеканале. Много новостей о Виктора Медведчука, а также о его жене (например, сюжет в выпуске от 6 июля о показе новой коллекции Dolce & Gabbana: материал построен вокруг платья из этой коллекции, в которое была одета Оксана Марченко). Другие политические силы представлены очень мало, а некоторые (в частности «Оппозиционный блок» и «Европейская солидарность») еще и в негативной тональности.
У «112 Украина» есть своя особенность в освещении избирательной кампании. В течение мониторингового периода в новостях выборы освещались крайне мало. Зато основной массив сюжетов, касающихся политической тематики, выборов и кандидатов, непосредственно транслируется вне выпусков новостей. Обычно они выходят в эфир в рамках блоков, которые называются «Важно», «Эксклюзив» и «Эпизод 112», которые идут перед началом или после выпусков новостей. В рамках этих блоков абсолютное преимущество в освещении отводится деятельности Виктора Медведчука.
Лидером освещение в новостях сайта «Обозреватель» в первый мониторинговый период была партия «Европейская солидарность» с преобладанием положительной тональности. На втором месте – «Голос», также с преобладанием положительной тональности. А вот партию «Слуга народа», которая заняла третье место, освещали почти одинаково в негативной и положительной тональности, а также нейтрально. Такое же положительное/негативное/нейтральное (почти поровну) освещение получила «Оппозиционная платформа – За жизнь». Часто новости о политических силах содержали признаки заказа (джинсы).
Сайт «Сегодня» активно освещал деятельность широкого спектра политических партий, обычно в положительной и нейтральной тональности. Хотя больше всего внимания уделялось «Радикальной партии Олега Ляшко», как и на телеканале «Украина». На втором месте – «Слуга народа», на третьем – «Оппозиционный блок», на четвертом – «Европейская солидарность».
«Страна.ua» больше всего (с большим отрывом от других партий) освещала деятельность партии «Слуга народа» и в основном в нейтральной тональности. На втором месте по освещению на этом сайте – «Европейская солидарность», но она представлена часто в негативной тональности. Сайт продолжает тренд президентской избирательной кампании — негативно пишет о Петре Порошенко. На третьем месте – «Оппозиционная платформа – За жизнь», которая освещалась нейтрально и позитивно. Все остальные политические силы представлены очень мало. «Страна.ua» практикует смену заголовков до нескольких раз в день. Новые часто перекликаются с нарративами кремлевской пропаганды.
Наибольшее освещение на сайте Hromadske.ua получила «Оппозиционная платформа – За жизнь». Представление этой политической силы было в основном в нейтральной тональности, но случались и негативные материалы. На втором месте по освещению – «Слуга народа» (в основном нейтральная тональность, но есть и негативная), на третьем – «Голос» (нейтральная и положительная тональность).
«Українська правда» освещала широкий спектр политических сил, в основном в нейтральной тональности. В первую тройку партий по освещению на этом сайте вошли: «Европейская солидарность», «Слуга народа» и «Оппозиционная платформа — За жизнь». Немного меньше – партия «Голос» (четвертое место). «Украинская правда» освещает выборы сбалансировано и объективно. Но зафиксирован ряд материалов, новостная ценность которых вызывает сомнение. Обычно это новости, сделанные на базе интервью разных политиков телеканалам или информационным агентствам или только на основе сообщений пресс-служб партий. Например, новость от 5 июля «Вакарчук готов “бить по рукам” нардепов Зеленского», в которой изложены общие и популистские фразы.
Сайт «Новое время» освещал широкий спектр политических сил. Но на первом месте по освещению – «Европейская солидарность». На втором месте «Голос», на третьем – «Слуга народа». Эти партии представлены в разной тональности: и нейтральной, и положительной, и негативной. Также значительное освещение получил президент Владимир Зеленский (тональность в основном положительная и нейтральная).
Сайт «Корреспондент» больше всего освещал партию «Слуга народа» – в нейтральной тональности. На втором месте – «Европейская солидарность», но здесь уже присутствует негативный тон. На третьем – «Оппозиционная платформа – За жизнь» (в большей степени нейтрально). На четвертом месте – «Движение новых сил» и «Голос», у них было практически одинаковое и нейтральное освещение.
Интернет-издание «Гордон» освещает разные политические силы. На первом месте по освещению – партия «Слуга народа» (в большей степени освещение нейтральное, хотя есть материалы с положительной и негативной тональностью). На втором месте – «Оппозиционная платформа – За жизнь» (освещение почти поровну нейтральное/положительное/негативное). На третьем – «Оппозиционный блок» (освещение в большей степени положительное и нейтральное). На четвертом – «Сила и честь». Эту партию сайт освещает только в положительной или нейтральной тональности, публикуются блоги представителей данной партии, а их заголовки выносятся в ленту новостей.
В обзоре не фигурирует портал Liga.net.
Мониторинг освещения в медиа парламентской предвыборной кампании в Украине провела Коалиция общественных организаций, в которую входят Комиссия по журналистской этике, «Платформа прав человека», Украинский институт медиа и коммуникации и StopFake. За период мониторинга было выявлено 93 возможных нарушения Кодекса этики украинского журналиста среди медиа, по которым осуществлялся мониторинг.
Мониторинг проводился при поддержке двух проектов Совета Европы – «Поддержка прозрачности, инклюзивности и честности избирательной практики в Украине» и «Укрепление свободы СМИ, доступа к информации и усиление системы общественного вещания в Украине», что имплементирующихся в рамках Плана действий Совета Европы для Украины на 2018–2021 гг.
Напомним, по данным мониторинга «Института массовой информации», парламентская кампания опередила президентскую по количеству джинсы.
Фото: pixabay