Бюджет премии «Золота дзиґа» около 4 млн гривен, Госкино выделяет 400 тыс. гривен. Понятно, что львиная доля – это организация церемонии. Как распределяются остальные средства? Сколько тратится на промо?
Стоимость организации церемонии более 3 млн гривен, остальные средства уходят на административные расходы: зарплаты, налоги, обновление и содержание системы для работы киноакадемиков – на данный момент у нас одна из лучших в мире систем голосования. На промо уходит минимальный бюджет, нас ежегодно поддерживают медиапартнеры, сами номинанты обеспечивают внимание СМИ и общественности.
Фото со звездами «Игры престолов» было для нас полной неожиданностью, так же, как и фото с Гильермо дель Торо
Что именно входит в промокампанию «Золотої дзиґи»? Номер журнала VGL Cinema, посвященный ей, в руках звезд «Игры престолов» – чья это была инициатива?
Промокампания включает рекламу на телеканале «Украина», на радио NRJ, плюс наружная реклама, баннерная реклама на ресурсах Jetsetter, Elle, «Фокус», реклама и статьи в журналах, специальный раздел на ресурсе segodnya.ua, где проходит зрительское голосование. Много внимания мы уделяем digital – развиваем наши соцсети, сейчас это важнейший канал коммуникации. VGL – один из наших крупных медиапартнеров, очень прогрессивный журнал и уже онлайн-ресурс. Фото со звездами «Игры престолов» было для нас полной неожиданностью, так же, как и фото с Гильермо дель Торо.
От вас часто можно услышать о стремлении к уровню локального «Оскара». «Оскар» в этом году все-таки отказался от категории «лучший популярный фильм», и это логично – «народная» категория противоречит самой идее киноакадемии. Исходя из этого, нужна ли премия зрительских симпатий – особенно в свете того, что фавориты известны и без голосования, а некоторые потенциальные лидеры не попадают в голосование из-за нежелания правообладателей?
Основная задача Киноакадемии – популяризация украинского кино. Для этого мы проводим церемонию награждения с красной дорожкой и дресс-кодом и для этого введена «зрительская номинация». Людям должно быть интересно смотреть церемонию, оценивать наряды, слушать речи известных людей, голосовать за одну из главных номинаций – то есть быть причастными. «Оскар» уже на том уровне, когда им нет необходимости привлекать внимание, весь мир следит за новостями Американской киноакадемии. Премии «Золота дзиґа» всего 3 года, зритель только в последние годы начал ходить на украинское кино и воспринимать украинских кинематографистов как звезд.
Обеспечивает ли Киноакадемия отсутствие накруток при голосовании?
Голосование проходит онлайн, за процессом следит аудитор – международная компания Kreston GCG. Накрутить голоса просто невозможно. Для того чтобы отдать свой голос в «зрительской» номинации, необходимо зарегистрироваться на сайте segodnya.ua, и результаты также проверяет аудитор.
И еще по поводу стремления к международному уровню: нужен ли такой проект, как DzygaMDB, если идеал – это интеграция с зарубежным кинематографическим сообществом? Не лучше ли увеличивать представленность украинских фильмов на западных площадках и киноагрегаторах?
DzygaMDB – это агрегатор информации об украинском аудиовизуальном секторе. Создаем мы его в первую очередь для кинематографистов, но сейчас кино, сериалы, клипы все больше и больше интегрируются в один сектор. Во всех странах, где есть национальный кинематограф, существуют базы данных, где любой желающий может найти информацию о состоянии индустрии в конкретно взятой стране. У нас такой базы данных, по сути, нет – поиск информации о бокс-офисе или количестве экранов превращается в квест. Актеров у нас ищут через Facebook, а контакты через знакомых. Такая база нужна в первую очередь для внутреннего рынка.
DzygaMDB будет работать на 2 языках – украинском и английском, и это также станет удобной точкой входа для иностранных кинематографистов на наш рынок. Конечно, представленность наших кинематографистов на международных ресурсах необходима, но многие не владеют английским языком и это проблема. Мы планируем расширять DzygaMDB на другие рынки, налаживать сотрудничество и с IMDb, и с сообществом в других странах Европы.
Процентное соотношение женщин в Украинской киноакадемии самое большое в мире. В Украине женщины в принципе более активны, и не только в кино
Сколько членов Украинской киноакадемии сейчас входят в Европейскую киноакадемию? Вы также упоминали, что растет процент женщин в Украинской киноакадемии: это получилось само собой или есть какой-то inclusion rider?
В Европейской киноакадемии сейчас уже 39 наших кинематографистов! Количество значительно начало расти после создания Украинской киноакадемии. Ежегодно мы подаем информацию о лауреатах «Золотої дзиґи» нашим коллегам в Европейской киноакадемии и они принимают решение, кого приглашать следующим. Процентное соотношение женщин в Украинской киноакадемии самое большое в мире, мы специально для этого ничего не делаем, в отличие от наших западных коллег. В Европе вопрос гендерного равенства в киноиндустрии стоит очень остро, на его решение выделяются достаточно большие гранты. В Украине женщины в принципе более активны, и это не только в кино.
Почему в технических категориях (грим, звук, монтаж) профессионалы номинируются «по совокупности заслуг», сразу за несколько фильмов? Практикуется ли такое другими киноакадемиями?
Это как раз практика европейских киноакадемий, которую мы «подсмотрели». Оценивается работа специалиста в общем за год, а не в конкретном фильме. Посмотрим, как оценит кинообщественность такой подход в этом году, и примем решение, продолжать ли практику европейских киноакадемий или брать пример с «Оскара».
Известно, что вы планируете со временем расширять количество номинаций. Будут ли «устрожаться» имеющиеся категории? Например, в этом году на лучшую песню номинирована одна народная и одно исполнение старого эстрадного хита.
Регламент меняется каждый год, все зависит от киноакадемиков и правления. Если будет предложена другая механика оценки технических критериев в номинации «Лучшая песня» и правление за нее проголосует – внедрим новый подход. В мире официальная звуковая дорожка фильма может включать в себя как оригинальную музыку композиторов (сочиненную специально), так и популярные песни, звучавшие в фильме, но написанные не для него – все это называется саундтреками.
Количество номинаций также будет расти, тут все зависит от конкуренции. Если есть из кого выбирать – можно вводить номинацию.
Образование – одна из самых болезненных тем для нашей индустрии, и мастер-классов, к сожалению, недостаточно, для того чтобы ее решить
Почему прекратились мастер-классы, которые раньше проводила Киноакадемия?
Мы не прекратили, а сократили. Мы проводим очень ограниченное количество мастер-классов и поддерживаем наших коллег по индустрии с подобными инициативами. В этом году мы организовали для киноакадемиков возможность посещать курсы английского языка с большой скидкой, мы провели мастер-класс на тему авторского права и уже готовим следующий. Считаем, что образование – одна из самых болезненных тем для нашей индустрии, и мастер-классов, к сожалению, недостаточно, для того чтобы ее решить. Сейчас мы ждем решение УКФ по финансированию проведения международной образовательной программы для продюсеров EAVE.
С номинантами на премию можно ознакомиться по ссылке, а подробности кинопремии «Золота дзиґа» 2019 читайте в нашем материале.