Идея притчи о судьбе Украины с женщиной и ее домом в центре повествования – прекрасная, однако в материале ниже мы разберем, что же пошло не так на этапе реализации.
Михаил Ильенко снял одну из лучших украинских картин последнего десятилетия, но ей стала вовсе не «Толока», а военно-приключенческая драма «Тот, кто прошел сквозь огонь» – премьера состоялась восемь лет назад. В новом проекте, работа над которым стартовала в 2012 году, перед нами предстает Екатерина из баллады Шевченко, покорившая сердца трех казаков и полностью доверившаяся судьбе – жестокой и несправедливой. Ключевой момент стихотворения – главная героиня дала обещание выйти замуж за того, кто вызволит из плена ее брата. Исполняя желание, двое казаков погибают, но третий все-таки спасает брата девушки, впоследствии узнав, что тот – ее возлюбленный… Чтобы вновь быть с любимым человеком, Екатерина готова ждать десятилетия и даже столетия, не давая угаснуть надежде в своем сердце.
При просмотре невольно вспоминаются «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и «Дом духов» Исабель Альенде – параллели проводятся достаточно легко, однако «Толока» более масштабная по замыслу, охватывая сразу четыре столетия и концентрируясь при этом на небольшом количестве действующих лиц. При правильном подходе могло получиться нечто монументальное, однако создатели попросту не располагали должными ресурсами для реализации идеи – это касается и режущей глаз бутафории в кадре, и примитивных конфликтов с применением оружия, и необоснованно затянутых сцен (минимальное затрачивание ресурсов за счет пустых диалогов и сюжетного бездействия). Крайне неудачными получились первые полчаса – коктейль из перечисленных выше проблем дополнялся рваным повествованием и отсутствием какой-либо вовлеченности в происходящее. Остается загадкой, почему на полу монтажной не остались откровенно слабые минуты – они лишь испортили общее впечатление.
Тотальное разочарование отступило ближе к середине, когда создатели все-таки «нащупали» подходящий ритм, что сразу преобразило историю. Именно середина – пример того, как могла выглядеть вся притча об Украине, где имелись эффектные визуальные решения и работающие конфликты с удачным юмором. К сожалению, до конца сохранить ритм не удалось, поэтому после событий 1986 года (Чернобыль) вернулись уже знакомые проблемы, причем с ощутимым уклоном в бесполезное раздутие хронометража. Богдан Бенюк сыграл наиболее яркого персонажа в «Толоке», однако практически все сцены с ним трудно назвать важными – у пустоты нет вкуса.
Приходится констатировать, что Ильенко не удалось создать целостное полотно, поэтому «Толока» напоминает скорее сборник исторических событий, объединенных двумя главными героями – несгибаемой Екатериной и небольшим домиком, восстающим из пепла ничуть не хуже феникса. Собственно, именно восстановление после любых происшествий становится наиболее символичным моментом ленты, недвусмысленно отсылая к жизни украинцев, на протяжении 400 лет сталкивающихся с различными испытаниями. Так закаляется дух нации, так формируется та самая несгибаемость веры, позволяющая подниматься после падений/подножек для следующего шага вперед.
«Толоку» нельзя назвать удачным фильмом, однако посыл истории – отличный. Судьба Украины – непроста (никогда не знаешь, откуда прилетит очередная вражеская стрела), но как раз в таких условиях наиболее убедительны рассказы о силе близкого окружения и общества, которое объединяется в действительно сложные минуты. Следует не терять веры, надеяться на лучшее и любить вопреки всему, даже если находишься во вражеских клещах. Да, некомфортная обстановка – проблема, но здесь как раз уместны слова Тараса Шевченко: «Борітеся – поборете!»
На финальных титрах мы видим кадры с волонтерами (они же – действующие лица картины), которые не словом, но делом доказывают важность посыла: свой дом нужно защищать и помогать тем, кто уже находится на передовой, в нашем случае – Донбасса. Дом – это не только кирпично-бетонная коробка в селе или городе, но и страна, в которой ты живешь. С лесами и степями, с горами и морями… И с людьми, которые окажутся рядом в нужный момент.
Читайте также:
Разобранные рельсы – рецензия на фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров»
Старикам тут не место – рецензия на фильм «Бессмертная гвардия»
Героическое сопротивление: рецензия на фильм «Черкассы»
Наперегонки со временем: рецензия на фильм «1917»
Фото: скриншоты трейлера, SVOEkino
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!