Две недели назад телеканал «Дом», начавший вещание в начале марта, передали из ведения Минкульта в Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Это решение на канале объяснили тем, что одна из его задач – ментальная реинтеграция жителей оккупированных территорий, поэтому его и перевели в подчинение профильному министерству. «У телеканала есть своя задача, своя концепция, и контент не будет меняться. Естественно, мы думаем о новых проектах, программах, но пока рано раскрывать их суть, это творческие разработки», – пояснили сотрудники канала.
«Телекритика» воспользовалась этим инфоповодом, чтобы поговорить с руководителем телеканала «Дом» Юлией Островской о планах на ближайшие два года, о том, как медиаресурс стремится погружать зрителя в украинскую повестку дня и о том, почему тактика воздействия на умы с помощью развлекательного контента потребует больших финансовых вливаний со стороны государства.
Ограничивающий подарок
Что из себя сейчас представляет телеканал «Дом»? Сколько человек на нем работает, сколько программ они выпускают?
Сейчас на телеканале «Дом» работает порядка 300-310 человек. У нас выходит пять наших собственных проектов «На самом деле», каждый день 45 минут: «На самом деле мир», «На самом деле Россия», «На самом деле Крым», «На самом деле Донбасс» и «На самом деле Украина». Выходят блоги про Донбасс и Крым, «Как там дома?» называются. Новости, понятно, «Официальный разговор» – тоже наша ежедневная программа. «Пять вопросов на злобу дня» – об актуальных вопросах, проблемах, заботящих людей здесь и сейчас.
Сколько денег в год каналу выделяют из бюджета?
На этот год выделили 257 млн грн.
Этого хватает на все?
На все не хватает, но нам приходится работать в этих рамках. Я думаю, вы знаете, что медиагруппы бесплатно поделились с нами своим контентом, поэтому сейчас о каких-то развлекательных передачах нам думать не нужно, они у нас есть.
Мы благодарны за такую возможность. Подобного прецедента не было еще, чтобы коммерческие каналы делились бесплатно контентом. Поэтому из-за возможного пересечения с материнскими каналами мы ограничены по территории распространения. Мы не сетуем на ограничения, а хорошо их понимаем и еще усерднее работаем над производством своего контента.
Сейчас мы вещаем только эфирным способом – цифра и аналог, не можем транслироваться через спутник. Как только у нас появится контент, который мы будем иметь право использовать различными способами, например, через OTT-платформы распространять, сможем вести онлайн-трансляцию своего эфира в интернете, также у нас есть планы выйти в мир. Мы это сможем сделать только со своим или в компиляции с покупным контентом. Пока мы имеем контент медиагрупп, поэтому сейчас ограничены десятью передатчиками, в дальнейшем у нас будет небольшое расширение.
Когда вы планируете выходить на спутник?
Планируем это сделать в будущем году. Как мы и говорили на презентации, нам нужно 1,5-2 года от старта канала. Мы пытаемся сократить этот временной отрезок, прикладываем для этого всяческие усилия, думаю, что мы вложимся в 1,5 года, может, даже меньше. Отсчет начался с марта.
Сейчас работает 10 передатчиков для аналогового и цифрового сигнала, вы собираетесь запустить еще четыре. Когда это произойдет?
Надеюсь, в ближайшем будущем. Сейчас ведем переговоры с медиагруппами, которые предоставили нам контент, обсуждаем, возможно ли это, не заденет ли это рейтинги материнских каналов. Здесь есть некоторые вопросы. Подарок – это хорошо, но есть ограничения.
Что изменится с введением их в эксплуатацию?
Улучшится качество сигнала, и территория его распространения увеличится.
Сейчас у вас есть карта распространения сигнала на оккупированные территории?
Карта распространения сигнала у нас есть на нашей странице в Facebook, там можно увидеть. До этого мы давали инструкцию. Например, если вы находитесь рядом с «Горняком», вы поворачиваете, берете пульт в руки, ищете 51-й ТВК и включаете.
Гораздо больше трудностей с доставкой сигнала в Крым.
Мы об этом сразу говорили и понимали, что без спутника покрыть Крым просто невозможно, даже если бы у нас там восемь передатчиков стояло. Сейчас их четыре в Херсонской области, планируем включить пятый, но все равно дальше гор сигнал не дойдет.
Перед каналом стоит цель вернуть жителей оккупированных территорий в украинскую повестку. На этих территориях доминирует российская пропаганда. Как с этим бороться, как побудить зрителя смотреть именно ваш канал?
Мы поэтому и избрали путь, он дороже и сложнее, честно говоря, но путь развлекательно-информационного канала в данном случае лучше и по нашему мнению, и по мнению всех опросов – и открытых, и закрытых, которые проводились. Люди правда очень устали от политики, от бесконечно сыплющейся на них информации. Поэтому мы хотим разбавлять наши новости, которые тоже являются летящей на них информацией, хорошим развлекательным контентом. И в этом как раз наша фишка: мы не просто информируем, мы еще перемежаем с чем-то интересным для людей, что может им дарить уверенность в завтрашнем дне и т. п.
Вы думаете, эта тактика работает?
Я думаю, что работает. Мы имеем фидбэки с той стороны, мы это видим по комментариям, по их риторике, которая поменялась на положительную или нейтральную, а сначала она была несколько неприятной. Для себя мы фиксируем какое-то улучшение и какой-то интерес к нашему контенту, к нашему собственному. Я не говорю сейчас о контенте медиагрупп, он, безусловно, интересен.
Реклама от «России-1»
Во время презентации канала вы сказали, что, согласно различным опросам, примерно 54% проживающих на временно оккупированных территориях вообще не имеют доступа к украинским телеканалам. Что это за опросы, и кто их проводил?
Зачастую это закрытая информация, с нами просто поделились, потому что понимают: нам она нужна. Но также USAID проводил такие опросы вместе с ОБСЕ – они тоже предоставляли нам такую информацию. «Рейтинг» проводил для нас замеры на подконтрольной территории рядом с линией соприкосновения.
Как можно оценивать эффективность работы канала? Какими критериями можно руководствоваться для этого?
Мы не меряемся панелью Nielsen, как вы понимаете, это довольно-таки сложно. Через какое-то время мы просто проведем соцопросы. Даже на той территории такие опросы провести возможно — не с помощью канала, а с помощью привлечения определенных сил и организаций. К тому же мы есть в интернете, у нас есть страницы на YouTube и в Facebook, многие пишут в личные сообщения. Можно понимать по изменившейся риторике, туда ли мы идем и все ли мы правильно делаем.
Сейчас мы видим, что все делаем правильно, это показали недавние информатаки на нас. Товарищ Попов (ведущий канала «Россия-1») посвятил нам целых 20 минут в программе «60 минут». И мэр Горловки, например, красноречиво показал своими действиями, что канал «Дом» работает прямо за его спиной, ловится на обычную антенну. Мы этому рады, большое спасибо им за рекламу. Если мы их все-таки заинтересовали, то я думаю, что мы на правильном пути.
Как вы думаете, почему вас многие хейтят не за пределами страны, а внутри нее?
По-моему, ответ очевиден, давайте не будем тратить на это время. Есть определенная направленность у тех, которые нас хейтят.
Фидбэк, который вы получаете — комментарии, звонки в студию — достаточно ли этого, чтобы составить себе объективную картину о том, как вы справляетесь со своей задачей?
Мы же не только эту информацию имеем. Нам различные ведомства тоже предоставляют такие срезы. То есть у нас есть информация из различных источников. Какая-то конкретно приходит лично нам в виде комментариев под постами, нашими новостями, какую-то нам просто рассказывают, что это так. Мы, конечно, же понимаем, что периодически нужно проводить опросы.
То есть эти комментарии — это еще одно подтверждение той картины, которую вы уже где-то видите?
Да.
Два года
Сколько времени вам нужно, чтобы вы сказали, что вот теперь канал работает на полную мощность?
У нас команда перфекционистов, и мы не планируем останавливаться на достигнутом, и как только поймем, что мы работаем на полную мощь – мы не остановимся, а только с большим усердием продолжим работать! Но обычно на это нужно порядка двух лет.
У вас уже появилось какое-то понимание, чего не хватает вашему каналу? Может, вы планируете в ближайшее время вносить какие-то изменения в контент?
У нас есть достаточно много планов, но, как я уже говорила ранее, сейчас мы зарегулированы медиагруппами, поэтому жаль будет выстреливать хороший серьезный собственный контент на небольшую территорию. Поэтому у нас есть планы выйти на мир в будущем году с использованием спутника, таким русскоязычным украинским каналом.
Безусловно, изменения в контенте будут. Сейчас у нас чужой контент, а будет свой, это как минимум. Концепция канала, в том смысле, что это развлекательно-информационный канал, не изменится, это важно.
Но развлекательный контент, как правило, стоит очень дорого. Вам потребуется больше денег из госбюджета?
Да.
А насколько больше?
Я вам не готова ответить на этот вопрос, мы сейчас как раз считаем, сколько нам понадобится. Просчитываем конкретно, сколько нам часов нужно полнометражных фильмов, просто шоу, игровых телепроектов. Вряд ли мы будем этим делиться, это вопрос госбюджета, потом, когда утвердим все, скажем, чтобы не было манипуляций. А то нам уже рассказывали, что у нас $440 млн бюджет. Жаль, но это не так.
Вы планируете самостоятельно производить собственный развлекательный контент?
Безусловно. Это еще дороже, но таким образом мы становимся уникальными.
И что это может быть?
Это телевизионные проекты с уклоном в комедийный жанр, потому что уже не хочется «кровь» какую-то смотреть или печальные медицинские драмы. Был конкретный запрос на развлекательный комедийный контент. Более того, много звучало по поводу того, что абсолютно нет детского направления. То есть мультики показывают — и слава богу. Мы хотим развивать и эту нишу, потому что дети как-то не задействованы. У нас есть группа редакторов, авторов, которые продумывают детский контент внутри канала.
Без пропаганды
По поводу UAТV. Я обратил внимание на вашу YouTube-страницу, которая сейчас работает на базе этого канала, и увидел, что ролики канала «Дом» набирают не так много просмотров, как это бывало с роликами UAТV. Чем это можно объяснить?
У меня создается впечатление, что мы о каких-то двух разных страницах UAТV говорим. Я анализировала и видела, что там очень хорошие просмотры лишь у пары роликов. По-моему, «Мастер дела» это то, о чем вы говорите. А новости смотрели максимум 200 человек. Я не помню, у каких других роликов были десятки тысяч просмотров.
Это надо отмотать где-то на полгода назад.
Я отматывала, просто вы недавно начали смотреть, а я изучала контент UAТV довольно-таки серьезно и видела, что несколько роликов имели по 800-900 тысяч просмотров. Это были интересные изобретения какого-то электромотоцикла или электровелосипеда. Все остальное – такая ощутимая разница: или 200 просмотров, или 800 тысяч. Но в основном – 200 просмотров.
Как много сотрудников UAТV перешло работать на канал «Дом»?
Более половины и остались, и оставили. Не всех, кто хотел остаться, оставили.
У этих двух каналов заявлены разные задачи. UAТV строилось как канал международного вещания и как инструмент противодействия российской пропаганде, а «Дом» – это как бы инструмент реинтеграции.
А что, была какая-то контрпропаганда?
По крайней мере, так заявлялось.
Заявлялось — да. Но вы же видели контент, не было контрпропаганды.
То есть можно сказать, что UAТV не прекращал существования, просто он предстает немного в другом качестве?
UAТV существует, вещает через два спутника со своим архивным контентом. Плюс там идут все программы канала «Дом» собственного производства. Новости в прямом эфире пять раз в день, и весь наш информационный пул программ идет по UAТV.
В итоге «Дом» станет единым каналом, который будет выполнять функцию и иновещания, и вещания на оккупированные территории?
Да, именно так.
Как вы думаете, возможно ли в этой битве за умы вообще обойтись без пропаганды, которая работает более эффективно, чем объективное, взвешенное, может быть, даже скучноватое информирование?
Моя тетка живет в России, и она сказала, что больше смотреть это не может, это просто ужасно. Объективная информация — это наша изюминка сейчас, потому что редко кто уже ее дает. Поэтому мы продолжим работать именно в этом ключе, не включая машину пропаганды.
Представьте себе женщину, которая смотрит «Крепостную» на вашем канале. Какой вариант более вероятен: она досмотрит «Крепостную» и будет дальше смотреть ваши новости, либо переключится на какой-то российский телеканал, чтобы смотреть сериал на другом канале?
Абсолютно не знаю. Если она в этот момент, на последней минуте «Крепостной», вышла в уборную, извините, вернулась, а там уже идут новости, если она человек, который жаждет хоть какой-то информации, она может случайно остаться, и там будут интересные новости, и она послушает. Не мне же вам объяснять, для чего делаются сериалы — чтобы человек случайно влетел в новости. А есть такие люди, которые принципиально их не смотрят, да и российские тоже, а смотрят «Крепостную».
Читайте также:
Телеканал «Дом» передают МинВОТ
Крымские коллаборационисты оценили влияние канала «Дом»
Телеканал «Дом» запустил линейку программ
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!