2 сентября гендиректор 1+1 media Ярослав Пахольчук и директор департамента дистрибуции и развития сети вещания группы Андрей Мальчевский встретились с журналистами, чтобы поговорить о результатах кодирования спутникового сигнала украинских телеканалов и факторах, которые повлияли на реализацию этого проекта, отчитывались относительно борьбы с пиратством и представили свой прогноз развития рынка платного телевидения в Украине на 2021-2022 годы. Оказалось, что 2020 год считают знаковым не только из-за пандемии коронавируса, сорвавшей многие планы участников рынка, нашлось место и позитиву.
«Телекритика» приводит основные тезисы спикеров пресс-бранча 1+1 media distribution.
Результаты кодирования
В результате кодирования рынок платного телевидения в 2020 году увеличился на 13% (600 тыс. абонентов). Но оправдались не все прогнозы, которые делали в 2018 и в 2019 годах, в первую очередь – по миграции абонентов с бесплатного спутника.
ОТТ-сегмент. По прогнозам, на конец 2020-го ожидается 67% роста из года в год. Эта динамика будет наблюдаться как минимум два следующих года. Наибольший прирост показали DTH-операторы Viasat и Хtra – 300%, однако это почти вдвое меньше плановых показателей.
Открытый спутник все еще пользуется спросом – его используют 2,4 млн домохозяйств, хотя по предварительным оценкам предполагалось, что после кодирования у него останется 1,2 млн абонентов. Предполагается, что именно за его счет будет расти количество абонентов Т2.
По мнению спикеров, конверсии абонентов с бесплатного спутника помешали следующие факторы: во-первых, запрос ВР к Президенту Украины о введении моратория кодирования и производное от этого решения по запуску незакодированных спутниковых версий каналов четырех медиагрупп; во-вторых, карантин и связанное с ним снижение покупательской активности и способности населения.
Лучшие показатели спутниковых операторов составляли 12-13 тыс. подключений новых абонентов в день. После новостей о депутатском обращении количество подключений сократилось до 2-3 тыс. в день.
Как известно, 28 февраля прошла встреча представителей медиагрупп с президентом, на которой пришли к компромиссу – создать международные версии четырех больших каналов, которые не будут закодированы: 1+1 international, ICTV+, «Интер+» и «Украина 24». Когда началось вещание международных версий, зрители убедились, что раскодирования не будет. Однако росту платного сегмента помешала пандемия: 12 марта в стране ввели карантин, реалии изменились, инсталляторам стало сложно работать.
Проведенные летом исследования показали, что дает знать о себе новый тренд: почти 30% абонентов бесплатного спутника готовы в течение 3-4 месяцев изменить тип приема, еще 35% будут готовы сделать это в течение года, как только поймут, что будет с их доходами, занятостью и местом пребывания во время эпидемии. Людей не удовлетворяет предложение, которое есть на бесплатном спутнике. Если бы карантинные мероприятия были запущены хотя бы на месяц-полтора позднее, результаты были бы другими: 300-400 тыс. успело бы мигрировать за это время.
Раскодирования каналов медиагрупп не будет, это невозможно просто технически. Сменились координаты каждого канала на спутнике и формат передачи данных, что позволяет на меньшей спутниковой емкости передавать каналы в лучшем качестве.
«Важно отметить, что ожидаемого раскодирования каналов медиагруппы не произойдет, ведь это невозможно по техническим и юридическим причинам. После кодирования произошли изменения, которые не дают возможности просматривать каналы в открытом доступе без существенных затрат как для каналов, так и для абонентов. Кроме этого, права на контент украинских телеканалов ограничены территорией Украины. Кодирование спутника – это проект в действии, который нацелен на долгосрочный результат, а не только на короткие достижения по кодированию каналов в одиночку, и является ключевым для развития медиарынка с платным контентом в целом», – прокомментировал Ярослав Пахольчук.
Одна из главных причин кодирования – защита прав. Пятно, которое покрывает спутник, значительно больше украинской территории. Когда, к примеру, «1+1» показывает шоу «Голос країни», права покупают исключительно на Украину, а поляки или россияне категорически против открытого сигнала, потому что «Плюсы» забирают их рейтинги.
Тренды pay tv 2020 года
На мероприятии 1+1 media distribution представила пять основных трендов рынка платного телевидения в 2020 году:
- карантин вызвал стремительный рост ОТТ-платформ;
- карантин доказал, что линейное телевидение – основной источник контента для абонента
- укрупнение на рынке Pay TV Украины;
- развитие цифрового сегмента Pay TV стимулирует появление украинских HD-каналов;
- ценность ТВ-услуг растет.
До конца года ОТТ превысит показатель в 1,5 млн абонентов. За семь месяцев база выросла с 800 тыс. до 1,35 млн абонентов.
Преимущества этих сервисов очевидны: люди получают 200+ каналов, высококачественную картинку, которую можно смотреть на разных устройствах – до 5 экранов на одну подписку, и VOD-библиотека – тысячи часов контента.
Среднее смотрение линейных каналов превысило 6 часов в сутки.
Кроме того, на рынке наблюдается укрупнение платного телевидения. Еще год назад в стране было более 400 телевизионных операторов.
Для сравнения, в Турции — их несколько десятков, в Германии – меньше сотни, причем это касается и интернет- и телевизионного бизнеса. Украинская специфика объясняется желанием местных политиков влиять на своих сограждан. Однако в стране построены в основном аналоговые кабельные сети, оборудованию 15 и более лет. Из-за этого сейчас собственники сетей стоят перед выбором: либо реинвестировать в более современное оборудование, создавая цифровые услуги, либо быть готовым к уменьшению абонентской базы, что происходит.
В этом году более 20 каналов перешли в high definition, всего более 60 украинских каналов вещают в HD-качестве, по прогнозам, через год-два их будет более сотни. Это стало возможным не только благодаря кодированию, но и из-за перехода дистрибуции на IP-каналы: сегодня большинство операторов получает сигнал через IP, что позволяет с минимальными тратами доставлять HD-каналы абонентам.
Ценность телевидения растет, ARPU — Average Revenue Per User (средний доход с абонента) – увеличивается, несмотря на заявления о том, что люди перестают смотреть телевизор. Цель – выйти на сумму выше $5, сейчас ARPU уже превысил $4.
Оценка рынка pay tv в 2020-2022 годах
Во время презентации также была предоставлена оценка рынка платного телевидения на следующие два года.
В 2022 году уже ожидается, что ОТТ обгонит кабель по количеству абонентов – если в 2019 году в «кабеле» было 3,6 млн абонентов и 0,9 млн абонентов в ОТТ, то в 2022 году эти цифры будут 2,3 и 2,5 млн соответственно. Трендом следующих двух лет будет миграция с кабеля в ОТТ и IP, и уже в конце 2022 года ОТТ-сегмент обойдет кабель. На этот тренд может повлиять проникновение мобильного интернета в небольшие населенные пункты. Перекос и в этом случае будет в пользу ОТТ, но только за счет Т2 и, возможно, открытого спутника. Это фактически единая возможность увеличить показатель 5,3 млн «платных» домохозяйств в стране.
Ожидается и рост минимальной стоимости ТВ-услуги – в 2021 году, по оценкам 1+1 media, она составит 99 грн. Основные скачкообразные рыночнообразующие процессы уже произошли, далее ожидается органичная динамика роста минимальной цены на уровне инфляционных процессов.
Политика продаж в 2021 году
1+1 media distribution выделила основные условия заключения сделок с провайдерами на следующий год. Спикеры отметили важность понимания всеми игроками необходимости развития рынка Pay TV в Украине, соблюдения честной конкуренции и совместной борьбы с пиратством. Несмотря на карантин, 2020 год по сравнению с 2017-2019 годами стал показательным в борьбе с пиратством. В частности, было получено три решения суда (ни одного решения за предыдущие три года) и с начала года направлено три материала в суд (два – по 2017-2019 гг.).
«Одним из ключевых пунктов политики продаж 1+1 media distribution на 2021 является содействие развитию Pay TV. Коммерческое предложение холдинга имеет 6 основных каналов медиагруппы в SD и/или HD, зато каналы должны быть размещены в наиболее доступном для абонента пакете, кроме Freemium, а использование CatchUp прав является дополнительной платной опцией. Запланированная инфляция цен на линейные права в 2021 году составит + 30%, а стоимость CatchUp прав будет составлять 1,8 грн с абонента», – отметил Андрей Мальчевский.
На сегодня 1+1 media distribution дистрибутирует 27 телеканалов, среди которых 9 собственных: «1+1», 1+1 International, «2+2», ТЕТ, «ПлюсПлюс», «УНИАН», «Бигуди», «Квартал TV», Paramount Comedy, а также Paramount Channel, Nickelodeon, Nick Jr., Nicktoons, Spike, Club MTV, MTV, MTV Live, MTV Hits, MTV 80s, MTV 90s, VH1, Star Cinema, Star Family, FILMUADrama, Bolt, 36 6 TV, «Кус-Кус».
Новости группы
В 1+1 media рассчитывают, что в 2021 году на каналах группы состоится рекордное количество премьер топовых продуктов, о них заявят ближе к концу 2020-го. Поэтому планы по контентному предложению «довольно амбициозные и агрессивные».
1+1 video работает в основном на web и на «второй экран», дорабатывает интерактив. Во время big show, 1+1 video дает зрителю второй экран, который позволяет влиять на то, что происходит на экране: голосовать, задавать вопросы, что-то покупать, есть идеи даже позволить зрителям влиять на то, что происходит на сцене.
В планах платформы «Киевстар ТВ» на первую половину 2021 года отказаться от привязки к телефонному номеру или к интернету от «Киевстар»: абонентами смогут стать все желающие. Платформа увеличила количество телеканалов до 211, и у нее есть цель достичь показателя в 300 каналов. В партнерстве с IVI расширена VOD-библиотека. Сейчас акцент на перезапуске всего, что связано с Android, и идут переговоры с производителями smart-телевизоров, чтобы становиться обязательной кнопкой на них.
Viasat сейчас работает над гибридной коробкой, где будет спутниковый стриминг и VOD через интернет. В следующем году хотят запустить этот сервис, ведь позднее в этом уже не будет смысла.
В 2021 году группа собирается выйти в прибыль. Проекты, которые запустили в 2020 году, дают надежду, что 1+1 media если не пересечет эту отметку, то хотя бы вплотную к ней приблизится. Хотя доходы группы упали, она смогла уменьшить траты, причем не за счет сокращения сотрудников, а за счет изменений в подходах к работе и процедурах.
Группа сделала заявление на конкурс на активы УМХ, который объявила АРМА, гарантируя государству 5 млн грн чистой прибыли.
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!