С введением в Украине карантина из-за пандемии коронавируса, значительно увеличилось телесмотрение в стране. Так, аналитическая компания Kantar, по состоянию на 25 марта 2020 года, отмечала его 14-процентный рост. Это и не удивительно, ведь многие взрослые работают удаленно, дети и подростки находятся дома, потому что учебные заведения закрыты, ну а люди пенсионного возраста вынуждены беречь себя еще сильнее, а потому реже выходят на улицу. И все это время непрестанно работает телевизор, а еще активнее используется интернет. «Телекритика» решила выяснить, насколько увеличилось смотрение OTT/VOD-сервисов, которые сегодня пользуются не меньшим успехом, чем ТВ.
«Воля»
Сандра Крауиня, СМО «Воля»
За период с 16-29 марта наблюдаем рост потребления контента наших VOD-сервисов на 77% и рост количества уникальных пользователей более чем на 30% по сравнению с февралем 2020 года.
Всего абоненты компании просмотрели более 200 тыс. часов контента онлайн-кинотеатров «Воля». Предпочтение сегодня зрители отдают фильмам и полнометражным мультфильмам. Так, топ-10 картин в период карантина вошли: «Король Лев» (2019), «Зоотрополис», «Ледяное сердце», «История игрушек 4», «Аладдин» (2019), «Ваяна», «Мстители: Финал», «Алиса в Зазеркалье», «Алиса в стране чудес» (2010), «Шрек».
Чтобы помочь людям провести время дома максимально комфортно и интересно, на время карантина абонентам цифрового и интерактивного телевидения мы предложили бесплатный доступ ко всем телеканалам. А у подписчиков услуги интерактивного ОТТ IP и тех, кто пользуется телевидением «Воля» с мобильных устройств и Android TV, есть доступ еще и к онлайн-кинотеатру Воля Cinema. В это время абоненты смогут также смотреть лучшие фильмы и сериалы на эксклюзивных собственных телеканалах Воля Cine+.
Для подключения новых абонентов мы тоже подготовили предложение – цифровое телевидение Smart HD и скоростной Интернет до 100 Мбит/с за 123 грн в месяц, а это всего 4 грн в день. Цена зафиксирована до конца года. Предложение актуально до 30 апреля.
Выраженных всплесков новых подключений в связи с карантином мы не наблюдаем. Однако в связи с продлением общенационального карантина до 24 апреля, усилением мер безопасности и значительными ограничениями пребывания людей на улице, большинство украинцев вынуждены практически все время проводить дома. Поэтому положительная динамика в потреблении качественного контента сохранится.
Киевстар ТВ
Сергей Сухорук, начальник департамента фиксированной связи Киевстар
По нашим данным за период карантина интерес к телевидению вырос на 30% в дневное время и на 20% в вечернее. Среднее время просмотра на одного абонента увеличилось примерно на 40 минут.
Основные предпочтения наших абонентов не изменились: национальные каналы, детские каналы и кино. Но доля этих категорий отличается в каждом из тарифов. Например, 74% пользователей тарифа «Минимальный» смотрят национальные каналы, а детские и кино — 7% и 4% соответственно. А вот на тарифе «Максимальный HD» категории «Кино» отдает предпочтения уже 25% зрителей, детский контент смотрят 9%, а национальные телеканалы – 44%.
С введением карантина, компания Киевстар сразу реализовала ряд инициатив, чтобы наши абоненты оставались на связи и могли комфортно чувствовать себя в условиях карантина. Что до Киевстар ТВ – то тут было реализовано несколько важных акций, которые уже успели оценить наши абоненты. Так, для пользователей услуги всех тарифных планов, в том числе и пакет «Легкий» (его стоимость уже включена в плату за мобильную связь) мы открыли доступ ко всем новостным, к 6 детским каналам, а также к национальным телеканалам, которые транслирую занятия для школьников. Абоненты тарифов «Минимальный», «Базовый», «Комфортный», «Максимальный HD» получили доступ к пакету «КиноХит».
Несмотря на то что покупательская способность снижается, мы настроены оптимистично, потому что именно на карантине больше людей смогли оценить преимущества OTT-сервисов. К тому же мы видим, что база пользователей постоянно увеличивается, и март не стал исключением.
1+1 video
Александр Козаченко, руководитель VOD-платформы 1+1 video и развлекательного направления контентных продуктов
За последние три недели (16.03-05.04) количество видеопросмотров на 1+1 video выросло на 19% по сравнению с предыдущим периодом (24.02-15.03). Увеличилось количество просмотров – на 31% среди зарубежных зрителей и на 17% среди украинцев.
Сейчас мы не можем говорить детально о показателях времени смотрения. Но, анализируя данные за первые три недели карантина, средняя длительность сеанса на 1+1 video практически не изменилась.
Показатели смотрения за этот период значительно увеличились. Если говорить про онлайн-смотрение на платформе, то за три последних недели количество просмотров выросло на 14%. В основном наибольшей популярностью пользуются выпуски ТСН, утреннее ток-шоу «Сніданок з 1+1», вокальное шоу «Голос країни», «Секретні матеріали», а также весенняя премьера – сериал «Доктор Віра».
Относительно просмотров видео по запросу, то смотрение выросло на 21%. В лидерах просмотров у нас преимущественно программы и сериалы. Топ-5 1+1 video за период карантина выглядит следующим образом.
- «Голос країни»
- «Світ навиворіт»
- «Доктор Віра»
- «Наречена зі Стамбулу»
- «Візерунки долі»
Также мы ввели новые периоды подписки, которые позволяют на более выгодных условиях смотреть контент в высоком качестве. Мы активно работаем над расширением контента и удобностью просмотра. А вообще, 1+1 video максимально доступный для зрителя. Первый месяц доступ к онлайн-просмотру и библиотеке видео на 1+1 video – бесплатный.
Также мы присоединились к проекту «Всеукраинская школа онлайн», и все учащиеся дома могут смотреть уроки на 1+1 video как онлайн, так и воспользовавшись библиотекой видеоуроков, которая ежедневно обновляется.
Что до возможного оттока аудитории из-за снижения покупательской способности, то прогнозировать еще очень рано. И для более четкого понимания ситуации в целом нужно время. Мы не знаем, сколько продлится карантин, и даже если меры будут смягчены, все равно трудно прогнозировать, как в дальнейшем изменится режим работы и жизни населения. Но о чем точно можем говорить сегодня – это то, что потребность зрителя в качественном контенте есть, и он ценит максимально комфортный доступ к такому контенту. Над этим мы и продолжаем работать.
OLL.TV
Борис Данилов, директор Digital Screens
С момента внедрения карантина смотрение на сервисе OLL.TV в будни выросло почти на четверть (24%), а в выходные на 4-5%. В основном этот рост произошел за счет увеличения времени просмотра существующими пользователями.
Выраженных всплесков новых подключений в связи с карантином мы пока не наблюдаем. Однако мы видим незначительное перераспределение линейного просмотра и VOD-контент по запросу отобрал несколько процентов аудитории у телеканалов.
Среди каналов значительно нарастили смотрение «Украина», 1+1, ICTV, а также фильмовые каналы, например, TV 1000. Среди лидеров просмотра VOD — украинские фильмы «Мысли мои тихие», «Домой», «Киборги», «Круты 1918». В десятки раз возросло смотрения мировых сериалов, однако этот показатель довольно трудно оценивать, ведь в начале карантина на сервисе был открыт двухнедельный промо-доступ к сериалам в разделе «Амедиатека».
Предпочтения наших зрителей не изменились: они по-прежнему выбирают боевики и комедии. Фильмы этих жанров составляют около 70% нашего топ-1000.
Аудитория выросла и за счет того, что мы присоединились к правительственному проекту «Всеукраинская школа онлайн» и с 6 апреля открыли бесплатный доступ без регистрации к телеурокам онлайн и в архиве сервиса. Также мы открыли для существующих и новых пользователей промо-просмотр более 200 сериалов, значительно расширили пул контента для недельного бесплатного смотрения, увеличили кинотеку, в том числе и за счет отечественных фильмов и мировых премьер.
В то же время мы понимаем: если срок карантина существенно увеличится, риск сокращения количества подписчиков возрастет по причине снижения платежеспособности. Поэтому мы тщательно отслеживаем ситуацию и уже сейчас прорабатываем возможные варианты реагирования, однако на сегодняшний день люди не отказываются от онлайн-развлечений, потому как нуждаются в положительных эмоциях.
Divan.TV
Петр Рудюк, руководитель отдела маркетинга Divan.TV
Уровень смотрения по сравнению с месяцем до карантинного периода вырос на 9%. Чистое время смотрения выросло на 12%.
Значительных скачков при потреблении какого-либо отдельного вида контента замечено не было. Популярность тех или иных ниш меняется синхронно в целом со смотрением. Если говорить обобщенно, то наиболее популярным контентом на сервисе являются шоу общенациональных каналов. В карантинный период наибольшую аудиторию собрало шоу «Холостяк». Но, как сами понимаете, оно было бы не менее популярным и в случае отсутствия карантина.
В связи с карантином мы провели такие акции: бесплатный доступ к базовому пакету фильмов на месяц по промокоду; скидка 30% на пакет «Фильмы и Премиум сериалы»; скидка 30% на пакет «Престижный» при покупке на 3 месяца. Выше акции действовали до 1 апреля и были общедоступными. Также мы предлагали нашим абонентам разных категорий скидки на пакеты «Детский», «Эротика» и «Престижный». Во второй половине апреля мы снова планируем запустить ряд общедоступных акций, по примеру приведенных выше.
Что мы предпримем, если снизится покупательская способность и начнется отток абонентов? На данный момент сложно ответить на этот вопрос. При прогнозировании стоит учесть несколько факторов. С одной стороны да, в условиях карантина люди будут тратить все меньше, особенно, если они лишены источника регулярного дохода в этот период. Люди начнут экономить. Но с другой стороны, просмотр ТВ — это традиционный вид проведения досуга, особенно в домашних условиях. И какой фактор окажется решающим, пока непонятно, т.к. не известен, на самом деле, предел «прочности» населения, и нашей целевой аудитории в частности. Думаю, можно ожидать проседание, примерно до 10% по количеству подписчиков, ближе к концу карантина (конец апреля — начало мая). Если будет значительное проседание, то будут использоваться различные гибкие акционные предложения для подписчиков.
Megogo
Иван Шестаков, директор по стратегическому развитию Megogo
В первую неделю карантина мы заметили, что существующие пользователи стали смотреть больше и дольше. Например, в будние дни трафик почти сравнялся с выходными. Ранее такой динамики мы не наблюдали. По сравнению с «докарантинной» неделей, продолжительность пользования сервисом выросла на 22%. Показательными всегда являются выходные, в первые недели был виден рост. Но важно отметить, что даже в период карантина фактор погоды оставил свой отпечаток на смотрении. К сожалению, мы заметили, что не все придерживаются рекомендаций по самоизоляции. Ведь как только температура воздуха стала выше, смотрение на выходных постепенно снижалось до показателей «докарантинного» периода.
По контентным предпочтениям мы видим, что увеличился просмотр и фильмового контента, и телевидения.
Если говорить о нововведениях, которые у нас были в этот период, то мы увеличили библиотеку бесплатного контента, добавив еще около 100 фильмов. Всего на Megogo больше 10 000 единиц бесплатного контента, из них более 4500 фильмов и 1500 мультфильмов. Уже достаточно давно у нас действует акция для новых подписчиков — пробный период за 1 грн. Таким образом пакет «ТВ и Кино: Оптимальный» можно протестировать в течении одного месяца. А пакет «ТВ и Кино: Максимальный» можно попробовать за 25 грн в течение недели.
Сейчас наша главная задача делать так, чтобы человеку было интересно и комфортно проводить время дома. Мы присоединились к масштабному проекту «Всеукраинская школа онлайн» и уже в понедельник представили удобный и, главное, бесплатный раздел с онлайн-уроками. На прошлой неделе представили молодежное шоу со звездами «Stay Home Show» на канале Megogo Live, а также запустили интерактивный канал со самыми добрыми фильмами [М] #stayhome HD.
Hmara.TV
Олег Ковальков, генеральный директор ООО «Глобал мультимедиа коммуникейшинс»
За время карантина интернет-трафик увеличился примерно на 20%, а регистраций стало на 25% больше, чем в предыдущем месяце. Ощутимо выросло количества абонентов, которые после регистрации воспользовались акционным предложением: 30 дней за 1 грн. Таких стало на 30% больше.
Время смотрения увеличилось существенно. Например, среди каналов лидируют 1+1 (суммарное время телесмотрения: январь 2020 — 1 014 946 минут, март 2020 — 2 029 928 минут) и ICTV (январь 2020 — 587 674 минут, март 2020 — 778 217 минут).
Если говорить о предпочтениях, то в марте смотрели: ТВ — 68,8%, фильмы — 11,9%, мультфильмы — 4,72%, сериалы — 4,66%, web-камеры — 4,43%, подборки YouTube — 2,89%
В период карантина дали бесплатный доступ к 90+ региональным украинским телеканалам на время карантина. Также увеличили время теста акции: теперь за 1 грн можно получить доступ к контенту в течение не 14-ти, а 30-ти дней.
Покупательская способность населения снижается. Мы видим активность регистраций и тестовых включений, но валовые сборы ощутимо не увеличились. Возможно, по окончанию тестового периода смотрения люди начнут оплачивать полный доступ. Также я прогнозирую увеличение интереса к онлайновым телевизионным сервисам. Карантин, похоже, продлится все летние месяцы, и даже по его завершению границы будут еще долго закрыты. Все эти факторы нивелируют летний спад количества подписчиков из-за периода отпусков, люди будут сидеть дома и посвящать свободное время телевизору.
Tenet-TV
Александр Форис, специалист отдела цифрового телевидения ООО НПП «ТЕНЕТ»
По сравнению с февралем этого года смотрение выросло примерно в 2 раза. Кстати, нагрузка на «обычный» интернет тоже увеличилась — до 50% в пиковые часы, но на качестве работы сети у абонентов Tenet это практически не отразилось — у нас предусмотрено двойное резервирование сетевого оборудования.
Вкусы людей, которые теперь больше сидят дома, не изменились. Люди всегда смотрят то, что им интересно в конкретное время. Если, к примеру, на Новый год хотят праздничное кино и концерты, то сейчас в топе рейтинга новости. К слову, незадолго до введения карантина мы запустили рейтинговые украинские каналы в HD-качестве.
Фильмы онлайн тоже стали более популярными. А вот спортивные каналы сейчас смотрят намного меньше, ведь многие соревнования отменили. Еще любопытно, что интерес к кино из фильмотеки Tenet-TV о разных заражениях и эпидемиях не изменился — видимо, людям этого хватает и в новостях.
Мы поддержали проект «Всеукраинская школа oнлайн» и добавили категорию «Образование». Теперь школьникам удобнее находить каналы с видеоуроками. На некоторых из этих каналов работает «Машина времени» с записью трансляций — то есть, можно посмотреть урок заново или в другое время.
Из-за карантина мы были вынуждены сделать некоторые ограничения в работе абонотделов — в частности, немного изменили график. К счастью, наша давняя разработка для абонентов — «Личный кабинет» — сейчас оказалась как нельзя кстати. Ведь оплатить услуги, изменить интернет-пакет или заказать новое подключение можно онлайн и не выходя из дома. А если нужна ТВ-приставка или роутер, то мы его настроим, доставим и даже подключим. Так что абонотделы продолжают работать, хотя посетителей, конечно, стало намного меньше.
Мы уже заметили изменения среди бизнес-абонентов. Офисы, кафе, рестораны, агентства и другие компании меньше пользуются нашими услугами или просто ставят бизнес «на паузу», пользуясь функцией «Перерыв». И мы понимаем, что эти меры, увы, вынужденные. А вот число домашних абонентов растет с прежними темпами. Интернет и цифровое телевидение — для некоторых это теперь «предметы» первой необходимости.
И что в итоге?..
Как видим, все опрошенные провайдеры показывают стабильный рост смотрения и увеличение аудитории. Недавнее исследование, проведенное аналитической компанией Big Data UA (предоставляет услуги мониторинга рейтингов просмотров телеканалов среди коммерчески привлекательной аудитории Украины сервисов IPTV и OTT — прим. ред.), также показывает, что общий рейтинг телесмотрения в марте 2020 года вырос до уровня показателей января. Согласно данным аналитиков, среднее время смотрения, по сравнению с февралем, увеличилось почти на час и составило 4 часа 33 минуты (рекорд с начала 2020 года).
«По состоянию на конец марта в панели насчитывалось более 424,2 тыс. активных домохозяйств. В марте зрители отдали предпочтение каналам общего смотрения, новостным каналам, и несколько возросла доля просмотра группы сериальных каналов», — говорится в отчете.
Так какой контент сегодня выбирают украинцы? Судя по всему, развлекательный. Это подтверждают и наши спикеры, и данные исследования Big Data UA:
- В марте группа каналов общего смотрения значительно улучшила позиции и заняла 1 место: рост ее доли составил 2,59 п.п. — до 58,88%. Лидер среди каналов: 1+1.
- Доля группы развлекательных каналов (2 место) также несколько возросла (увеличение на 0,06 п.п. — до 7,57%). Лидер: ТЕТ.
- Группа детских каналов потеряла 0,15 п.п., по сравнению с показателями в февраля (6,99%), и расположилась на 3 месте. Лидер: «ПлюсПлюс».
- Доля группы фильмовых каналов просела на 1,13 п.п. (6,42%), что обусловило перемещение этой группы со 2-го на 4 место. Лидер: TV 1000 East.
- Значительно возросла доля группы каналов новостей (плюс 1,18 п.п. — до 6,57%), которые с 7 места в феврале переместились сразу на 5 место в марте. Лидер: «Украина 24».
- Группа познавательных каналов (доля просмотра уменьшилась на 0,78 п.п.), занимает 6 место с показателем 5,83%. Лидер: Viasat History.
- А вот больше всего зрителей потеряли спортивные каналы из-за введения карантина и отмены соревнований по всему миру. В итоге, группа спортивных телеканалов сместились с 5-го (в феврале) на 7 место в марте — минус 2,38 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. Лидер: «Футбол 1».
- На 8 месте находится группа каналов сериалов с общей долей просмотра 3,12% (рост на 0,61 п.п.). Лидер: НЛО-ТВ.
- Группа музыкальных каналов (доля просмотра в марте потеряла 0,19 п.п. и составила 1,54%), продолжает занимать 9 место. Лидер: М1.
Фото: скриншоты, Unsplash
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!