По итогам 2019-го – рынок медиарекламы вырос на 25% и составил 24,1 млрд грн. По прогнозам на 2020 год – рост сохранится, но его темпы немного замедлятся – до +18%, что составит 28,4 млрд грн. Главная часть рекламного «пирога» традиционно достанется ТВ. Об этом говорится в прогнозе Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК).
Рынок телерекламы в 2019-м заканчивает в рамках прогнозируемого роста прямой рекламы на 25%, а спонсорства – на 20% в сравнении с 2018-м. По итогам 2019-го – он составит 11,526 млрд грн, из которых прямая реклама – 10,089 млрд грн, остальные 1,438 млрд грн – спонсорство. В 2020-м он вырастет на 16% и составит 13,325 млрд грн, из которых 11,6 млрд грн составит прямая реклама (+15%) и 1,725 млрд грн – спонсорство (+20%).
Итоги 2019 г., млн грн | Процент изменения 2019 к 2018 | Прогноз на 2020 г., млн грн | Процент изменения 2020 к 2019 | |
ТВ-реклама, всего | 11 526 | 24% | 13 325 | 16% |
Прямая реклама | 10 089 | 25% | 11 600 | 15% |
Спонсорство | 1 438 | 20% | 1 725 | 20% |
Реклама в прессе, всего | 1 850 | 14,8% | 2 099 | 13.5% |
Национальная пресса | 1 106 | 14.6% | 1 255 | 13.5% |
в т.ч. спонсорство | 284 | 15.1% | 321 | 12.8% |
Региональная пресса | 320 | 15.3% | 363 | 13.5% |
Специализированная пресса | 425 | 14.7% | 481 | 13.4% |
Радиореклама, всего | 717 | 24% | 839 | 17% |
Национальное радио | 518 | 24% | 606 | 17% |
Региональное радио | 65 | 20% | 74 | 14% |
Спонсорство | 134 | 25% | 157 | 17% |
OOH Media, всего | 4 240 | 22% | 4 990 | 18% |
Наружная реклама | 3 283 | 13% | 3 779 | 15% |
Транспортная реклама | 600 | 36% | 660 | 10% |
DOOH | 205 | n/a | 383 | 86% |
Indoor реклама | 152 | 20% | 168 | 11% |
Реклама в кинотеатрах | 58 | 20% | 70 | 20% |
Digital (Internet), медиареклама | 5 740 | 34% | 7 120 | 24% |
Всего, рекламний медиаринок | 24 131 | 25% | 28 443 | 18% |
«Причины роста ТВ-рекламы в 2019-м очевидны – недостаток ресурса, особенно в первом полугодии, – говорится в сообщении ВРК. – Дефицит всегда приводит к инфляции, которая оказалась одной из самых высоких за последние 10 лет на украинском ТВ. В сложившейся ситуации часть клиентов вынуждена была пересмотреть свою рекламную политику и сократить количество брендов, которые имеют телевизионную поддержку, или отказаться от ТВ размещения полностью. Вернутся эти компании на ТВ в 2020? Предварительные переговоры говорят, что – да. Многие из тех, кто пропустил 2019, планируют вернуться в следующем году, что и послужит причиной роста объемов выкупленного инвентаря, а вместе с ним – и рынка в целом. Предыдущий прогноз на 2020-й находится в пределах 13-17%, что при инвентаре, который сокращается из-за кодирования спутникового вещания, приведет к инфляции от 30% и выше».
Драйвером роста ТВ-спонсорства в 2020-м станут спортивные события: «Спонсорство будет расти быстрее рынка прямой рекламы, в первую очередь из-за активности букмекеров, которые в ожидании начала чемпионата Европы по футболу и летней Олимпиады в Токио, увеличат свое присутствие на ТВ. Именно спортивные трансляции станут драйверами роста спонсорской активности, которая может добавить к итогам следующего года не менее 20%. Цены же на спонсорство, хоть и не существенно, будут расти медленнее рынка, что в итоге не коснется ключевых событий года, спрос на которые и так превышает возможности», – говорится в сообщении.
ВРК откорректировала объем рынка интернет-рекламы в 2019-м по показателям баннерной рекламы и спонсорства в меньшую сторону на 16,5% и 16,6% соответственно. Драйверы роста на 2020-й – дуополия Facebook и Google, а также мобильная реклама: «В 2020 рост рынка интернет-рекламы продолжится, ключевыми факторами роста станут доминирующие обороты глобальных игроков Facebook для баннерной рекламы, Google (YouTube) – для онлайн-видео и поиска, а также прогнозируется дальнейший рост доли мобильного трафика, что объясняется положительной динамикой мобильного потребления интернета населением Украины», – прогнозируют в ВРК.
Итоги 2019 г., млн грн | Доля мобайла (траффик) | Прогноз на 2020 г., млн грн | ||
Баннерная реклама, объявления в социальных сетях, rich medіа | 2 915 | 65% | 3 500 | 20% |
Спонсорство | 180 | 60% | 180 | 0% |
Цифровое видео, вкл. Youtube | 2 645 | 70% | 3 440 | 30% |
ВСЕГО ИНТЕРНЕТ-МЕДИА | 5 740 | 7 120 | 24% | |
Поиск (платная выдача в поисковых системах), включая долю GDN | 8 100 | 70% | 11 100 | 37% |
Другой диджитал | 676 | 700 | 4% | |
ВСЕГО, ИНТЕРНЕТ-РЫНОК | 14 516 | 18 920 | 31% |
Так, объем рекламного рынка прессы в 2019 году составит 1,85 млрд грн, что на 14,8% больше, чем в прошлом году. Ведущим сектором остается национальная пресса. Закрытие печатных версий газет «Сегодня» и «Зеркало недели» никак не повлияло на рынок рекламы прессы. Прогнозы на 2020-й более сдержанные: «Стоит ожидать замедления темпов роста на 1,3 процентного пункта – до 13,5%. Основным фактором роста рекламного рынка в национальной прессе в 2020-м является инфляционная составляющая в премиальном женском глянце, что позволит данному сегменту еще больше нарастить как абсолютные показатели доходов от рекламы, так и долю сегмента в национальной прессе».
В 2019 году рынок радиорекламы показал прогнозируемый рост на уровне 24%-25%. Выполнить поставленные планы удалось не только благодаря медиаинфляции, но и благодаря приходу ряда новых рекламодателей. Особенно активными были категории фармы, e-commerce и микрокредитования. Нарастила также категория FMCG, благодаря медиамиксу с ТВ-рекламой. «В 2020 году мы ожидаем продолжения действия трендов 2019 и рассчитываем на рост рынка не менее 15-17%», – акцентирует ВРК.
Несмотря на существенные изменения форматов инвентаря в Киеве и некоторых областных центрах, рынок внешней рекламы (Оut Of Home Media, OOH Media) в 2019-м вырос по сравнению с 2018-м. Фактически объем коммерческой рекламы составил 3 млрд 283 млн грн по итогам 2019 года, что меньше предыдущих прогнозов, из-за влияния политической рекламы. В этот объем не вошло около 525 млн грн политической рекламы от выборов президента и Верховной Рады. Рост в следующем году произойдет из-за освобождения площадок, которые в этом году были заняты политиками: «В 2020 году рост рынка может повыситься до 15%, в том числе благодаря использованию коммерческими рекламодателями инвентаря, который был задействован в политической рекламе 2019 года. Продолжается активное развитие диджитал-составляющей рынка наружной рекламы, объем которой в 2019 году составил 206 млн грн, а на 2020 год ожидается рост на 86%», – резюмирует ВРК.
Напомним, свой прогноз роста рынка рекламы в 2020-м ранее дала консалтинговая компания Kwendi.
Фото: pixabay
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!