Кинорынок Каннского кинофестиваля Marche du film впервые состоялся не в окружении пальм Французской Ривьеры, а на экранах гаджетов кинопрофессионалов в разных уголках планеты. В отличие от самого фестиваля, который отменили из-за пандемии, его индустриальную платформу перенесли в онлайн. Украина впервые стала одной из фокусных стран в специальной программе Producers Network благодаря совместным усилиям Украинского института и Одесского международного кинофестиваля.
О Marche du film в Каннах
Кто бы как не делил кинофестивали на старые, самые большие и самые престижные, Канны остаются событием №1 для всех киношников. Услышав словосочетание «Каннский кинофестиваль», большинство представляет себе Лазурное побережье с красной дорожкой, переполненной звездами. Однако мало кто вне кинотусовки знает, что кроме светских мероприятий по празднованию кино и чествования его создателей, Канны предлагают эксклюзивную площадку для налаживания связей в мировой киноиндустрии – кинорынок Marche du film. Здесь продают и покупают кино, охотятся на ценные контакты, находят партнеров по производству, продвижению и распространению фильмов. Именно здесь заключается львиная доля сделок, определяющих судьбу будущих кассовых и фестивальных хитов. И учитывая, как сильно глобальный кризис ударил по кинопроцессу, можно сказать, что нынешний виртуальный киномаркет стал одним из важнейших Каннском кинорынке. Настолько важным, что даже несколько голливудских агентств, которые обычно конкурируют между собой, начали вместе разрабатывать концепцию собственной виртуальной платформы на случай, если Marche du film отменят.
Еще до пандемии и массового перехода всех событийных мероприятий в онлайн-формат Украинский институт в партнерстве с ОМКФ работал над проектом представления украинского кино в профессиональной секции Каннского МКФ. Ограничительные меры застали нас в разгаре отбора пятерки продюсеров, которые должны войти в состав украинской делегации в рамках специальной программы кинорынка Producers Network. Когда же стало известно, что Marche du film таки состоится, но в digital-версии, мы сразу подтвердили свое участие в новом формате. Был продлен опен-колл для продюсеров и начата работа над концепцией презентационного ролика, который в онлайн-версии фактически стал основным козырем «фокусности». Пандемия изменила правила игры даже для тех, кто эту игру придумал, и стало очевидно, что нужно быстро адаптироваться. В условиях новой реальности еще важнее было предоставить возможность украинским кинематографистам «посетить» Канны, чтобы они оставались вовлеченными в глобальный кинопроцесс. Ведь уже более 10 лет украинский кинематограф ежегодно был представлен на набережной Круазет национальным павильоном, который обычно организовывали КМКФ «Молодость» и Госкино. В этом году «виртуальное» представительство Украины в программах Producers Network и Cannes Docs, где Украинский институт совместно с фестивалем Docudays UA представил четыре документальных кинопроекта в рамках украинского шоукейса, оказалось единственной альтернативой традиционному офлайновому павильону.
Что собой представляет Producers Network?
Программа Producers Network создана для продюсеров и ориентирована на международный нетворкинг. Она дает возможность получить контакты и отщипнуть немного времени тех людей, внимание которых обычно уделяется порционно, как в аптеке. Каждый день посвящен определенной стране, ее достижениям и перспективам для сотрудничества в сфере кинематографа. Фокусную страну представляют пять продюсеров. Во время «деловых завтраков» (breakfast meetings) проходят встречи с ведущими экспертами киноотрасли, такими как директора фестивалей класса «А» или голливудских кинокомпаний. Большинство контактов – на вес золота: одно меткое знакомство – и вот уже ваш независимый проект имеет международного прокатчика или партнера для копродукции. В этом году только изменился формат встреч – все они происходили в zoom-чатах, что имело как и свои плюсы (экономия времени и ресурсов), так и минусы (потеря энергетики живого общения).
24 июня состоялся украинский фокусный день. Для представления нашей страны Украинский институт в партнерстве с ОМКФ создал ролик с участием украинских продюсеров. Для нас было важно найти свою нишу на этой профессиональной площадке: ведь кроме популяризации украинских фильмов за рубежом, мы стремимся закрепить имидж Украины как привлекательного и надежного партнера для международного сотрудничества. Участие в Producers Network идеально вписалась в нашу стратегию, поскольку нетворкинг – мощный инструмент продвижения авторского кино и расширения его международной аудитории. И именно продюсеры играют важнейшую роль в этом процессе.
Роль продюсера в успешности фильма
Титулованный американский продюсер итальянского происхождения Дино де Лаурентис в одном интервью в начале нулевых сказал, что без продюсера нет фильма (No producer, no film). И можно было бы с ним долго спорить, особенно если речь об авторском кино, где центральная фигура – все же режиссер, который нередко является и сопродюсером. Но следует учесть, что человек вывел итальянский кинематограф на международный рынок после Второй мировой войны, продюсируя такую киноклассику, как «Дорога» и «Ночи Кабирии» Феллини. И хотя высказывания действительно категорическое, именно продюсеры прокладывают путь национальному кинематографу за границу, то есть занимаются международним продвижением. В конце концов, и Американская киноакадемия награждает именно продюсера ленты «Оскаром» за лучший фильм. Кстати, первый иностранный фильм, получивший награду в этой номинации – «Паразиты» Пон Чжун Хо – также начал свое победное шествие именно в Каннах, где на кинорынке его продали в рекордное количество стран.
Продюсер отвечает за организацию процесса кинопроизводства, причем как с финансовой, так и с художественной стороны, и участвует во всех его этапах – от разработки идеи до выхода готового фильма на большие экраны. Но снять качественное кино – это сегодня программа «минимум»; проложить дорогу к аудитории, особенно международной, – уже задача «со звездочкой». В современном мире, где контент производят круглосуточно и в неограниченных количествах, конкуренция настолько высока, что главная борьба идет за внимание нужных людей. Именно благодаря усилиям продюсеров и их таланту налаживать контакты, кинопроекты попадают в поле зрения фестивальных отборщиков, киноакадемиков и иностранных дистрибьюторов, и таким образом имеют шанс оказаться в программах ведущих кинофорумов, шорт-листах престижных премий и репертуарах зарубежных кинотеатров.
За последние несколько лет украинская киноиндустрия успешно отвоевывает себе внимание на международных площадках не в последнюю очередь через продюсеров, которые стоят за мировым успехом таких украинских лент, как «Атлантида» (лучший фильм программы «Горизонты» Венецианского МКФ) или «Земля голубая, будто апельсин» (приз за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс»). Внимание – самый ценный багаж культурной дипломатии, который дает нам как стране возможность быть услышанными, а значит – возможность рассказывать собственные истории и формировать свой образ в глазах других.
Читайте также:
Украинка Ирина Цилык получила награду «за лучшую режиссуру» на Sundance
Продюсеры Владимир Яценко и Анна Соболевская открывают кинопродакшен ForeFilms
Стали известны победители фестиваля Docudays UA
Фото: Александр Яловега
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!