Вербовщик mon amour
В то время как на американских фестивалях тема терроризма замалчивается или преподносится как посттравматические рефлексии, участники Берлинале режут по живому. Одним из главных фильмов программы стал «Утойя 22 июля» о теракте, устроенном Андерсом Брейвиком в норвежском молодежном лагере.
На тему фундаментализма (в данном случае – исламского) решил высказаться и Тимур Бекмамбетов, снявший «Профиль» – историю журналистки, которая пытается через соцсети установить контакт с ИГИЛ, выдавая себя за новообращенную мусульманку. Все действие фильма происходит на экране ноутбука Анны: правда, самые язвительные критики усмотрели в этом не попытку максимально сблизить зрителя с опытом героини, а демонстративное понижение планки. Мол, вам не понравились «дешевые» спецэффекты в моем «Бен-Гуре» (2016)? Получите кое-что действительно дешевое!
Зачем украинцам идти на фильм об упадке Европы
После «М*дака» – «Мусор»
Пока у Бекмамбетова исламские фундаменталисты крутят виртуальные романы, в фильме индийца Каушика Мукхерджи фанатики и их жертвы-девушки сталкиваются лицом к лицу. Режиссер, более известный как Q и в 2011 году презентовавший на Берлинале фильм под названием «Мудак» – признанный enfant terrible фестиваля. Героем его нового фильма «Мусор» стал житель Гоа по имени Пханишвар: по профессии – таксист, по призванию – интернет-тролль и сталкер, поддерживающий экстремистскую группировку харизматического лидера Баба. Но сетевым террором он не ограничивается: прямо у себя дома Пханишвар удерживает пленницу.
«Европейским режиссерам и впрямь нужно задуматься о том, чем заняты они сами, пока в Индии снимают столь злободневное и бескомпромиссное кино»
Бразильское нашествие
В этом году на фестиваль и Берлинский рынок кинопродукции привезли из Бразилии много-много диких… фильмов об интернете и технологиях. Самый взрывоопасный из них – Aos Teus Olhos Каролины Жабор, поднимающий тему сетевой травли. Действие происходит в спортивной школе, однако жертвой становится не ученик, а учитель – к тому же мужчина. По мнению одной из матерей, он слишком заботлив с ее сыном – и, кажется, даже поцеловал его в губы…
Если бы фильм о поспешности линчевания представил режиссер из Западной Европы, в этом году ему самому не удалось бы избежать косых взглядов и травли. К счастью, Жабор смогла не только смутить Старый Свет, но и тронуть его сердце: в этом плане новый фильм вышел не хуже, чем ее душераздирающий кинодебют Boa Sorte (2014) о любви трудного подростка к смертельно больной девушке.
Итоги «Сандэнса-2018»: комедии без тормозов и дух протеста
Документалистика VS психоделика
«Секретное досье» Стивена Спилберга: давным-давно в далекой Америке
В то время как «Чистильщики» показывают темную сторону безопасного интернета, канадская документалка Watching the Detectives вроде бы начинается как рассказ о светлой стороне «мусорных» интернет-площадок типа 4chan. Коллективному разуму их посетителей приписывают почти сверхъестественную способность находить компромат на всех и вся, но в данном случае она должна была обернуться во благо: пользователи пытались вычислить, кто совершил теракт на Бостонском марафоне. Неудивительно, что расследование быстро свернуло не туда. К слову, Watching the Detectives – немой фильм, полностью состоящий из скриншотов. Но в своих 36 минутах он уместил больше тревоги, чем полуторачасовой «Профиль», тоже основанный на реальных событиях.