Во второй части интервью «Телекритике» генеральный директор компании «Телеодин» Сергей Перцев объяснил, почему формирование плейлистов каналов М1 и М2 доверили искусственному интеллекту и может ли в эфире прозвучать дэт-метал, из-за чего на украинской сцене так мало свежих лиц, какие ошибки чаще всего допускают молодые исполнители и что им нужно делать, чтобы попасть в ротацию каналов.
Сложный алгоритм
Вы объявили о старте нового сезона на М2. Что именно будет нового?
Мы начинаем с виртуальных ведущих, посмотрим, как люди будут реагировать. В М2 появится новая студия, новые проекты. Это довольно-таки высокотехнологичная история на самом деле. Мы хотим сделать так, чтобы не было ощущения студии, а было ощущение огромного пространства, которое взаимодействует со всеми нашими серверами.
Мы учим компьютер, уже сейчас плейлист М1 и М2 не собирается музыкальным редактором. Редактор просто описывает клипы хэштегами, а расставляет их искусственный интеллект. Хотя, конечно, иногда люди правят плейлист. Если, например, один клип дважды повторяется, они эти баги исправляют, но в целом мы стараемся убрать человеческий фактор из области принятия решений. Должно пройти еще года два, чтобы компьютер научился делать то, чего хочет зритель в данный момент.
Как определять, чего хочет зритель?
Есть очень много обстоятельств, которые влияют на то, что нравится или не нравится человеку: время, погода, внешние факторы, которые портят или не портят настроение. Например, я знаю, что понедельник очень часто не «стреляет», мертвый день, среда – это яркий день, пятница – такой себе день. То есть, в принципе, есть волны смотрения. Теперь надо так сделать, чтобы зритель оставался дольше, чтобы не было так: посмотрел, например, два клипа, третий ему не понравился, и он ушел с канала. Надо найти эти взаимосвязи, заставить человека смотреть дольше. В принципе, все это возможно, и мы к этому идем. Что Google-play, что YouTube-music – они настраиваются, сами предлагают человеку плейлисты, понимают, чего он хочет.
Но далеко не всегда угадывают.
Потому что не научены. Вот посмотрите. Эта же одинаковая для всех история: вначале она глупая, но вы ей пользуетесь, и она умнеет. Компьютер видит, на какую картинку ты смотришь, сколько ты задержался на данном клипе, щелкнул, не щелкнул. Там очень сложный алгоритм.
Есть markdata, которая нам возвращает много показателей по рейтингу прошлого дня, прямо много-много. Мы ориентируемся на эти показатели, изучаем их и хотим, чтобы искусственный интеллект заработал.
А кто решает, какой клип попадет в эфир?
Редколлегия, в которую вхожу я, наш генеральный продюсер Нателла Чхартишвили, промо-отдел, главный музыкальный редактор и музыкальный продюсер – всего шесть человек. Мы садимся и смотрим клипы. Если хотя бы два человека за клип, ставим его на пробу.
Ставите на М2 – канал украинской музыки?
Мы выбираем клипы на оба канала, это выглядит как голосование. Посмотрели: да – нет. Если кто-то говорит «нет», нужно объяснить, почему против, также нельзя и просто сказать, что «мне нравится».
Вы не думали привлечь к этому зрителей, дать им какую-то площадку в интернете, где можно показывать весь контент, который к вам приходит, чтобы люди сами выбирали, что им интересно?
Здесь, наверно, я как директор могу высказаться. Не все, что сюда приходит, можно называть контентом. Очень много людей пишут песни, им нужен видеоклип, чтобы просто показаться. Но если люди не готовятся, не понимают, что они делают, то получается очень много треша, который в принципе нельзя показывать. А нам нужен все-таки какой-то вектор, какое-то ремесло. Например, если в клипе нет стилиста, я его не принимаю, потому что работа не сделана. Часто народ балуется, назовем это так. А зачем нам стилист? А-а, по фигу, без стилиста сделаем. Или оператора подешевле найдем. Или откажемся от режиссера – это же просто клип, это легко смонтировать. Вот это всё мы даже не рассматриваем и показывать не хотим.
Новые лица
Что у вас в приоритете – картинка или звук?
У нас аудиовизуальный продукт. Бывают, конечно, песни, которые ты слышишь, и тебе уже пофигу на ту картинку. Хотя обычно, когда такая песня, то и к картинке пофигистски не относятся, все равно она какая-то концептуальная, даже если денег нет. Мы, конечно же, такое ставим, но вообще у нас отношение к аудиовизуальному продукту целостное.
Приведите пример, кто к вам обратился и «выстрелил»?
Группа «Грибы». Юра Бардаш показал их клип. Мне говорили: «Да ладно, Перец, ты это поставишь?», а он мне прямо сильно понравился. Я вам покажу сейчас этот клип, он крутой. Видно, что денег на него не тратили, но он крутой и по песне, и по ее содержанию – тогда еще было время простых пацанов, ну, их типа уважали. Юра это почувствовал и сделал. Мы поставили. Причем мне говорили: «Ты что, «Грибы» поставил? Это же какой-то треш». Мы его покрутили, у него пошли рейтинги: тогда их включили другие музыкальные каналы. Да, они недолго просуществовали в эфире, но люди их увидели.
Также было с группой «Время и Стекло». Мы их с первого клипа ставили и в них верили. И лет пять ждали, пока «выстрелят».
То есть не было такого, что пришел их продюсер Потап и сказал: «Вот, смотри, у меня тут такие ребята».
Нет, это было, но это было за пять лет до того момента, как они прозвучали. То есть он пришел: «Вот есть малые классные», мы ими увлеклись и старались что-то сделать, видели, что они – действительно артисты и что бы там ни было, пробьются. Мы на всех таких людей обращаем внимание, потому что их мало.
Канал – это такая история: люди думают, что типа мы здесь собрались, деньги рубим, но у нас вообще другой вектор.
А какая еще есть цель у канала, кроме заработка?
Развитие артистов, я хочу, чтобы появились люди, которые не самолюбованием занимаются, показывая себя на телеке, а развивают себя, что они хотят видеть себя на сцене, что кого-то взрослого слушают, чтобы получилось что-то цельное.
Вы считаете, что у нас на всю страну пять артистов. Кто в этом виноват и что делать?
Кто виноват? Было время, когда русские все собой заполонили. И понятно, что, когда тут все обрезано, остаются только те украинские артисты, к которым привыкли, а к новому привыкают достаточно сложно. Нет новых лиц, нет людей, которые понимают, зачем они на сцене. Таких артистов очень мало, потому что нет продюсеров. Если я решил, что буду певцом, я не стану им без помощи кого-то, кто будет мне давать советы, будет за меня бороться. Потому что певец должен петь, а не считать деньги или заниматься другими не свойственными ему делами. А все почему? Отчасти от недоверия, потому что украинские продюсеры в свое время себя зарекомендовали как люди, которые съедают бюджет. Типа: вот есть человек с деньгами – погнали! А зачем, почему…
Хочется создать что-то такое большое и светлое, пока мне непонятное, потому что я думал, что среда есть, а на самом деле ее нет. Дружбы артистов нет, никто друг за друга не стоит, все это показуха. А хотелось бы, чтобы все было наоборот, чтобы не тянули на себя одеяло, а понимали, что никто ни у кого ничего не забирает, что все у всех будет, что надо делиться опытом. Заметьте, хоть один наш взрослый артист хочет учить кого-то малого? Ну, вот взять кого-то себе, просто чтобы передать опыт? Ничего такого нет, потому что они любого артиста воспринимают как конкурента. Ну это же бред.
Что может сделать канал, чтобы это сообщество развивать?
Если говорить о наших реалиях, то мы ничего не можем сделать. Мы можем их показывать, можем надувать их эго, по-другому это назвать не могу.
Но вы готовы показывать новые лица?
Да мы всех готовы показывать, все, что на уровне, все, что действительно звучит, все, что действительно контрастно.
Альтернативе есть место на вашем канале?
Есть место альтернативе, которая не мрачит. Вот Alyona Alyona – класс, показываем. У нас альтернативой считается, что типа круто делать музло, а не видео. На самом деле это неправда, потому что, если говорить про альтернативу шоу-бизнесу, то ты все равно к клипу будешь относиться ответственно, тебе не будет по фигу. У альтернативной музыки есть классные треки, действительно с посылом, но потом их приносят с картинкой – и весь этот посыл распадается, как будто пришли в детсад: вот мы сняли видео. Альтернативщики не чувствуют себя лидерами. Они же должны быть, как Виктор Цой: только они правду знают, должны ее говорить. Нет, стесняются. Им достаточно в клубчике попеть, чтобы потанцевали, а вот лидерами социума они стать не хотят. Но людям все равно свойственно объединяться вокруг кого-то, свойственно делать себе короля.
У вас на М2 есть программа «Військовий хіт-парад», там бойцы записывают обращение и просят – поставьте песенку. Что будете делать, если какую-то абсолютно неформатную песню закажут?
Поставим, конечно. «Військовий хіт-парад» — это отдельное государство в телеканале М2.
То есть даже дэт-метал может прозвучать?
Да может, нет проблем. Я сам бывший военный, и «Військовий парад» для меня очень важный проект, прямо сильно важный. Солдаты воюют. Они не гражданские, но им должно быть место в обществе, они должны чувствовать себя частью страны. И мы будем этот проект развивать и развивать.
М2 более социальный канал, чем М1, мы очень сильно на него рассчитываем. Раньше канал был довольно депрессивным по рейтингам: его то смотрели, то не смотрели. А сейчас у нас уже появилась какая-то понятная статистика, мы видим, какие штуки смотрят, какие не смотрят.
Не конкурент
По ходу нашего разговора создается впечатление, что вы уперлись в какой-то тупик и пытаетесь найти из него выход.
Не тупик – лабиринт.
Все эти эксперименты из-за того, что на вас наступает интернет? Тот же YouTube обходит телевизор.
Я не считаю, что интернет – конкурент телека в развлекательной сфере, потому что в интернете все равно надо понимать, что именно ты хочешь посмотреть, найти это. А телек – это же пассивное смотрение. Мы делаем плейлист, вот оно крутится, создает фон, и ты не прилагаешь к этому никаких усилий.
Но, наверное, на сеть обращаем внимание, чтобы быть современными. Я не буду отвергать интернет, как некоторые. Люди семейные, имеющие какой-то статус, сидят там тихо, просто смотрят и ничего не комментируют. Все, что в сети происходит, делают люди, будем так говорить, с подвижной психикой. У человека есть сильная эмоция, и он хочет ее как-то выражать. Нам как телевизору важна семейная аудитория, но на интернет мы обращаем внимание с надеждой, что эти люди тоже станут семейными.
То есть это классическая история – попытка взрастить свою аудиторию.
Не то чтобы взрастить, но обратить внимание на то, что люди там есть и что они могут стать нашими постоянными зрителями.
А не личное ли это? Типа кризис среднего возраста, хочется что-то изменить в жизни.
Кризис среднего возраста я ощутил на карантине, наверное, это так можно назвать. Я впервые осознал, что не понимаю, куда дальше идти. Буквально до 2014-2015 года, может быть, до 2016-го, я конкретно понимал, что людям нравится. А когда нас всех посадили на карантин, и такой короткий жанр, как видеоклипы, из головы в принципе вышел…
Я ничего не хочу убирать, ничего не рушу, в то же время просто сидеть и показывать видеоклипы по старинке – это как-то несовременно. Хочется развивать то, что есть.
Наверное, это все-таки кризис среднего возраста, потому что молодиться хочется, то есть оставаться, таким, каким ты был, не становиться каким-то «государственным мужем». Все вокруг чересчур серьезные, а я не хочу так жить. Хочется, чтобы наша аудитория хотела чего-то большего, на что-то смотрела и как-то развивалась. Думаю, что она обратит внимание на то, что мы делаем, и это станет толчком к тому, чтобы кто-то это повторил в каком-то своем видении. Так прогресс, может, и пойдет.
Знаете, какая у канала М2 была музыкальная проблема? Украинские артисты, что удивительно, не смотрят на иностранцев, на «фирму́», на какие-то актуальные вещи. Они смотрят на клипы, которые у нас появились. Вот вышел условный Андрей Андреевич – давайте делать, как он, его же крутят, и мы тоже так будем. И вот они создают то же, что и Андрей Андреевич или какая-нибудь другая украинская группа, которую все видели. В итоге 10 человек говорят, что это классно, артисты чувствует, что это классно, но они не делают ничего нового, это не купят. Верх признания – это когда артист спел, вы почувствовали песню, вам понравилось – и вы дали ему за это 10 грн, вы свое кровное передали человеку за эмоцию, которую он вам дал. А вот за то, что сейчас делается, вам не заплатят просто потому, что в душу не проникает. Вот говорят, рэп, хип-хоп. Сама суть этой истории должна раскрывать какие-то социальные темы. А социальных тем там сейчас как-то, знаете, не видно.
Первую часть интервью с Сергеем Перцевым читайте здесь.
Читайте также:
Hits и hip-hop: телеканал М1 запустил два интернет-телеканала
StarLightMedia запускает вещание телеканалов М1 и М2 в HD качестве
Нацсовет отказал «УНИАН ТВ» и М2 в вещании в «Зеонбуде». «Плюсы» будут судиться
Фото: пресс-служба «Телеодин»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!