Пожалуй, одним из самых вопиющих случаев безнаказанности за последние годы стало избиение журналистов «Схем» сотрудниками Управления госохраны (УГО). Инцидент имел место осенью 2017 года, когда журналист программы Михаил Ткач с оператором Борисом Троценко хотели заснять момент, когда президент Украины Петр Порошенко выезжал ночью с вечеринки, проходящей в Конча-Заспе (Киевская область). Несмотря на то что журналисты «Радио Свобода» не нарушили закон, предъявили удостоверения и имели законное право снимать на этой территории, сотрудники УГО применили силу к работниками СМИ, чтобы избежать видеофиксации того, как президент покидает праздник.
В результате потасовки у Троценко медики установили сотрясение мозга и повреждение руки. Спустя полтора года ни один из нападающих сотрудников УГО не понес наказания, Нацполиция в Киевской области сообщила в НСЖУ об отсутствии уголовного правонарушения в данном инциденте.
С начала 2017 года было зафиксировано 143 инцидента, по которым только 14 дел были переданы в суд, а это менее 10 процентов
В ходе общественных слушаний, которые прошли в НСЖУ в ноябре 2018 года, глава НСЖУ Сергей Томиленко отметил, что с января по сентябрь прошлого года было зафиксировано 64 случая, когда к журналистам применяли силовое воздействие. С начала 2017 года подобных инцидентов было зафиксировано 143, по которым только 14 дел было передано в суд, а это менее 10 процентов. На самом же деле, отмечают эксперты, психологического, морального и физического давления на журналистов в стране куда больше, поэтому в НСЖУ призывают народных депутатов вынести вопрос о безопасности журналистов на заседание Верховной рады. Также глава Союза журналистов в своем обращении к председателю Верховной рады Андрею Парубию напомнил, что в Украине более 9 лет вопрос о свободе слова не поднимался вообще.
Безопасность журналистов в Украине беспокоит и международных наблюдателей. По словам директора представительства Freedom House в Украине Метью Шаафа, последний отчет «Свобода прессы» явно фиксирует случаи политически мотивированной самоцензуры среди украинских журналистов, а также влияние экономических интересов на СМИ. С момента, когда президент Украины подписал указ о блокировке ряда социальных сетей и ресурсов, в отчете «Свобода слова в сети» рейтинг Украины понизился на 7 пунктов и до сих пор остается неизменным. Метью Шааф классифицирует Украину как «частично свободная страна с “гибридным режимом”, где свобода и авторитаризм тесно переплетены».
«Журналисты – не солдаты, даже во время информационной войны наша задача – не принимать участие в конфликте. Наша роль – служить людям, но не государству. Иногда мы можем критиковать государство и власть, но это не должно стать нашей основной миссией», – генеральный секретарь Европейской федерации журналистов Рикардо Гутьеррес.
Как добиться правосудия? По мнению медиаюриста «Платформы прав человека» Людмилы Опрышко, дела журналистов редко когда попадают в суд, и дело тут как в государственной системе, так и в самих журналистах.
«Допустим, журналист пострадал от нападения и написал заявление в полицию. Правоохранители начинают рассматривать его не как заявление о преступлении, а как обыкновенное обращение граждан. Разница в том, что если заявление о преступлении нужно внести в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) в течение 24 часов, то обращение граждан можно рассматривать месяц, а то и 45 дней», – рассказывает юристка.
Результат в этом случае только один – через месяц пострадавший журналист получает письмо, где написано, что в обращении состава правонарушения выявлено не было. Соответственно, возможности обратиться в суд с жалобой на бездействие следователя, принимавшего заявление, у вас уже нет, так как все сроки, при которых суд бы рассмотрел жалобу, исчерпаны.
«Соответственно, мы всегда обращаем внимание журналистов на то, что когда вы обращаетесь с заявлением в правоохранительные органы, не надо думать, что дальше все пойдет само собой. Журналист должен контролировать действия правоохранителей. То есть через 24 часа нужно пойти и поинтересоваться, действительно ли заявление о преступлении внесено в ЕРДР. А также настаивать на том, чтобы журналиста признали пострадавшим. И если этого не происходит, бездействие следователя можно обжаловать в суде – на это дается 10 дней», – подчеркивает Людмила.
Но и тут есть свои нюансы, отмечает эксперт. «Журналист поставлен в условия, когда он вынужден бегать в отделение полиции, или к прокурору, или в суд, чтобы отстаивать элементарное право на защиту. И вместо эффективного расследования возникает процессуальная волокита», – говорит Людмила Опрышко. По ее словам, как правило, когда журналист начинает с того, что фактически заставляет правоохранителей начать досудебное расследование, велика вероятность, что сотрудники полиции пойдут на попятную и будут то закрывать дело, то опять открывать, либо элементарно затягивать, особенно если в деле замешаны чиновники, депутаты или первые лица страны.
По словам президента Академии украинской прессы Валерия Иванова, еще одной опасностью для журналиста после второго Майдана стало разделение медийщиков на «своих» и «чужих».
«Подобное разделение приводит к расколу в профессии и подстреканию в обществе негативных настроений касательно некоторых журналистов или отдельных СМИ. Дескать, «правильные» – это патриотически настроенные СМИ, а «плохие» – те, которые поддерживают вражескую сторону. Но патриотизм – это не профессия. Обязанность журналиста – информировать общество, а не идти на поводу у бессмысленных провокаций», – подчеркивает Валерий Иванов.
Также журналисты, правозащитники и члены НСЖУ в преддверии выборов еще раз напомнили кандидатам в президенты о важности соблюдения Декларации в защиту свободы слова.