25 мая 2020 года стало известно, что директор ОС «Инициатива «Чистое небо» Катерина Федорова покидает проект по согласию сторон. «Телекритика» побеседовала с Катериной, чтобы узнать о причинах ее ухода, итогах проведенной работы и планах на будущее.
Можете назвать причину своего ухода?
Это было взвешенное обоюдное решение сторон. Сейчас непростая экономическая ситуация: на неприбыльные организации, живущие за счет членских взносов, влияют любые изменения у любого из членов. Объем работы не уменьшается, а прогнозировать сроки, когда будут улучшения, никто не берется.
Я рада, что Вячеслав Миенко и Николай Фаенгольд взяли «Инициативу» в свои руки — они всегда были глубоко в теме и в свободное время участвовали в работе проекта.
Какие у вас были отношения с членами «Инициативы»?
Всегда продуктивные и взаимовыгодные. Проблемы и задачи любого из членов для меня были важны, и по мере возможностей все они решались. В ответ все члены «Чистого неба» готовы прийти на помощь «Инициативе» и другу другу, будь то консультация по специфическому вопросу, либо проведение специального исследования, или еще что-то; никогда не было ситуаций, когда игнорировали.

Катерина Федорова
Вам известно, что может поменяться у «Чистого неба» после вашего ухода?
Думаю, ничего не должно поменяться. Все запущенные проекты должны работать без изменений, если на то будет воля членов организации. Принципы и задачи «Чистого неба» остаются, независимо от руководителя.
ИТК вошли в проект в начале года. Они останутся после вашего ухода?
Надеюсь. Они вошли с целью помогать и получать помощь в борьбе с пиратством. Не думаю, что мой уход повлияет на эти цели.
Несомненно, проблема пиратства в Украине является очень острой. Каковы ее масштабы? Что должно сделать государство, чтобы ее решить? И чего оно еще не сделало?
Проблемы с пиратством есть не только в Украине, но и во всем мире. В Украине, как и во всех постсоветских странах, я считаю, эта проблема более глубоко связана с менталитетом, потому что долгое время все было общим. То, что было доступно (контент в том числе), — было бесплатным, а остальное нужно было «достать» (и здесь уже деньги были обязательным элементом сделки). Поэтому, чтобы побороть (или значительно снизить) уровень пиратства, нужно изменить мышление людей. Скорее всего, это проще сделать, работая с молодым поколением, у которого так называемая «историческая память» уже не столь сильно проявляется. Хотя и с платежеспособным населением сегодня возможно работать: тем, кому близок патриотизм, можно объяснять на примерах выгоды, что нужно платить за контент (или хотя бы не воровать его) с целью развития экономики.
С остальными сложнее. Здесь стоит применять «кнут», т.е. говорить о важности персональной ответственности. В некоторых странах такая политика государства достаточно неплохо работает, но, думаю, в Украине это вряд ли будет применено. В ближайшее время — так точно. Пока у нас в стране не решат более глобальные экономические проблемы, пока уровень доходов остается невысоким, попытки заставить людей платить за что-то еще будут восприниматься весьма негативно. Поэтому было бы здорово, если государство поддержит предложения «Инициативы» по увеличению размеров штрафов за воровство контента или пособничество с целью получения выгоды, что советуют и США в своем Отчете 301.
Сколько за год правообладатели теряют денег из-за пиратов? Какие методы борьбы с пиратами являются самыми эффективными?
Самое главное в борьбе с пиратством — это системность. Если ты будешь постоянно что-то делать (а лучше еще и искать новые способы), чтобы защитить себя и свой бизнес, рано или поздно обидчикам надоест с тобой соревноваться, и они перестанут трогать твое.
Правообладатель (как и любой бизнес) может терять и 50%, и 70% прибыли, если не будет контролировать, куда уходят его продукты. Приведу пример: сколько вы продадите своей клубники за 100 грн, если рядом стоит жулик, который украл ее у вас с огорода и продает по 50 грн?
А для защиты себя можно начать с малого: мониторить нарушения и писать всем, начиная от самих воров, и дальше хостерам, Google, магазинам приложений, платежным системам, рекламодателям (всем, кто работает с ворами). На сайте «Чистого неба» есть инструкция «Как защитить свои права», там все четко расписано. А если есть возможности и ресурсы, то используйте методы правовой защиты (Киберполиция, благо, очень активно помогает правообладателям и знает, что делать с нарушителями, и за что их нужно наказывать).

Катерина Федорова
Почему не закрывают все известные пиратские сайты, такие как, например, hdrezka?
Потому что, закрыв или заблокировав сайт, через 10 минут может появится такой же новый, только с чуть другим названием. Не говоря уже про кучу редиректов (переадресаций). Это если мы говорим о технической стороне вопроса. Если мы говорим о юридической стороне дела, то большинство пиратских сайтов, которые работают в Украине, не имеют к украинской юрисдикции никакого отношения. Здесь единственный выход: просить рекламодателей не размещать рекламу, предварительно промониторив, кто же ее там размещает. А затем блокировать в выдаче Google, соцсетях, магазинах приложений, обращаться к платежным системам. В общем, применять все те альтернативные методы, которые раскрывают суть пиратства как бизнеса. Но есть нелегальный или полулегальный бизнес, который все равно будет это делать, т.к. это значительно дешевле, и аудитория у пиратов немаленькая.
В январе стало известно, что «Антипиратская ассоциация» и «Чистое небо» изменили алгоритм мониторинга рекламы на пиратских сайтах. Какие результаты это принесло?
По сути, мы усовершенствовали сами списки сайтов — после объединения списков от правообладателей к общему списку начали добавлять «редиректы», а также мы поняли, что нужно проводить мониторинг по самому свежему списку сайтов за предыдущий месяц (ранее рекламодатели просили этот срок увеличить, а сейчас также с нами согласились), что позволило «вылавливать» самые свежие рекламные кампании, иногда хватая за руку недобросовестных подрядчиков, практически в буквальном смысле.
Подведите итоги своей работы. Что было сделано? Чего удалось и не удалось достичь?
У меня есть ощущение, что теперь появилась некая система борьбы с пиратством. Т.е., если вначале мы как бы нащупывали, что еще можно было бы сделать, где искать, то сейчас уже в основном понятно, что и как делать. Нужно просто делать, пользуясь готовыми наработками.
Отмечу проект blacklists.org.ua. Это замечательный инструмент информирования: хочешь знать, кто некорректно себя ведет по отношению к правообладателям — вот тебе список, не хочешь работать с такими компаниями — пользуйся. Все остальное — отговорки.
Также я считаю очень полезным сотрудничество с межбанковской ассоциацией ЕМА. По большому счету банкам все равно, чем вы занимаетесь, главное, чтобы это было легально. Но нам удалось донести банкам и украинским платежным сервисам, которые являются членами ЕМА, почему правообладателям нужно помогать в борьбе с пиратством, и зачем банкам нужно знать, к кому есть претензии у правообладателей.
Отдельно хотелось бы отметить сотрудничество с Киберполицией и Министерством развития экономики и сельского хозяйства, в частности департаментом интеллектуальной собственности. Систему очень тяжело изменить, но если в этой системе работают вменяемые люди, которые готовы слушать, понимать и менять к лучшему, то все однозначно получится!
И относительно работы с потребителем. Это тот сектор, где, я считаю, было мало что сделано. За мое время с «Инициативой» мы провели всего 2 исследования, благодаря компании Gemius, и одну социальную кампанию. Считаю, что этого недостаточно, ведь первопричина пиратства — пользователь, который решает брать или не брать ворованное, а если он не понимает, что это ворованное, то ему нужно это объяснять постоянно и многократно.
Расскажите о самом знаковом для вас кейсе.
Все кейсы для меня знаковые. Все, что делалось, было сделано с душой и абсолютной отдачей. Могу сказать, когда я поняла, что это все не зря, и что то, что мы делаем, заметно: когда на международных конференциях о «Чистом небе» начали говорить не после того, как я рассказывала, а после упоминания одного лишь названия.
Вы останетесь в индустрии?
Да, конечно! Эта индустрия очень тяжело отпускает. Я работаю в этой сфере с 2006 года. Начинала с дистрибуции каналов группы Discovery, тогда еще через агента Media Broadcasting Group. И 2 года назад меня пригласили обратно в MBG, чтобы возглавить украинский офис и предложить рынку очень качественные платные телеканалы: познавательно-развлекательный History (семейства A&E Networks) и независимый новостной телеканал Euronews. Также сейчас работаем над расширением портфолио.
Читайте также:
Инициатива «Чистое небо» сделала заявление относительно досудебного расследования MGID
ИТК присоединился к инициативе «Чистое небо»
Инициатива «Чистое небо» заявила о сотрудничестве с ассоциацией платежных систем
Фото: МедиаПраво, Telecom Ukraine, «Телекритика»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!