Представьте себе диспетчерскую комнату, в которой находятся сотни человек с маленькими циферблатами, формирующими мысли и чувства миллиардов людей. Это не научная фантастика, это реальность. Я работал в одной из таких диспетчерских, так как руководил отделом дизайн-этики в Google и изучал, как можно этическим способом управлять мыслями людей.
Мы не говорим об этом, но горстка людей в нескольких технологических компаниях управляют с помощью своего выбора тем, о чем сегодня будут думать миллиарды людей. И все уведомления на ваших телефонах, созданные этими людьми, занимают маленькие блоки времени в вашей голове, они заставляют вас думать о том, о чем вы и не планировали.
Это очень специфическая штука и она развивается не случайно. Cкрытая цель всего этого – гонка за вашим вниманием. Каждый новый сайт – TED, выборы, политики, игры, даже приложения для медитации – борется исключительно за ваше внимание.
Лучший способ привлечь внимание человека – это разобраться в том, как работает его мозг. В лаборатории технологий убеждения в колледже в Стэнфорде я изучил немало методик по этой теме.
Самый простой пример – YouTube, который хочет максимизировать время, что вы тратите на его сайте. Именно поэтому они придумали и запустили автоплей следующего видео. Это очень хорошо работает и забирает чуть больше вашего времени. На это Netflix отвечает просто: ок, это сокращает мою долю на рынке, тогда я буду автовоспроизводить следующий эпизод.
Генеральный директор Netflix недавно сказал: «Наши самые большие конкуренты – это Facebook, YouTube и сон». Поэтому следует признать, что человеческие возможности ограничены, у нас есть определенные границы и размер нашей жизни и мы хотим, чтобы их уважали. В этом могут помочь определенные технологии.
Но что делать, если вы Facebook? Вы просто вводите автоматический запуск видео в ленте до того, как пользователь нажал кнопку Play. Как видите, интернет не развивается наугад. Он развивается таким образом, чтобы завладеть вашим вниманием. Вопрос только в том, кто из технологических компаний опустится ниже условной черты в гонке за вас.
Возьмем пример со Snapchat. Это канал-лидер коммуникации между подростками в США. Там придумали такую функцию, как Snapstreaks, которая показывает, сколько дней подряд два человека общались между собой. Иными словами, они придумали нечто, с чем пользователь не захочет расстаться.
И если вы подросток и общаетесь с кем-то уже 150 дней подряд, вы не захотите потерять этот рекорд. Поэтому, уезжая с родителями на отдых, дети отдают пароли от своих аккаунтов, к примеру, пяти друзьям, чтобы те продолжили «общение» и сохранили их Snapstreaks.
И таких удерживающих функций в Snapchat около 30, они вынуждают постоянно делать фото и постить что-то на стене. А теперь подумайте о маленьких блоках времени, которые расписаны в головах у детей. Это уже не похоже на простое общение между подростками.
Мысль об этом вас возмущает? Это нормально, оскорбление и обида – хороший способ привлечь внимание. И новостная лента Facebook только выигрывает от того, что там есть возмутительный контент. Ведь вы обязательно захотите разделить свою обиду с кем-нибудь еще. Ваша восприимчивость только на руку этому бизнесу.
Итак, как мы это исправим? Нам необходимы три радикальных изменения в технологиях и нашем обществе. Во-первых, мы должны признать, что на нас могут влиять и вынуждать проводить свое время не так, как мы планируем. Это понимание позволит защитить свое время.
Во-вторых, нам нужны новые модели и системы отчетности, поскольку мир становится все лучше и со временем все убедительнее. Люди в диспетчерских должны быть подотчетны в том, что они делают. Единственная существующая форма этического убеждения – это когда цели того, кого убеждают, совпадают с целями тех, кто убеждает.
Наконец, нам нужен ренессанс дизайна, потому что когда у вас есть представление о человеческой природе, вы сможете управлять временем миллиарда человек.
Например, сегодня ваш друг отменяет ужин с вами и вы чувствуете себя немного одиноко. Что вы делаете? Вы открываете Facebook. В этот момент дизайнеры в диспетчерской хотят одного – максимизировать ваше время в соцсети.
А если бы дизайнеры создали другую временную шкалу, которая бы помогла вам найти тех людей, которым вы интересны? Если бы в Facebook была еще одна кнопка, которая спрашивала бы, на что вы бы хотели сейчас потратить свое время, вы бы ответили: «Пригласить на ужин».
Иногда самые насущные и важные проблемы в мире – это не гипотетические вещи, которые будут созданы в будущем. Иногда самые насущные проблемы – те, которые находятся прямо под носом и уже управляют мыслями миллиарда людей.
Не нужно волноваться о новой дополненной и виртуальной реальности и прочих технологических новшествах, которые так или иначе гонятся за нашим вниманием. Мы можем изменить эту гонку. Мы можем повлиять на детей, которые отправляют пустые сообщения туда-назад.
Решение этой проблемы очень важно для нас, и мы способны с ней справиться. В конце жизни у нас будет только наше внимание и наше время. На что они будут потрачены?