Ранее мы представили основные тезисы выступления Digital-директора 1+1 media Анны Ткаченко, в котором она рассказывала об инновациях в сфере медиа, практике адаптации бенчмарков применительно к украинскому рынку и, конечно же, об эффективных способах монетизации контентных продуктов. После выступления редакция воспользовалась возможностью и более детально расспросила Анну о важных переменах и прогнозах развития медиа.
Анна, судя по выступлениям на конференции, в Украине очень много е-commerce и очень мало медиа, которые находятся в сфере интересов digital.
Это две совершенно разные сферы, я бы так их не сравнивала. У каждой свой путь и своя эволюция. Есть что-то общее, а есть своя специфика.
С точки зрения бизнес-эффективности, у е-commerce все намного лучше, чем у медиа, но это тренд не только украинский, но и мировой.
Про медиа меньше говорят, потому что не понимают, как их монетизировать?
На медиа действительно непросто зарабатывать, особенно в Украине, но все же возможно, и мы над этим работаем. Украинцам понятно, почему нужно платить за товар, но не понятно, почему нужно платить за контент. А большая доля рекламных бюджетов достается глобальным платформам, присутствующим на локальном рынке.
Если говорить о динамике последних 5 лет, медиарынок развивается?
Да, мы развиваемся, меняемся. Невозможно игнорировать тренды, новые потребности и поведенческие особенности аудитории, рост потребления контента онлайн, новые формы и технологии, которые необходимо применять, чтобы аудитория выбирала вас. Это происходит вполне эволюционным путем, постепенно, методом проб и ошибок, прорывов и откатов назад. Но рынок постепенно меняется, в том числе и потому, что приходит молодое поколение медиаменеджеров: с другими подходами, другими взглядами – и в ближайшее время мы с вами увидим больше новых проектов, экспериментов и кадровых назначений, которые трансформируют рынок.
Как украинский пользователь будет вести себя в ответ на нововведения? Здесь много возможных вариантов и сценариев. Какой будет в Украине, можно только догадываться
Насколько кардинально могут измениться медиа в будущем? Сейчас на рынке ТВ происходят существенные кадровые перестановки, что, безусловно, знак больших перемен.
Этот вопрос сейчас волнует всех. Все думают о том, как изменятся медиа, но никто точно не знает, каким именно будет это «как». Есть гипотеза о том, что новостные издания станут обязательно государственными, и что так они останутся объективными. Плюс ко всему, на новостях непросто зарабатывать.
Есть тенденция введения платной подписки на контент, которая становится все более целесообразной, и на украинском рынке в том числе. Для нас первым шагом в этом направлении стала монетизация стримингового контента в приложении 1+1 international, а также продажа допремьерных показов сериалов на нашей VOD-платформе. Успешный опыт с этими проектами дал нам уверенность для развития SVoD-модели. Так, в июне этого года наша команда запустила платную подписку для пользователей платформы 1+1 video. Мы увидели, что есть категория зрителей в интернете, которым проще купить подписку, чем прерывать просмотр фильма из-за рекламы. Поэтому 1+1 Digital ввела еще одну модель монетизации, тем самым расширив выбор вариантов потребления контента.
Но все же сценарий изменений неочевиден и зависит от множества факторов: в частности, как будут меняться локальные медиа, в том числе новостные и развлекательные, или как будет себя вести украинский пользователь в ответ на нововведения? Здесь много возможных вариантов и сценариев – какой будет у нас, можно только догадываться, не забывая держать руку на пульсе. Также важно быть гибкими и иметь тесную связь с потребностями своей аудитории.
1+1 Digital уже запустил платную подписку. Аудитория созрела и позитивные изменения возможны?
Да, в Украине есть аудитория, которая готова платить за контент. Мы это видим на примере своих ресурсов. Но открытым остается вопрос, за какой именно контент люди готовы платить. Если судить по общим данным, у Netflix в Украине достаточное количество подписчиков. Учитывая стоимость этой недешевой подписки (от 7 до 9 евро ежемесячно), наша аудитория хочет и может платить за контент. Но все равно есть загвоздка: создавать контент для аудитории в онлайне – это совершенно другое в сравнении с контентом, производимым для аудитории в эфирное время, как на ТВ. Контент должен быть другим, и плата за подписку на такой сервис должна быть выше.
Я верю в смелые эксперименты, в понимание боли и потребности аудитории. Чем больше мы работаем с нашей онлайн-аудиторией, тем больше мы ее понимаем, так как получаем обратную связь и учитываем ее.
В выступлении на конференции вы сделали особый акцент на важности подрывных технологий (disruptive technologies). Мы привыкли, что это скорее прерогатива ІТ-сектора. Как возможно их применение в медиа, в частности, в Украине?
Подрывные технологии ‒ это то, что происходит и будет происходить все больше с любыми классическими рынками, и медиа не исключение. Сейчас медиа как раз в середине своего пути и находится в состоянии крайней турбулентности. Технология и данные сегодня – как электричество, без которого мы не предоставляем функционирование чего-либо. Точно так же и технологии должны стать неотъемлемой частью любого бизнеса, в том числе и медиа. Подрывные технологии стали новыми бизнес-моделями, разрушающими текущие. И если вы сможете их оседлать ‒ вам будет чем заниматься в медиа через 10 лет.
Я верю в смелые эксперименты, в понимание боли и потребности аудитории. Чем больше мы работаем с нашей онлайн-аудиторией, тем больше мы ее понимаем, так как получаем обратную связь и учитываем ее. При этом возрастают шансы найти новое направление или подходы, о которых еще никто не догадался, освоить его. В результате аудитория будет благодарна и пойдет за вами. Но это пока эксперименты. Только путем проб и ошибок можно найти золотую нишу. В среднем из 10 стартапов выстреливает только один, то же самое можно сказать о контенте. Поэтому, если один из десяти выстреливает, перекрывая все – это успех. Тем более в Украине экспериментировать невероятно дешево.
Сможет ли онлайн победить ТВ-аудиторию в Украине?
Смотря, что вы вкладываете в понятие «победить». Думаю, что говорить о противостоянии не совсем корректно. Мне кажется, многие забывают о том, что телевизор – это всего лишь одна из платформ для потребления контента. А мы живем в эпоху мультиплатформенного потребления. Все движется не к тому, что, условно говоря, смартфон победит телевизор, а к тому, что человек, не досмотрев фильм дома на телевизоре, сможет со своей учетной записи досмотреть его на телефоне по дороге на работу. Поэтому я бы говорила не о противостоянии, а о синергии.
Тем не менее, мы не можем игнорировать рост аудитории в онлайн-пространстве, поэтому планируем создавать контент уже изначально для аудитории, которая больше находится онлайн. Как раз сейчас проводим собственный research, чтобы ответить на этот вопрос и понять, чего хочет эта аудитория. Соединив то множество данных, догадок и гипотез, которые у нас есть, с результатами исследования, мы сможем определить, для кого и какой контент создавать.