Если вы тоже все это время были в бункере, то суть истории такова. Компания Cambridge Analytica, офис которой расположен в Великобритании, занимается сбором данных потенциальных избирателей и на основании этих данных с помощью специального ПО составляет их «портреты». Угадывая по ним политические (да и любые другие) предпочтения пользователя, компания может не только предсказать, как он проголосует, но и порекомендовать своим клиентам, как склонить пользователя в пользу их кандидатов.
Cambridge Analytica получила огромный массив данных от лектора Кембриджского университета Александра Когана, который создал приложение thisisyourdigitallife. Это приложение анализировало профили воспользовавшихся им пользователей в духе «познай самого себя», и – с их согласия – собирало личные данные как самого пользователя, так и его друзей. Сам сбор данных был законным (что не означает «этичным»), а вот их передача политтехнологам из Cambridge Analytica – скорее всего, нет. Утечка затронула, по некоторым оценкам, около 50 млн пользователей. Впрочем, доскональных разборов произошедшего хватает; нас же интересует то, какой эффект произвел разразившийся за этим скандал.
Падение акций, падение репутаций
![](http://images.telekritika.ua/11b97e8d820468ac4413745ffeb2d039.gif)
На момент написания статьи рыночная капитализация Facebook просела до $444,55 млрд – при том, что еще 16 марта этот показатель составлял $537,9 млрд. За тот же период цена акции Facebook упала с $185,09 до $153,03, хотя за последние дни уже фактически стабилизировалась. 19 марта было зафиксировано крупнейшее за последние 4 года падение акций Facebook в течение суток.
Ведущие экономические издания бросились подсчитывать не только финансовый ущерб, но и репутационный – вплоть до подсчета лайков под постами Марка Цукерберга с COO Facebook Шерил Сэндберг, в которых те извинялись перед пользователями. При этом был сделан вывод, что репутация Сэндберг пострадала больше: у нее 11% негативных реакций против 3% у Цукерберга. Есть мнение, что причина тому то, что Цукерберг давно укоренился в представлении пользователей как «злой гений», тогда как операционного директора компании многие считали принципиальной бизнесвумен.
Уразумев, что извинений в собственных аккаунтах недостаточно, руководство Facebook купило рекламные площади в газетах The Observer, Sunday Times, Sunday Telegraph, Sunday Mirror, Sunday Express и других, чтобы разместить извинения и там. «Мы ответственны за защиту вашей информации. Если мы не справляемся, то мы недостойны этой ответственности», – гласит обращение.
По-видимому, из-за скандала откладывается и выпуск анонсированной компанией смарт-колонки. Даже люди, которые отмахиваются от теорий о том, что Facebook подслушивает своих пользователей, сейчас подумают дважды, прежде чем установить дома такой девайс.
#DeleteFacebook
![](http://images.telekritika.ua/474dffde8a46cea488c0874749fdfdc1.gif)
Где бойкот, там и хэштег с призывом к нему присоединиться. К флэшмобу #DeleteFacebook присоединились сотни юзеров, а некоторые именитые пользователи не упустили шанса записать себе плюсик в карму. Так, из Facebook исчезли официальные страницы компаний Tesla и SpaceX, а ироничный Илон Маск прокомментировал это в Twitter словами «Какой еще Facebook?» – так, будто их никогда там и не было.
Журнал Playboy удалил свою страницу, подчеркнув, что стоящие за ним люди «не хотят быть соучастниками сомнительных практик [Facebook]». Среди селебрити и брендов, ушедших из соцсети – певица Шер, компания Mozilla, британская группа Massive Attack, актеры Уилл Феррелл, Джим Керри и другие. Знаменитости уточняют, что это временный перерыв – до тех пор, пока Facebook не наладит ситуацию с приватностью.
Судьба бизнеса в Facebook
![](http://images.telekritika.ua/a4f95dd75f44f32d55375113c2295bf5.gif)
Бизнес тоже не торопится прощаться с соцсетью навсегда. Так, американский производитель техники Sonos заявил, что уберет свою рекламу не только с Facebook, но и с Instagram, Google, YouTube и Twitter. Радикальное решение, если не упоминать о том, что компания объявила бойкот всего лишь на неделю.
Но то, насколько громко бизнесмены хлопают дверью, – не особенно важно.Важно то, как изменится их собственная этика. Как известно, Марк Цукерберг в скором времени даст показания в качестве свидетеля перед Конгрессом. Власти США и других демократических стран, в свою очередь, постараются положить конец подобным утечкам данных. А это значит, что бизнесу придется пересмотреть свой подход к сбору и анализу личной информации клиентов. Если штормит такого гиганта, как Facebook (при том, что самих Цукерберга и ко вполне могут признать непричастными к утечке), то какому-нибудь региональному ООО и вовсе нужно дуть на воду.
Могут пострадать легальные исследования
![](http://images.telekritika.ua/234d42358ff8e780ac732d9b30dc1a12.gif)
Пользователи озаботились безопасностью своих данных
![](http://images.telekritika.ua/d1da1a723c681f3ef407bd481fdf9752.gif)
Не только государство решило бороться с утечками данных – сами пользователи бросились повышать уровень сетевой грамотности. Колумнист The Guardian опубликовал собственное исследование, которое продемонстрировало, что Google хранит 5,5 Гб данных о нем («это примерно 3 миллиона вордовских документов», – комментирует он). Размер аналогичного «досье» Facebook составил 600 мегабайт. «Сюда включены все сообщения и файлы, которые вы или вам когда-либо отправляли, все контакты в вашем телефоне, все отправленные аудиофайлы», – пишет автор.
Журналист также обнаружил, что Google Drive хранит давно удаленные им резюме, бюджетный план и PGP-код, с помощью которого он шифровал свою почту. Если бы не скандал с Facebook, многие из юзеров жили бы в неведении относительно того, что с их информацией делают другие сайты – принадлежащий Google сайт YouTube, например, хранит всю историю просмотров пользователя.
Facebook тоже демонстративно озаботился безопасностью данных
![](http://images.telekritika.ua/8ef4af12309c2b96b3efadae4d37ccd0.gif)
Авторитет Data Science еще никогда не был так высок
![](http://images.telekritika.ua/62b5392997c804d14e60839374d74321.gif)
Повод для пиара других соцсетей
![](http://images.telekritika.ua/88e9862b00bb622d96ec031e3349f774.gif)
Скандал стал поводом для CEO многочисленных мелких соцсетей выйти вперед и заявить: «Альтернатива Facebook существует. Это мы». Например, в сети снова вспомнили об Ello – платформе для творческих людей, которой в 2014 году пророчили славу «убийцы Facebook». Манифест компании гласит, что в традиционных соцсетях «вы являетесь продуктом, который покупают и продают». Ello же (по крайней мере на словах) стремится к более прозрачному подходу к данным своих пользователей.
Еще одна компания, Disciple Media, использует похожую антимонопольную и почти что нью-эйджевую риторику. Ранее она создавала нишевые мини-соцсети – например, для группы Rolling Stones, – но сейчас хочет создать полномасштабное приложение-конструктор, своего рода анти-Facebook, где можно будет создавать закрытые группы с собственными правилами.
Приложение Vero, которое еще недавно обещало составить конкуренцию Instagram (пока само не очутилось в центре скандала), обещает, что в нем нет никакой рекламы, никаких темных алгоритмов, никакого data-майнинга. В общем, лучшего повода для самовосхваления у соцсетей еще не было.
Предвыборная паранойя будет усиливаться
![](http://images.telekritika.ua/96acc10966c191468b7938363cada3fe.gif)
Собранный Cambridge Analytica массив данных предположительно был использован избирательным штабом Дональда Трампа. На сайте самой компании также сообщалось, что она сотрудничала с властями Малайзии и «создала таргетированную кампанию для освещения школьной реформы в федеральном штате Кедах с 2008 года» (в ответ на возмущение оппозиции правительство опровергло обвинения). Также предполагается, что компания могла повлиять на выборы в Кении, Индии и Бразилии.
Бывший руководитель исследований в Cambridge Analytica Крис Уайли утверждает, что афиллированная с их материнской компанией SCL Group фирма из Канады могла нелегально повлиять на исход голосования по Brexit. (Сам Уайли раскаивается в том, что помог создать компанию, которая «позволяет обманывать демократические процессы».)
Эксперты по информационной безопасности уверяют, что аналогичных манипуляций в преддверии выборов в Украине бояться не стоит. Но, как мы увидели выше на примере Google, прищучить один Facebook недостаточно для того, чтобы исключить любую возможность злоупотребления данными.
Главная проблема – не в утечке данных
![](http://images.telekritika.ua/5dd6547dc9be2f7678021bbd66d6c236.gif)