Однако, не стоит спешить вешать собак на обласканного судьбой француза. Во-первых, Деспла бесспорно талантлив. Во-вторых, серьезный композитор, чьи симфонии исполняют Лондонский и Мюнхенский симфонические оркестры, вряд ли действительно испытывает серьезную нехватку идей. А в-третьих, в деле заимствований и стилизаций в музыке к кино он далеко не первый.
Эрудиция + стилизация = номинация
Стилизация наряду с прямым цитированием и аранжировкой – самые распространенные приемы современной киномузыки. Александр Деспла – один из самых востребованных и титулованных кинокомпозиторов мира, в послужном списке которого саундтреки к более чем сотне фильмов, 7 номинаций на «Оскар» и две статуэтки, два «Золотых глобуса», два «Сезара», две премии BAFTA, «Грэмми» и «Золотой медведь», – владеет ими мастерски.
Стилизация. Для «Формы воды», по эстетике близкому фильмам Жан-Пьера Жене, он использовал узнаваемые по «Амели» интонации Яна Тьерсена. Последний, кстати, специально для «Амели» написал только два трека. Остальная музыка взята из трех уже изданных на то время альбомов Тьерсена.
Прямое цитирование. В саундтреке Деспла к «Гарри Поттеру и Дарам смерти. Часть 1» три композиции содержат мелодию Hedwig’s Theme, написанную Джоном Уильямсом, в «Разрисованной вуали» звучит Gnossienne no.1 Эрика Сати, а на финальных титрах «Отеля «Гранд Будапешт» – русская народная песня «Светит месяц».
Аранжировки. Музыка «Отеля «Гранд Будапешт», за которую Деспла получил свой первый «Оскар», изобилует аранжировками чужих композиций. Здесь и «Комаринская», и фламенко, и концерт для лютни и щипковых струнных Вивальди.
Цена вопроса
Кино стало главным кормильцем композиторов в 30-х годах XX века. До этого главным источником их стабильного дохода были концертные площадки (Сергей Рахманинов зарабатывал сольными концертами в качестве пианиста). Во времена Моцарта композиторы кормились при дворах аристократии, а еще раньше, как Иоганн Себастьян Бах, – при церкви.
Примечательно, что впервые музыку для фильма («Убийство герцога Гиза», 1908 год) написал композитор, при жизни признанный гением – Шарль Камиль Сен-Санс. Поначалу необходимость сочинять музыку для кино ради денег воспринималась многими «серьезными» композиторами как что-то неприличное. Так, Дмитрий Шостакович, написавший советский хит «Нас утро встречает прохладой» для фильма «Встречный», презирал себя за сочинение «прикладной музыки».
Все изменилось в начале 1950-х, с возникновением термина original sound track (OST), обозначающего вид музыкального альбома, изначально рекламной уловки для новых фильмов.
Первым композитором, музыка из саундтрека которого обрела массовую популярность, стал Генри Манчини, получивший «Эмми» и две «Грэмми» за музыку к сериалу «Питер Ганн». С тех пор диски с аббревиатурой OST продаются как отдельный полноценный продукт, а музыка к фильмам из развлекательного фона стала одной из главных составляющих успеха картины. На саундтреки тратятся миллионы долларов: приглашаются звезды, записываются полноценные альбомы – «завод» по производству музыки в кино работает не хуже, чем индустрия создания самих картин.
Все делают это
На протяжении всей истории саундтреков формула «эрудиция + стилизация = номинация» подтверждает свою жизнеспособность. К использованию заимствований в кино можно относиться по-разному. В конце концов музыкальное произведение – не научная статья и ссылки в нем не предусмотрены. Дело не в самом используемом материале, а в том, как его подать.
Хит всех времен Summertime Джорджа Гершвина из музыкального фильма «Порги и Бесс» (1958) создан на основе украинской колыбельной «Ой ходить сон коло вікон», которую композитор услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского национального хора под управлением Александра Кошица.
Тема любви из «Крестного отца» Копполы – песня под названием Speak Softly Love, которую исполнил Энди Уильямс, а музыку написал Нино Рота, – в последний момент была удалена из списка номинантов на «Оскар» 1973 года. Оказалось, что композитор уже использовал эту музыкальную тему в комедии Эдуардо де Филиппо 1958 года Fortunella. Хотя в фильме де Филиппо тема была сыграна стаккато, в бойкой комедийной манере – однако мелодия была такой же. Несмотря на это, в 1974 году вторая часть «Крестного отца» все-таки получила «Оскар» за лучшую музыку к фильму, хотя это была та же тема любви, которую на год раньше сочли непригодной.
«Эдерлези» – народная песня югославских цыган в обработке Горана Бреговича стала музыкальным хитом фильма Эмира Кустурицы «Время цыган» (1988), после чего неоднократно использовалась в других фильмах, в частности в «Борате» и «Турецком гамбите».
И наконец, первые такты песни «Мы бандито-гангстерито» авторства Георгия Фиртича из любимого мультика советских детей «Приключения капитана Врунгеля» подозрительно напоминают Somos Novios испанского композитора Армандо Манзанеро. На английском она под названием It’s Impossible в 1970 году стала хитом в исполнении Перри Комо, а затем перепевалась Элвисом Пресли, Деннисом Брауном и дуэтом Андреа Бочелли и Кристины Агилеры. Впрочем, стилизации, заимствования, цитирования и откровенный плагиат в советской и постсоветской киномузыке – это уже совсем другая история…