В последнюю неделю было очень много разговоров и спекуляций на тему «112-го»: это канал или группа каналов, закрыли его или нет, забрали или не продлили лицензию. Мы же сконцентрируемся исключительно на анализе его аудитории, посмотрим на историю роста и увлеченности зрителей этим каналом, а также дадим оценку показателям телеканала без цифрового эфира.
Начнем с самого простого – посмотрим, что и как у канала было в его истории развития. На графиках 1.1-1.3 те, кто не слишком знаком с ежедневными цифрами телесмотрения, может ознакомиться: с помесячными показателям доли канала по аудитории 18-54 года в городах 50 тысяч жителей и более, средним возрастом зрителя канала (среди населения 4 года и старше), а также вкладом в общие показатели канала аудитории старше 60 лет.
Графики 1.1–1.3
Видим, что пик канала пришелся на 2015 год. Но уже с осени 2015-го до выборов 2019 года канал очень стабильно проходил период со средней долей коммерческой аудитории на уровне 0,8%. Что важно, за этот период аудитория канала драматически стареет, а главное – все смотрение канала начинает сосредотачиваться на людях старше 60 лет. Так, из графика 1.3 видим, что в начале вещания канала доля смотрения людей старше 60 лет составляла 60% от всего смотрения канала, а уже в 2019-м достигла почти 70%. Это означает, что канал старел и стал интересен только более взрослой аудитории. Средний возраст вырос с 56 лет в начале вещания до 64 лет в сентябре 2019 года.
Те, кто внимательно следит за перипетиями вокруг «112-го», знают, что вещание исчезло только в эфирной цифре, поэтому на следующем графике посмотрим, сколько смотрения приходится на цифровой эфир среди всего телевизионного потребления зрителей в возрасте 18-54 лет.
График 2. Доля телесмотрения «112-го» в эфирной цифре.
Видим, что для аудитории 18-54 года потребление ТВ через Т2 достигло 26% от всего телесмотрения. Поэтому, на первый взгляд, именно столько показателей должен потерять «112-й». Но смотрим дальше.
И здесь самое интересное – так ли уж популярен «112-й» был в цифровом эфире, и на самом ли деле для показателей канала, основанные на смотрении людей, которым 70 и более лет, потеря вещания в Т2 будет очень заметна или она компенсируется еще более активным смотрением пожилых людей?
График 3. Сравнение долей «112-го» по разным платформам.
На графике показан аналогичный период с 2014 года до наших дней помесячно. Видим, что у телеканала был период, когда цифровая сеть Т2 была очень важна. Это было в период 2014 года и в начале 2015 года. Если же вернуться к графику 2, вы поймете, что эта популярность не слишком прибавляла каналу в показателях. А сейчас видим, что для аудитории 18–54 смотрение «112-го» – довольно одинаково на трех основных платформах.
Посмотрим также на охват «112-го», то есть какое приблизительное количество зрителей контактирует (или контактировало) с этим каналом. Высокие или любые цифры по охвату можно насобирать на одних и тех же зрителях. Такие показатели, как частицы и рейтинги, могут быть относительно высокими, а влияние канала не очень.
В следующей таблице указано количество зрителей, которые смотрели канал более 1 часа (суммарно за весь месяц) в возрасте от 18 лет и старше по всей Украине в 2019-м.
Январь | 5 743 230 |
Февраль | 5 612 265 |
Март | 5 892 219 |
Апрель | 7 315 216 |
Май | 6 599 385 |
Июнь | 5 533 247 |
Июль | 5 381 063 |
Август | 5 095 882 |
Сентябрь | 4 727 517 |
А теперь самое интересное: что будут смотреть те, кто был с каналом в цифре, когда цифры у канала не станет.
Выделим лояльную аудиторию вещания, которая сделала более 90% его показателей в 2019 году, и посмотрим, как потеря канала в Т2 их коснется, и придется ли им искать альтернативу. Подобных зрителей около 2 млн, 35% их потребления приходится на Т2.
А вот их вкусы в Т2 следующие: доля каналов за год у аудитории лояльных зрителей «112-го» в эфирной цифре.
CHANNEL 112 | 17,92 |
CHANNEL UKRAINE | 14,27 |
Other TV | 10,81 |
1+1 | 10,07 |
INTER | 8,45 |
ICTV | 6,23 |
Прямой | 4,51 |
Итак, большая вероятность, что многие перейдут на канал «Украина».
Таким образом, видим, что до 30% показателей с отключением в цифре Т2 канал должен потерять. Но будет ли так, увидим уже через неделю. Сделаю обзор первой недели без Т2 для «112-го».
Фото: 112.ua