Проект закона № 6660 о запрете гастролей украинских артистов в России, а российских – у нас, который подала группа внефракционных депутатов-«свободовцев», вызвал большой резонанс. Мы связались с известными продюсерами Александром Ксенофонтовым, Игорем Тарнопольским, Владимиром Бебешко, Яной Прядко, Вадимом Лисицей и поинтересовались их мнением по поводу скандального законопроекта. Почти у всех он вызвал бурное возмущение.
Игорь Тарнопольский,
«Мне хотелось бы, чтобы украиноязычные проекты оказались в России и делали музыку, которую делают здесь»
Я считаю, что эта сфера не нуждается в регуляции государством. И принятие законопроектов, запрещающих возможность хотя бы какого-то культурного обмена и культурной экспансии, в том числе нашей в Россию, – это, на мой взгляд, неправильно и нелогично.
Думаю, существующего закона о том, что в Украину не могут въезжать артисты, выступавшие на оккупированных территориях, совершенно достаточно. Это уже «срезало» всех прокремлевских артистов. Но в России ведь есть и такие проекты, как «Машина времени», «Аквариум», «Сплин», которые стараются в рамках своих возможностей показать, что и в РФ есть нормальные люди и что россияне – это не государство, а миллионы людей, не согласных с существующей политикой.
Я понимаю, что исключения есть (Тарнопольский имеет в виду исключения, о которых идет речь в законопроекте, например, ситуация, когда артист до начала гастролей предоставил организаторам письменное заявление об осуждении оккупации территории нашей страны РФ и т. п. – Прим. ред.). Но мы таким образом призываем этих артистов отказаться от жизни и работы в России. У них обязательно будут проблемы, и это тоже надо понимать.
Культурное миссионерство, я считаю, необходимо. Ведь рано или поздно мы столкнемся с тем, что нам нужно будет восстанавливать эти связи. Мы связаны единым культурным и языковым полем, у нас один рынок, хотим мы этого или нет. И я очень сомневаюсь, что у большинства наших артистов в Западной Европе будут слушатели. Пока нет ни одного по-настоящему успешного примера. Мы свою культуру таким образом можем экспортировать. Я не имею в виду поп-исполнителей, которые пытаются быть больше российскими, чем нашими. Мне бы хотелось, чтобы именно украиноязычные проекты оказались в России и делали ту музыку, которую они делают здесь. Там есть незаполненная ниша украинской сцены: «Океан Эльзы», Onuka, Джамала. И это, кстати, тоже один из элементов нашей борьбы в сложившейся ситуации.
Александр Ксенофонтов,
«Я негативно отношусь к концертной деятельности в России, но и к закону, запрещающему эту деятельность, отношусь аналогично»
Очень странный законопроект, с недоумением к нему отношусь. Я не понимаю, зачем переводить эту инициативу в законодательное поле? Да, глубинный смысл мне понятен, но такое воплощение и следствия национальной идеи вызывают серьезные сомнения и ненужные параллели. Для меня вообще не стоит вопрос: ехать-не ехать. Я не езжу на территорию агрессора/оккупанта и даже не рассматриваю для себя такой возможности. Но если кто-то туда едет с концертами, выставками, семинарами, лопатами, метлами, товарами и деньгами – это его выбор.
На запрет должна быть очень серьезная государственная мотивация. Неужели из-за поездки Потапа с Настей в Йошкар-Олу наше государство подвергнется серьезной опасности? Если такая опасность действительно существует и те, кто «скреативил» этот законопроект, смогут меня в этом убедить, возможно, я отнесусь к нему по-другому.
Что же касается гастролей российских артистов в Украине, моя личная точка зрения в том, что их отсутствие никак не обеднит наше культурное пространство. Но! Мое личное мнение не имеет никакого значения в вопросе свободы передвижения любого человека.
Если в Украине есть люди, которым российские артисты здесь нужны, и если гастролеры не представляют опасности (как национальной безопасности, как, скажем, агенты ФСБ или почетные граждане ХНР), то не пускать их в Украину – это, по крайней мере, странно. У нас же демократия в зачаточном состоянии.
Кстати, скажите, а во время войны где-нибудь Вагнера запрещали? Хотя это был любимый композитор Гитлера. Его слушали даже в СССР.
Вечный пример о том, выступала бы Клавдия Шульженко в гитлеровской Германии или нет? Немного не туда. И не потому, что Сталин запретил и принял соответствующий закон, а это было невозможно по определению. Между тем во время войны Марлен Дитрих снималась в Голливуде и демонстративно отказалась от заманчивого предложения Йозефа Геббельса, а Эдит Пиаф выступала и на оккупированных территориях Франции, и в самой Германии, но предала ли она интересы родины? У истории есть ответ на этот вопрос.
Мое мнение – я негативно отношусь к концертной деятельности в России, но и к закону, запрещающему эту деятельность, отношусь аналогично. Тогда надо запрещать любую деятельность «в тылу врага» – коммерческую, некоммерческую, любую.
Владимир Бебешко,
«Пусть все прекратят торговать – и тогда артисты тоже не будут зарабатывать на России»
Мое мнение такое. Закон, конечно, можно принять. Но перед этим законом должен быть другой. Пускай наша власть покажет пример: как не нужно ездить в Россию, как не нужно с ней торговать и все остальное. Вот когда они примут такой закон, и мы тоже не будем ездить в Россию. Потому что у них бизнес, а у нас – шоу-бизнес. Тогда и закон не понадобится: мы просто ничего не будем делать. А то получается выборочно: кому-то можно, а кому-то – нет. Это неправильно. Издайте закон, что ездить в Россию нельзя. Но для всех. И мы как законопослушные люди будем это делать. Пусть они не торгуют – и мы не будем зарабатывать деньги. И полтора миллиона украинцев тоже вернутся из России и будут просить здесь работу. Пусть их обеспечат. Пусть все прекратят торговать – и тогда артисты тоже не будут зарабатывать деньги на России. Все должно быть для всех, а не выборочно только для артистов.
Хотя, конечно, когда наши артисты ездят туда – это не очень хорошо. Но это дело каждого артиста, это на его совести.
Не хочу никого ни в чем обвинить. Хочу, чтобы все было честно и по закону.
Вадим Лисица,
«Если закон, не дай Бог, примут, часть артистов уедет из Украины»
Я считаю, что это популизм чистой воды. Подобного рода законы порождают бардак. Если закон, не дай Бог, примут, какая-то часть артистов отколется и уедет из Украины. Кто-то может поехать в Россию, кто-то – на Запад. И речь тут не о политических взглядах. Если человек вложил огромные деньги в маркетинг и раскрутку и сложатся условия, в которых он не сможет нормально работать, то он вынужден будет покинуть страну. И это станет очередным поводом для сюжетов на российском «Первом канале»: наших артистов выгоняют, у нас здесь фашисты.
Да, я поддерживаю запрет на въезд некоторых российских артистов, которые ездили в Крым, нарушили закон и прочее. Но вот этот законопроект мне кажется театром абсурда. Глупая затея, которая, думаю, приведет к большому непоправимому деструктиву. Не пристало таким образом регулировать работу артистов. Такого никогда не было ни в одной стране мира.