В конце ноября прошлого года все активно обсуждали новый фасад здания Театра на Подоле (впервые за последние десятилетия построенного театра!). Те, кто громче всех кричал о том, что «эта уродливая коробка» испортит исторический вид Киева, может, уже совсем забыли и об Андреевском спуске, и о театре, и об архитекторе… Между тем история с новостройкой на этом не закончилась. И пока чиновники разбираются с документами, мы с Мусей решили поговорить с ведущими театральными режиссерами Киева. Но не о том, красиво построили новый Театр на Подоле или нет (пусть об этом все-таки спорят архитекторы, согласны?), а о том, в каких условиях работается таким маленьким, но прекрасным театральным коллективам.
На этой неделе в нашем спецпроекте мы расскажем, что думают о проблеме «театра как здания для театра как коллектива» Александр Крыжановский, Алексей Кужельный, Стас Жирков и Дмитрий Богомазов. А начнем, разумеется, с художественного руководителя Театра на Подоле Виталия Малахова.
– У нас сейчас рабочая атмосфера: мы готовимся к следующему сезону, разрабатываем репертуар, – рассказывает Виталий Малахов. – Я встречаюсь с режиссерами, которые будут ставить спектакли здесь, потому что теперь я не главный режиссер, а художественный руководитель. У меня были переговоры с Андреем Жолдаком, соСтасом Жирковым, сЮрой Одиноким, Владом Троицким, Ахтемом Сеитаблаевым. Это изтаких, измастодонтов. Думаю, что к концу января уже точно сформируем репертуар следующего сезона.
«Во всяком случае, это будет театр для людей»
– Не знаю. Как бог даст и как все обернется. Мы за то, чтобы решились все вопросы в правовом поле. Если там допущены какие-то ошибки, значит, пусть разбираются.
– Внутренность мне практически очень нравится.
– Не то что не нравится, просто в связи с тем, что первый проект делался довольно давно, там есть вещи, которые на сегодняшний день не нужно было делать. Во всяком случае, это будет театр для людей: там два лифта для инвалидов (один с улицы внутрь), также в зале для них есть специальные места, чтобы можно было завести коляску. Для людей с ограниченным слухом под балконом встроена бегущая строка. Мы даже проводим День белой трости (15 октября) со слепыми и слабовидящими и собираемся сделать программки, а может, и либретто азбукой Брайля.
– Хорошо сделана. Не жирно, но нормально. Без излишеств, однако есть все необходимое.
«Я считаю, что основной метод борьбы – это хорошие спектакли»
– Как вы вообще относитесь к негативным нападкам в сторону нового здания?
– Я их уважаю. Там есть очень много популистских высказываний, на которые при каждом ответе возникают новые вопросы. Волновались все за противопожарную систему. Когда объяснили, что здесь под театром находится бассейн на 180 тонн воды, которым можно погасить любые события на всем Андреевском спуске (и что мы даже готовы взять на себя обеспечение безопасности Замковой горы, накоторой часто жгут костры, а пожарные машины просто не могут туда доехать), точерез день появилось: «Втеатре наПодоле бассейн на180 тонн воды, который будет новой катастрофой изальет Подол». Как только мыпредоставили документы, что крепления бассейна только поддерживают гору, возникли еще новые вопросы… Поэтому янехочу в этом разбираться.
По воле нашего мэра создается такая комиссия, в которую от театра войдет только один человек. А по поводу фасада… Кирилл Серебренников очень четко сказал: «Я не хотел бы, чтобы наша страна превратилась в фасадное государство». Я не могу сказать, что я в восторге от архитектуры фасада, я не специалист, но видел много подобных зданий за границей.
«На сегодняшний день нет закона, по которому архитектор должен советоваться с общественностью, что ему строить»
– Мы в этом году дали 316 спектаклей для 21 000 зрителей, – рассказывает Виталий Ефимович. – И, конечно, каждый раз приезжать во дворец «Украина» и обратно – непросто… ИвГостином дворе всвое время мысами выкопали гримерки. Засвои 30лет мы прошли весь путь передвижного музыкально-драматического театра. Меня больше волнует, чтобы втруппе невозникло такое ощущение благополучия, потому что любое несчастье группирует. И я считаю, что основной метод борьбы – это хорошие спектакли.
Опять-таки, на сегодняшний день нет закона, по которому архитектор должен советоваться с общественностью, что ему строить. Даже если все вдруг решится не в нашу пользу, то будем жить дальше, так же, как и 30 лет до этого.
Сейчас Виталий Ефимович вместе с труппой репетирует в старом здании Театра на Подоле.