Если с индийским продуктом украинские зрители знакомы еще со времен Советского Союза, турецкие сериалы – лакомство уже преимущественно нулевых. Исследуя телевизионную аудиторию, программные директора совершенно разных украинских телеканалов не раз констатировали: наши зрители любят Восток больше, чем «красоту по-американски» и на это есть свои причины.
Во-первых, если рассматривать индийское сериальное производство, украинскими зрителями подобные истории воспринимаются скорее как поучительные сказки, не ассоциирующиеся с реальностью, в отличии от американских сериалов. Кроме того, очень велика разница в религии, культуре и менталитете украинского и индийского зрителя.
Хотя общее все же есть – традиционные ценности, которые красной нитью проходят через индийские сериалы и в последние годы стали близки украинскому зрителю, в отличии от либеральной Европе. Немаловажная роль в восточных сериалах отводится и социальному аспекту. Так, если в сериалах США главные роли преимущественно достаются успешным представителям среднего класса, то Индия довольствуется историями «человека из низов», что ближе обычному украинскому зрителю.
Разнообразные драмы Болливуда, приправленные историями о вечной любви, спасали украинскую аудиторию не только за «железным занавесом», но и в самые кризисные годы независимости. Турецкие саги лишь повысили градус интереса к подобной тематике и за последние 10 лет стали неотъемлемой частью телевизионных сеток страны. И дело не только в деньгах.
О каких сериалах речь? На телевизионном рынке бытует мнение, что турецкие и индийские истории закреплены за холдингом «Плюсов». И в этом есть резон. К примеру, только на телеканале «1+1» за последние пять лет на экраны вышло 15 турецких сериалов. Индийские драмы – прерогатива больше нишевых каналов того же холдинга. Поэтому, после того как в 2015 году был сформулирован вопрос «как безболезненно снять украинского зрителя с иглы бесконечного российского мыла» – «Плюсы» уже знали ответ.
Так зрители узнали о том, кто такая Фатмагюль, как развивались сюжетные линии в «Величественном веке», а также, как адаптировать на современный лад произведение турецкого классика Решата Нури Гюнтекина «Королек – птичка певчая».
В чем же феномен индийских и турецких сериалов на украинском ТВ?
Отвечает программный директор телеканала «1+1» Андрей Коваль:
«Турецкие сериалы, сюжеты которых всегда разворачиваются вокруг борьбы за справедливость, счастье и любовь, стабильно собирают высокие показатели телесмотрения среди аудитории канала».
Дело в том, что почитание традиций, сила нравственных ценностей и харизматичные актеры в главных ролях изрядно привлекают украинских зрителей.
«Популярность этих сериалов обусловлена высоким качеством производства. В Турции производят много разнообразного контента, а наши специалисты отбирают из него лучший и близкий нашей целевой аудитории – чтобы была понятна эмоциональная история, хорошая режиссерская работа, атрактивные актеры и комфортное музыкальное сопровождение. Именно это обеспечивает привлекательность продукта для украинской аудитории», – считает Коваль.
К примеру, сериал «Величественный век. Роксолана» в течение четырех последних лет дважды выходил в повторе, удерживая стабильный интерес со стороны зрителей «1+1» и, как результат, – высокие показатели телесмотрения.
Средние показатели доли у «1+1» выросли, начиная с весны – 10,5–13,5%. Средние показатели двух сериалов, выходящих в дневных слотах («Величественный век», будние, 14:30, и «Моя чужая жизнь», будние, 17:10), зачастую превышают повторы развлекательных проектов производства «1+1», таких как «Свадьба вслепую» или «Міняю жінку». Так, доля историй о Роксолане в среднем собирает от 10% (18-54), а 25 апреля охват аудитории поднялся до 13,5%. У «Моей чужой жизни» (премьера на «1+1» 25 июня 2018 года) показатели немногим ниже и в среднем составляют 9% доли. Хотя в последние пару недель – до 12%.
За период 2014–2018 самыми популярными турецкими продуктами на «1+1» стали: «Величественный век. Роксолана», «Любовь против судьбы», «Мама», «Аси» и «Сила любви Ферихи»
Далее – в цифрах. К примеру, турецкий сериал «Аси» впервые вышел на «1+1» 6 января 2014 года. Средние показатели истории о юной красавице Аси, отец которой, разорившийся фермер, спасает свою семью, взяла в среднем 13,4%, рейтинг 4,2% по аудитории 18-54 и 6,6% и 1,9% – 18-54 (50+).
Следом на «Плюсах» вышел сериал «Фатмагюль» (7 апреля 2014 года). Средние показатели телесмотрения: доля 10,3%, рейтинг 2,1% по аудитории 18-54 Украины и 6,4% и 1,3% по 18-54 (50+).
В центре сюжета – обычная деревенская девушка из бедной семьи. Фатмагюль ждет свадьбы со своим любимым Мустафой, но однажды ее жизнь кардинально меняется. Проведя Мустафу в очередное плавание, Фатмагюль одна поздно возвращается домой и становится жертвой насильников. Поскольку трое из них – дети местных богачей, ответственность за содеянное в результате несет четвертый – бедный юноша, который на самом деле даже не касался девушки той роковой ночью.
«Величественный века. Роксолана – 4», премьера которого состоялась 22 сентября 2014 года, взял средние показатели телесмотрения: доля 15,7%, рейтинг 3,9% по аудитории 18-54 Украины и 10,6% и 2,5% – 18-54 (50+); «Королек – птичка певчая» (24 ноября 2014) – доля 11,5%, рейтинг 3,5% по аудитории 18-54 Украины и 7,8% и 2,0% – 18-54 (50+);
«Сила любви Ферихи» (26 января 2015) – доля 13,4%, рейтинг 3,6% по аудитории 18-54 Украины и 7,2% и 1,8% – 18-54 (50+);
«Черная роза» (22 июня 2015) – доля 12,0%, рейтинг 2,1% по аудитории 18-54 Украины и 6,6% и 1,2% – 18-54 (50+);
«Запретная любовь» (7 сентября 2015) – доля 12,0%, рейтинг 3,0% по аудитории 18-54 Украины и 7,6% и 1,7% – 18-54 (50+);
«Осколки счастья» (8 августа 2016) – доля 12,8%, рейтинг 3,1% по аудитории 18-54 Украины и 8,8% и 1,9% – 18-54 (50+);
«Любовь против судьбы» (9 января 2017) – доля 14,5%, рейтинг 3,9% по аудитории 18-54 Украины и 8,8% и 2,0% – 18-54 (50+);
«Бесконечная любовь» (28 августа 2017) – доля 11,1%, рейтинг 2,8% по аудитории 18-54 Украины и 8,7% и 1,8% – 18-54 (50+);
«Мама» (26 февраля 2018) – доля 13,6%, рейтинг 3,2% по аудитории 18-54 Украины и 8,6% и 1,7% – 18-54 (50+);
«Любовь Мерьем» (23 апреля 2018) – доля 11,1%, рейтинг 1,8% по аудитории 18-54 Украины и 7,3% и 1,1% – 18-54 (50+).
Отвечает программный директор телеканала ТЕТ Леся Лакуста:
В сетке ТЕТ сегодня выходит турецкий сериал «Ранняя пташка» (2018).
«Романтическая комедия подобного типа идеально вписалась в программную сетку канала. И наши зрители полюбили сериал с первых серий. Ведь основная задача телеканала ТЕТ – дарить людям радость и улыбки. И «Ранняя пташка» на ура справляется с этой задачей. Если коротко, то для меня это прекрасная, жизнерадостная, веселая и романтичная история с интересной сюжетной линией, ярким актерским составом. Кстати, для нас трансляция турецкого сериала – эксперимент, которым мы очень довольны. И уже этой осенью мы планируем показать продолжение сериала», – комментирует программный директор телеканала ТЕТ Леся Лакуста.
Если о цифрах, то средние показатели ТЕТ составляют от 4–5,2% доли. Показатели «Ранней пташки» – 3,8% (18-54).
Отвечает генеральный продюсер нишевых каналов 1+1 media Иванна Найда:
Еще одним каналом холдинга «Плюсов», который радует зрителей восточными сказками, стал женский канал «Бигуди». По словам генерального продюсера нишевых каналов 1+1 media Иванны Найды, любовь зрителей к подобному продукту в первую очередь заложена в простоте и ясности сюжетных линий.
«Феномен индийских сериалов в том, что они отличаются от большинства историй, которые показывают на нашем телевидении. Сюжеты таких телевизионных продуктов понятны и просты: ты никогда не перепутаешь, где добро, а где зло. Их выделяют сказочные искренние отношения и чистая любовь, беспрекословное уважение к семье и старшим. Также особенностью является присущая им гиперболизация всего происходящего. Ну и конечно: танцы, песни, яркая картинка с национальным колоритом», – делится Иванна Найда.
Если о результатах, то индийские сериалы стали для канала «Бигуди» прекрасным дополнением к программной сетке, резюмирует Найда.
«На момент приобретения прав на их трансляцию, мы верили, что они понравятся целевой аудитории канала, однако результат превысил все наши ожидания. Турецкие сериалы также продемонстрировали неплохие результаты в повторном показе на канале «Бигуди», уже после основного на канале “1+1”».
Если о цифрах: индийский сериал «Вторая свадьба», премьера которого на «Бигуди» состоялась 27 марта 2019 года, взял средние показатели телесмотрения: доля 0,9%, рейтинг 0,2% по аудитории 18-54 (вся Украина). Доля аудитории сериала на 29% превысила среднюю долю канала за соответствующий период.
Это захватывающий любовный сериал о двух людях с разбитым сердцем, которые решили пожениться, но осознают, что это ошибка. В жизни обоих, и Яши, и Арти, случилось большое горе, которое почти сломило их. Трагическая смерть жены Яши, с которой он прожил более 10 лет и воспитывал детей, стала для него настоящим шоком. Мужчина Арти покинул ее с ребенком ради другой женщины. Вынужденные собирать жизни по кусочкам, герои встречают друг друга и под давлением своих семей решают пожениться. Сможет ли время залечить их раны? Способны ли они на новую любовь?
Читайте также: «Новый канал» снимет подростковый триллер про буллинг и суицид.
Коллаж: Анна Федорук