Сегодня компании Amazon, Apple, Google, Alibaba и Facebook у всех на слуху – технобизнес стремительно развивается, и его главные игроки зарабатывают огромные деньги. И здесь как раз тот случай, когда диджитал-бизнес можно, подобно Хазанову, сравнить с проституцией: «Ты продаешь то, что у тебя есть, и после продажи ЭТО у тебя остается». Но в отличие от эскорт-услуг платформенному бизнесу и делать ничего не нужно, вернее – ничего не нужно производить. Наполнение происходит за счет пользователей, которые выкладывают в сеть контент.
Самое интересное, по мнению Мозеда, в том, что такие платформы как YouTube или Instagram, перекладывая задачу создания контента на юзеров, экономят значительную часть расходов, получая при этом непрекращающийся поток контента.
«Пример крупнейших игроков в этой сфере, таких как YouTube, Facebook или Instagram, доказывает: потребителям по вкусу пользовательский контент», – комментирует Мозед.
Возможно, это связано с тем, что пользователи устали от эффекта «заученной импровизации» профессиональных медийщиков и хотят видеть на экранах своих устройств таких же обычных и настоящих людей, как и они сами.
Как это происходит
В сфере массовых коммуникаций происходят свои процессы, а именно – укрупнения и консолидации. И такие процессы происходили еще до платформенной революции. Так, к примеру, компании Disney, Viacom или Fox были выкуплены крупными медиаконцернами. Три года назад компания AT&T полностью поглотила DirecTV и стала крупнейшим в мире сервисом телевидения по платной подписке. Та же Disney выкупила долю активов Fox, а Discovery Channel слилась с Food Network, HGTV и Travel Channel.
Телевидение сегодня является довольно зрелой отраслью, если не сказать устаревающей, поэтому не удивительно, что крупные вещательные корпорации чувствуют конкуренцию со стороны платформ вроде YouTube и Facebook.
Поглощения и консолидации помогают телекомпаниям оставаться на плаву и определенное время поддерживать стабильный курс акций, но надолго ли?
По мнению Мозеда, главное, что привлекает рекламодателя (а значит и существенную часть дохода) к сервисам вроде YouTube и Facebook – это их универсальные возможности для отслеживания эффективности рекламы, а также для аналитики, персонализации и таргетинга. Традиционные медиа в этом плане очень сильно отстают.
Что делать
Крупным компаниям, которые страдают от процветания технологических гигантов, не поможет то, что они тратят миллиарды на «укрупнения», вместо того, чтобы эксперементировать со своей бизнес-моделью.
«Эта стратегия не остановит неизбежное наступление платформ, а в лучшем случае его замедлит. Платформы будут контролировать все большую часть рынка», – подытоживает Мозед.
Бизнесмен уверен, что единственный способ выживания для традиционного бизнеса кроется в создании или покупке собственных платформ.