25 мая 2020 года стало известно, что директор ОС «Инициатива «Чистое небо» Катерина Федорова покидает проект по согласию сторон. «Телекритика» побеседовала с Катериной, чтобы узнать о причинах ее ухода, итогах проведенной работы и планах на будущее.
Можете назвать причину своего ухода?
Это было взвешенное обоюдное решение сторон. Сейчас непростая экономическая ситуация: на неприбыльные организации, живущие за счет членских взносов, влияют любые изменения у любого из членов. Объем работы не уменьшается, а прогнозировать сроки, когда будут улучшения, никто не берется.
Я рада, что Вячеслав Миенко и Николай Фаенгольд взяли «Инициативу» в свои руки — они всегда были глубоко в теме и в свободное время участвовали в работе проекта.
Какие у вас были отношения с членами «Инициативы»?
Всегда продуктивные и взаимовыгодные. Проблемы и задачи любого из членов для меня были важны, и по мере возможностей все они решались. В ответ все члены «Чистого неба» готовы прийти на помощь «Инициативе» и другу другу, будь то консультация по специфическому вопросу, либо проведение специального исследования, или еще что-то; никогда не было ситуаций, когда игнорировали.
Вам известно, что может поменяться у «Чистого неба» после вашего ухода?
Думаю, ничего не должно поменяться. Все запущенные проекты должны работать без изменений, если на то будет воля членов организации. Принципы и задачи «Чистого неба» остаются, независимо от руководителя.
ИТК вошли в проект в начале года. Они останутся после вашего ухода?
Надеюсь. Они вошли с целью помогать и получать помощь в борьбе с пиратством. Не думаю, что мой уход повлияет на эти цели.
Несомненно, проблема пиратства в Украине является очень острой. Каковы ее масштабы? Что должно сделать государство, чтобы ее решить? И чего оно еще не сделало?
Проблемы с пиратством есть не только в Украине, но и во всем мире. В Украине, как и во всех постсоветских странах, я считаю, эта проблема более глубоко связана с менталитетом, потому что долгое время все было общим. То, что было доступно (контент в том числе), — было бесплатным, а остальное нужно было «достать» (и здесь уже деньги были обязательным элементом сделки). Поэтому, чтобы побороть (или значительно снизить) уровень пиратства, нужно изменить мышление людей. Скорее всего, это проще сделать, работая с молодым поколением, у которого так называемая «историческая память» уже не столь сильно проявляется. Хотя и с платежеспособным населением сегодня возможно работать: тем, кому близок патриотизм, можно объяснять на примерах выгоды, что нужно платить за контент (или хотя бы не воровать его) с целью развития экономики.
С остальными сложнее. Здесь стоит применять «кнут», т.е. говорить о важности персональной ответственности. В некоторых странах такая политика государства достаточно неплохо работает, но, думаю, в Украине это вряд ли будет применено. В ближайшее время — так точно. Пока у нас в стране не решат более глобальные экономические проблемы, пока уровень доходов остается невысоким, попытки заставить людей платить за что-то еще будут восприниматься весьма негативно. Поэтому было бы здорово, если государство поддержит предложения «Инициативы» по увеличению размеров штрафов за воровство контента или пособничество с целью получения выгоды, что советуют и США в своем Отчете 301.
Сколько за год правообладатели теряют денег из-за пиратов? Какие методы борьбы с пиратами являются самыми эффективными?
Самое главное в борьбе с пиратством — это системность. Если ты будешь постоянно что-то делать (а лучше еще и искать новые способы), чтобы защитить себя и свой бизнес, рано или поздно обидчикам надоест с тобой соревноваться, и они перестанут трогать твое.
Правообладатель (как и любой бизнес) может терять и 50%, и 70% прибыли, если не будет контролировать, куда уходят его продукты. Приведу пример: сколько вы продадите своей клубники за 100 грн, если рядом стоит жулик, который украл ее у вас с огорода и продает по 50 грн?
А для защиты себя можно начать с малого: мониторить нарушения и писать всем, начиная от самих воров, и дальше хостерам, Google, магазинам приложений, платежным системам, рекламодателям (всем, кто работает с ворами). На сайте «Чистого неба» есть инструкция «Как защитить свои права», там все четко расписано. А если есть возможности и ресурсы, то используйте методы правовой защиты (Киберполиция, благо, очень активно помогает правообладателям и знает, что делать с нарушителями, и за что их нужно наказывать).
Почему не закрывают все известные пиратские сайты, такие как, например, hdrezka?
Потому что, закрыв или заблокировав сайт, через 10 минут может появится такой же новый, только с чуть другим названием. Не говоря уже про кучу редиректов (переадресаций). Это если мы говорим о технической стороне вопроса. Если мы говорим о юридической стороне дела, то большинство пиратских сайтов, которые работают в Украине, не имеют к украинской юрисдикции никакого отношения. Здесь единственный выход: просить рекламодателей не размещать рекламу, предварительно промониторив, кто же ее там размещает. А затем блокировать в выдаче Google, соцсетях, магазинах приложений, обращаться к платежным системам. В общем, применять все те альтернативные методы, которые раскрывают суть пиратства как бизнеса. Но есть нелегальный или полулегальный бизнес, который все равно будет это делать, т.к. это значительно дешевле, и аудитория у пиратов немаленькая.
В январе стало известно, что «Антипиратская ассоциация» и «Чистое небо» изменили алгоритм мониторинга рекламы на пиратских сайтах. Какие результаты это принесло?
По сути, мы усовершенствовали сами списки сайтов — после объединения списков от правообладателей к общему списку начали добавлять «редиректы», а также мы поняли, что нужно проводить мониторинг по самому свежему списку сайтов за предыдущий месяц (ранее рекламодатели просили этот срок увеличить, а сейчас также с нами согласились), что позволило «вылавливать» самые свежие рекламные кампании, иногда хватая за руку недобросовестных подрядчиков, практически в буквальном смысле.
Подведите итоги своей работы. Что было сделано? Чего удалось и не удалось достичь?
У меня есть ощущение, что теперь появилась некая система борьбы с пиратством. Т.е., если вначале мы как бы нащупывали, что еще можно было бы сделать, где искать, то сейчас уже в основном понятно, что и как делать. Нужно просто делать, пользуясь готовыми наработками.
Отмечу проект blacklists.org.ua. Это замечательный инструмент информирования: хочешь знать, кто некорректно себя ведет по отношению к правообладателям — вот тебе список, не хочешь работать с такими компаниями — пользуйся. Все остальное — отговорки.
Также я считаю очень полезным сотрудничество с межбанковской ассоциацией ЕМА. По большому счету банкам все равно, чем вы занимаетесь, главное, чтобы это было легально. Но нам удалось донести банкам и украинским платежным сервисам, которые являются членами ЕМА, почему правообладателям нужно помогать в борьбе с пиратством, и зачем банкам нужно знать, к кому есть претензии у правообладателей.
Отдельно хотелось бы отметить сотрудничество с Киберполицией и Министерством развития экономики и сельского хозяйства, в частности департаментом интеллектуальной собственности. Систему очень тяжело изменить, но если в этой системе работают вменяемые люди, которые готовы слушать, понимать и менять к лучшему, то все однозначно получится!
И относительно работы с потребителем. Это тот сектор, где, я считаю, было мало что сделано. За мое время с «Инициативой» мы провели всего 2 исследования, благодаря компании Gemius, и одну социальную кампанию. Считаю, что этого недостаточно, ведь первопричина пиратства — пользователь, который решает брать или не брать ворованное, а если он не понимает, что это ворованное, то ему нужно это объяснять постоянно и многократно.
Расскажите о самом знаковом для вас кейсе.
Все кейсы для меня знаковые. Все, что делалось, было сделано с душой и абсолютной отдачей. Могу сказать, когда я поняла, что это все не зря, и что то, что мы делаем, заметно: когда на международных конференциях о «Чистом небе» начали говорить не после того, как я рассказывала, а после упоминания одного лишь названия.
Вы останетесь в индустрии?
Да, конечно! Эта индустрия очень тяжело отпускает. Я работаю в этой сфере с 2006 года. Начинала с дистрибуции каналов группы Discovery, тогда еще через агента Media Broadcasting Group. И 2 года назад меня пригласили обратно в MBG, чтобы возглавить украинский офис и предложить рынку очень качественные платные телеканалы: познавательно-развлекательный History (семейства A&E Networks) и независимый новостной телеканал Euronews. Также сейчас работаем над расширением портфолио.
Читайте также:
Инициатива «Чистое небо» сделала заявление относительно досудебного расследования MGID
ИТК присоединился к инициативе «Чистое небо»
Инициатива «Чистое небо» заявила о сотрудничестве с ассоциацией платежных систем
Фото: МедиаПраво, Telecom Ukraine, «Телекритика»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!