20 января 2020-го произойдет кодирование спутникового сигнала телеканалов четырех ведущих украинских телегрупп – StarLightMedia, 1+1 media, «Медиа Группы Украина» и InterMediaGroup. Всего будет закодировано 23 украинских телеканала: СТБ, ICTV, Новый канал, М1, М2, «Оце» (все входят в StarLightMedia); «1+1», «2+2», ТЕТ, «ПлюсПлюс», «УНИАН» и «Бигуди» (все – 1+1 media); «Интер», НТН, К1, К2, «Мега», «Пиксель», Zoom, «Enter-фильм» (все – InterMediaGroup); «Украина», НЛО ТВ, «Индиго TV» (все – «Медиа Группа Украина»).
«Телекритика» исследует данную инициативу ведущих телехолдингов в рамках спецпроекта по кодированию спутника. Мы подготовили серию материалов. В предыдущем материале мы ответили на самые распространенные вопросы, связанные со спутниковым кодированием. Сегодня пришло время детально ознакомить читателей с позицией телегрупп. Ее разъясняют Ярослав Пахольчук, исполнительный директор и директор направления платного телевидения 1+1 media; Федор Гречанинов, директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» и Николай Фаенгольд, коммерческий директор Didgital & Pay TV телегруппы StarLightMedia.
Зачем телегруппы кодируются на спутнике
Кодирование спутникового сигнала телеканалов медиагрупп является всеобщей международной практикой зарубежных телеканалов, которые используют спутниковый сигнал исключительно как транспортный сигнал для провайдеров платного телевидения. За границей не осталось ни одной крупной телегруппы с обширным количеством телеканалов с открытым спутниковым сигналом.
Кодирование спутникового сигнала позволит соблюдать соглашение с западными правообладателями контента. Полученные телегруппами права на распространение фильмов и сериалов или на адаптацию форматов телепередач ограничены исключительно территорией Украины: «Спутниковое кодирование является критической необходимостью отечественного медийного рынка соответствовать общепринятым мировым стандартам дистрибуции контента, – начинает Ярослав Пахольчук. – Закодированный телевизионный сигнал является гарантией защиты контента для его производителей и правообладателей на определенной и юридически закрепленной территории. Это означает, что, если мы покупаем зарубежный контент и адаптируем его на территории Украины, мы, как транслятор, обязаны контролировать распространение контента только в пределах страны».
Николай Фаенгольд говорит об обязательствах перед провайдерами по развитию рынка платного телевидения: «На данный момент рынок платного телевидения принадлежит провайдерам. И они нам указывают путь, по которому их рынок может развиваться. Кодирование спутника – одно из их требований. Мы понимаем: чем больше мы разовьем этот рынок, тем больше перспектив у нас, как у производителей контента. Мы верим в развитие рынка платного телевидения. И понимаем, что станем его полноценными игроками, когда начнем производить продукты для него».
На данный момент рынок платного телевидения принадлежит провайдерам. И они нам указывают путь, по которому их рынок может развиваться. Кодирование спутника – одно из их требований», — Николай Фаенгольд.
Телегруппы дали обещание закодировать спутниковый сигнал своих телеканалов в конце 2016-го – накануне отмены законодательной нормы о трансляции коммерческих телеканалов в «Универсальной программной услуге», выполнение которой обязательно для ТВ-провайдеров (норма вступила в силу 1 января 2017-го). Как результат, за три года телегруппы «обилетили» 450 провайдеров платного телевидения. «Для сотрудничества с провайдерами рынка платного телевидения в 2016 году у нас был создан специальный отдел, который занимается оформлением прав на ретрансляцию наших каналов в сетях провайдеров, – рассказывает Николай Фаенгольд. – На данный момент подписаны договора более чем с 450 провайдерами на 2019 год и происходит переговорный процесс на 2020 год о распространении наших каналов в сетях провайдеров платной услуги».
Кодирование спутникового сигнала позволит выровнять цены на ретрансляцию телеканалов медиагруппы для провайдеров разных типов приема сигнала. Изначально рыночные отношения у телегрупп сложились с ОТТ-провайдерами – они с 2014-го начали платить телегруппам за ретрансляцию их телеканалов в своих ТВ-пакетах по рыночной цене. Тогда как провайдеры кабельного телевидения и IPTV подключились к платной ретрансляции только с 2017-го, для них телегруппы вводили оплату постепенно. В 2020-м она сравняется с оплатой ОТТ-операторов.
«Справедливое вознаграждение для всех производителей медиаконтента в Украине – очень актуальный вопрос, без решения которого мы не получим устойчивого развития рынка, – разъясняет Федор Гречанинов. – Многие участники рынка платного телевидения получают сегодня незаслуженные преимущества именно благодаря непрозрачности, неэффективности и перекосам, которые существуют сейчас. Поэтому мы иногда чувствуем значительное сопротивление изменениям. Но я уверен, что со временем правильность таких изменений поймут как представители рынка, так и потребители, которые хотят получать качественный современный продукт».
StarLightMedia полученные от дистрибуции деньги обещает тратить на производство контента с локальной украинской составляющей – как для ТВ, так для интернета: «Кодирование спутникового сигнала никогда не являлось для нашей медиагруппы идеей фикс. В частности, потому что мы не являемся участниками платного рынка. При этом мы с вами не можем не обращать внимание на успех платной модели в мире. Наше внимание, как зрителя, давно приковано к платным сервисам, таким как Netflix, HBO, Apple TV plus, все ждут доступа к Disney+ и запуска HBO Max. Мы видим, что именно в платных моделях создается высококачественный контент, среди которого много must see. О нем говорят, и ты даже подписываешься на платный сервис, чтобы его посмотреть. Конечно, для нашего рынка этот путь непростой. Но формирование большого платного рынка создает условия для формирования большого производства локального контента в Украине для того, чтобы оставались таланты и работали бы за достойную оплату труда».
Что делать телезрителям спутникового телевидения: советы телегрупп
Сегодня телегруппы поставили перед собой задачу переубедить постсоветского телезрителя в том, что телевидение не может быть бесплатным. В StarLightMedia уверяют, что телезрители в большинстве уже готовы платить даже за те телеканалы, которые раньше были условно бесплатными. Всего домохозяйств с платным телевидением на сегодня около трети – 4,5 млн семей из чуть больше 15 миллионов.
«Несмотря на сложившийся стереотип о том, что украинцы не хотят платить за контент, зрители уже сегодня платят за телевидение – заключая контракт со своим кабельным или спутниковым оператором, подписываясь на ОТТ-сервис, – сообщает Николай Фаенгольд. – Сегодня 4,5 млн домохозяйств платят за телевизионную услугу, а после кодирования спутника, по нашим прогнозам, у платного рынка будет почти семь миллионов. Согласно результатам исследований, которые мы проводили, только до 600 тысяч абонентов могут остаться на бесплатном спутнике. Мы к этому готовы, мы понимаем, что это временное явление и что часть из них потом к нам вернется. Потому что зритель, в первую очередь, идет за контентом. Если же он останется на бесплатном спутнике, то, скорее всего, он и сейчас не смотрит наши каналы. Но, конечно, мы делаем все возможное, чтобы не потерять зрителя – наши каналы остаются в бесплатном доступе в эфирном цифровом телевидении DVB-T2. А значит, социально незащищенные слои населения, те, кто не хотят или не готовы платить, те, для кого качество картинки неважно, смогут и дальше смотреть нас бесплатно».
Сегодня 4,5 млн домохозяйств платят за телевизионную услугу, а после кодирования спутника, по нашим прогнозам, у платного рынка будет почти семь миллионов. Согласно результатам исследований, которые мы проводили, только до 600 тысяч абонентов могут остаться на бесплатном спутнике, – Николай Фаенгольд.
В отток аудитории украинского телевидения после спутникового кодирования не верит также Ярослав Пахольчук: «Мы не потеряем аудиторию – скорее, состоится перетекания абонентов в другие способы смотрения. Такое поведение абонентов, при изменении в вещании, является нормальной практикой, поэтому ничего критического мы в этом не видим. Люди, которые привыкли смотреть определенные продукты, например большие развлекательные шоу, такие как «Голос страны», «Танцы со звездами» и другие, на определенных телеканалах и в определенное время, захотят получать свой любимый контент, поэтому для них кодирования не станет помехой. Они смогут посмотреть шоу если не на спутнике, то, например, на 1+1 video – бесплатно с просмотром рекламы или без рекламы, оформив подписку. Те, кому важно получать только информацию о том, что происходит в стране и мире, получат возможность просматривать информационные телеканалы, которые останутся в открытом доступе после кодирования».
Кодирование спутникового сигнала относится исключительно к развлекательному телевидению. Информационных телеканалов с открытым спутниковым сигналом сегодня уже больше 20. С каждым годом их количество растет. Также останется открытым спутниковый сигнал телеканалов государственного и общественного вещания – «Первого», «Культуры», «Рады» и UA TV. Таким образом, жители оккупированных Россией территорий Украины останутся в украинском информационном пространстве.
Федор Гречанинов уверяет, что в платных ТВ-услугах с премиум-телеканалами зритель смотрит, в первую очередь, ведущие украинские телеканалы: «Конечно, будут такие абоненты, которые останутся в открытом доступе после кодирования. Но кодирование сигнала на спутнике – это часть нашей стратегии и плана долгосрочного развития. В состав «Медиа Группы Украина» входят два провайдера – спутниковый оператор XTRA TV и ОТТ-оператор OLL.TV. Поэтому мы постоянно анализируем динамику подключений и оттока абонентов. Количество тех, кто готов платить за качественную услугу в Украине, как и во всем мире, растет. Радует, что наших зрителей интересуют именно национальные каналы топ-6 телеканалов («Украина», «1+1», ICTV, СТБ, Новый канал и «Интер») – это тот ключевой продукт, в котором нуждается большинство».
Минимальная стоимость ТВ-услуги провайдеров платного телевидения в следующем году составит 80 гривен в месяц. «Мы уверены, что абоненты готовы платить, другой вопрос в том, хотят ли они и понимают ли, что это нормальная мировая практика, – считает Ярослав Пахольчук. – После кодирования абонентская плата за оптимальный тарифный ТВ-пакет, который будет включать и закодированные популярные телеканалы, составит от 80 грн/мес. Эта стоимость является абсолютно посильной для среднестатистического абонента – за возможность использовать мобильный интернет, например, он платит ежемесячно в среднем вдвое больше. Контент – это такой же продукт, как и мобильный интернет или электроэнергия в доме, хочешь пользоваться – плати».
Сейчас телегруппы озадачены организацией эффективного процесса кодирования и информирования зрителей бесплатного спутникового телевидения об изменениях, которые их ждут. «Что касается зрителей спутникового телевидения, то мы уже сейчас информируем их о том, что произойдет, когда система будет закодирована. С 4 ноября специально для спутниковых зрителей запущены блэкауты – трансляция программы прерывается на 2 минуты и закрывается плашкой с информацией о том, что их ждет в ближайшее время и куда необходимо обратиться», — уточняет Николай Фаенгольд.
После кодирования абонентская плата за оптимальный тарифный ТВ-пакет, который будет включать и закодированные популярные телеканалы, составит от 80 грн/мес. Эта стоимость является абсолютно посильной для среднестатистического абонента, – Ярослав Пахольчук.
Федор Гречанинов предлагает зрителям бесплатного спутникового телевидения не откладывать выбор напоследок: «Важно, чтобы зрители открытого спутника быстрее поняли, что очень скоро они не смогут смотреть свои любимые телеканалы и заранее позаботились о том, чтобы иметь возможность смотреть эти каналы в дальнейшем. Невозможно за один-два дня переподключить миллионы домохозяйств. Поэтому мы решили делать блэкауты для зрителей бесплатного спутникового сигнала – это мощный инструмент информирования, к тому же постоянно публикуются статьи, выходят телесюжеты с пошаговыми инструкциями, как подключиться к легальному контенту. Сумма, которую нужно заплатить за минимальный пакет XTRA TV или VIASAT, большинству зрителей спутникового телевидения доступна. Кроме того, большинство зрителей также могут выбрать другую технологию приема. Но несмотря на все наши усилия, думаю, традиционно пик подключений зафиксируем накануне часа Х – 20 января, а также уже после отключения сигнала. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы процесс был более комфортным для телезрителей, но это уже вопрос к сознанию граждан, которое мы не сможем изменить за пару месяцев».
Телегруппы вместе со спутниковым кодированием планируют также создавать разницу между тем, что есть в эфире, и платным предложением. Абоненты платных провайдеров получат HD-версии телеканалов, и это будет главное отличие от бесплатной услуги цифрового эфирного ТВ, где все телеканалы идут в SD. «Чтобы разница между платным и бесплатным была заметнее, мы идем на создание HD каналов, – акцентирует Николай Фаенгольд. – Абоненты, которые захотят смотреть качественную картинку, смогут обратиться к провайдеру платной услуги. Каналы нашей медиагруппы в формате HD будут доступны у спутниковых провайдеров, ОТТ/IPTV-провайдеров и провайдеров цифрового кабеля. В формате HD мы не будем в бесплатном цифровом эфире. Также HD не будет у аналоговых провайдеров кабельного телевидения, это связано с самой технологией. В этом году по нашей просьбе отдел исследования холдинга провел опрос телезрителей на предмет ценовой чувствительности рынка платного ТВ – сколько зритель готов платить за доступ к каналам в HD качестве. У нас есть замечательные цифры, которые мы уже сообщали – абонент готов платить до 150 гривен в месяц за доступ к телеканалам. Мы общались с ОТТ и кабельными провайдерами, которые активно поднимали цены. Как показала практика, люди спокойно настроены к повышению цены, если им предлагают хороший сервис. Отток, по мнению провайдеров, минимальный – до 5%. Соответственно, вопрос оплаты для зрителя не является критичным. Он хочет потреблять качественный контент наиболее удобным для него способом. А наш контент является качественным».
Важно, чтобы зрители открытого спутника быстрее поняли, что очень скоро они не смогут смотреть свои любимые телеканалы и заранее позаботились о том, чтобы иметь возможность смотреть эти каналы в дальнейшем. Невозможно за один-два дня переподключить миллионы домохозяйств, – Федор Гречанинов.
Борьба с пиратством: наказание усилится
Кодирование спутникового сигнала позволит медигруппам побороть пиратство, его сигнал, поскольку пиратские телесервисы потеряют источник для распространения сигнала: «Сейчас вещание телеканалов в незакодированном виде в Украине является «открытой занавеской» для пиратов контента, которые не только не платят деньги за контент, но и подвергают абонентов, которым они предоставляют сигнал, перспективе в любой момент остаться без телевидения, – предостерегает Ярослав Пахольчук. — Мы работаем над тем, чтобы рынок платного телевидения развивался, и стараемся не допускать, чтобы киберпреступники этому препятствовали. 2019-й был достаточно продуктивным в этом направлении, и в скором времени мы поделимся статистикой наших достижений по антипиратству. Уверен, что после кодирования динамика обнаружения и привлечения пиратов к отвественности будет увеличиваться».
Телегруппы сегодня активно наказывают пиратов в юридической плоскости. «Медиа Группа Украина» активно занимается защитой медиаконтента с 2013 года (разъясняет Сергей Чернящук, эксперт по вопросам интеллектуальной собственности МГУ) и после кодирования останавливаться не планирует: «Что мы защищаем? Это покупной и собственный телесериальный контент (VOD), телеканалы «Украина», «НЛО TV», «Индиго TV», «Футбол 1», «Футбол 2», авторские статьи, а также другие объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат МГУ и ее активам. Каждый факт использования объектов интеллектуальной собственности мы тщательно изучаем на предмет наличия нарушения и, при необходимости, принимаем соответствующие меры. В первую очередь, наша задача – прекратить пиратство и не допускать его в будущем. Для этого мы проводим разъяснительную работу с нарушителями, объясняя суть правонарушения и требуя прекратить пиратство. Если же это не помогает, мы фиксируем факт нарушения и ведем разбирательства в правовом поле: отправляем официальные претензии, инициируем уголовные производства, а также подаем исковые заявления в суд».
Спутниковое кодирование позволит усилить наказание пиратов: «В данный момент в рамках уголовного права по нашей инициативе открыто 42 уголовных дела, – уведомляет Николай Фаенгольд. – За последние два года проведено 11 обысков, 3 дела переданы в суд. По одному уже вынесен уголовный приговор. Кодирование спутникового сигнала поможет нам еще более эффективно бороться с пиратами. Потому что тогда мы сможем привлекать их по ст. 361 Уголовного кодекса, а не по ст. 176, как это происходит сейчас. В 361 статье прописано более жесткое наказание. Также сейчас мы инициируем защиту интеллектуальной собственности в рамках государства. Должны появиться ответственные суды и прокуроры, которые занимаются непосредственно авторским правом. Но мы понимаем, что это длительный процесс. Поэтому для оперативной защиты своего авторского права у нас работает Центр мониторинга контента».
Кодирование спутникового сигнала поможет нам еще более эффективно бороться с пиратами. Потому что тогда мы сможем привлекать их по ст. 361 Уголовного кодекса, а не по ст. 176 как это происходит сейчас. В 361 статье прописано более жесткое наказание, – Николай Фаенгольд.
StarLightMedia – единственная из телегрупп, которая содержит отдельную структуру для борьбы с пиратством. Центр мониторинга контента был создан в 2014-м и за пять лет преуспел в своем деле: «До создания собственного Центра мониторинга контента в 2014-м проблема была очень острой. Более 50% просмотров нашего видео в интернете приходились на пиратские ресурсы. Поэтому борьба с пиратством является приоритетным направлением деятельности группы. Благодаря работе центра, первые 2-3 страницы Google, а это более 80% просмотров контента, уже зачищены. Сегодня там представлены либо наши сайты, либо сайты партнеров, на которых наш контент размещен легально в нашем плеере. Мы понимаем, что это не решение исключительно нашей проблемы и не поиск утраченного дохода правообладателей. Борьба с пиратством – это оздоровление всего телевизионного рынка Украины. Понимая, что пиратство – это бизнес, мы вышли за пределы стандартных инструментов и нашли дополнительные. Сегодня мы сотрудничаем с Visa и MasterCard и с их помощью блокируем платежи пиратов. Также мы выступили инициаторами подписания меморандума с ассоциацией платежных систем EMA. Все это для того, чтобы банки знали о компаниях, которые способствуют нарушениям авторского права. И чтобы они, как Visa и MasterCard, могли отключать пиратов от приема платежей. Сотрудничаем мы и с OLX – самой крупной в Украине площадкой объявлений. Раньше на ней размещались объявления, в которых предлагались подключения пиратского телевидения или доступ к пиратскому контенту. Благодаря алгоритму, который мы разработали, уже на этапе премодерации подобные объявления блокируются и не появляются на этом ресурсе. Блокируем мы их и в социальных сетях – в Facebook, Instagram, а также на YouTube. И это далеко не полный перечень наших инструментов. Мы продолжаем работу в этом направлении, мы открыты к этому вопросу и делимся опытом с рынком и партнерами. С этой целью на сайте инициативы «Чистое небо» мы разместили инструкции с подробным алгоритмом борьбы с пиратством, чтобы каждый правообладатель мог воспользоваться наработанным нами опытом», — резюмирует Николай Фаенгольд.
Ответы на самые распространенные вопросы о кодировании ведущих украинских телеканалов, которые довольно часто звучат от пользователей, читайте по этой ссылке.
Фото: pixabay
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!