Моя работа — вести беседы. С Нобелевскими лауреатами и водителями грузовиков, с миллиардерами и воспитателями детских садов, с политиками и сантехниками. С людьми, которые мне симпатичны. С людьми, которые мне не нравятся. Я говорю с людьми, с которыми не согласна на личном уровне. Но я всё равно могу разделить с ними чудесную беседу. Поэтому мне бы хотелось научить вас говорить и научить вас слушать.
Многие из вас слышали довольно много советов на эту тему. Например, поддерживайте зрительный контакт, заранее придумайте интересные темы для разговоров, смотрите, кивайте и улыбайтесь, показывая, что внимательно слушаете, повторяйте некоторые фразы за собеседником или обобщайте. Забудьте все эти советы. Они — бесполезная чушь.
Нет смысла учиться демонстрировать внимание, если вы действительно внимательно следите за разговором. Работая журналистом, я пользуюсь тем же набором навыков, которые я использую и в повседневной жизни. У меня есть 10 правил. Выбрав и освоив даже одно из них, вы сможете улучшить свои навыки общения.
Не делайте несколько дел одновременно
И это касается не только ваших сотовых, а также других вещей, которые мы обычно теребим в руках. Не отвлекайтесь от беседы. Присутствуйте в разговоре. Не думайте о вашей ссоре с начальником и о том, что приготовить на ужин.
Не нужно важничать и умничать
Если вы хотите выразить свое мнение и вам не интересно мнение или аргументы окружающих на этот счёт, тогда просто ведите блог. Каждый разговор должен для вас стать возможностью узнать что-то новое.
Задавайте открытые вопросы
Действуйте, как настоящие журналисты. Начинайте свои вопросы со слов «что», «где», «когда» и «как». Если задать простой вопрос, вы получите простой ответ. Если спросить: «Были ли вы напуганы?» — собеседник будет реагировать на самое сильное слово в вопросе, в данном случае «напуганы», и ответом будет «да» или «нет».
Плывите по течению
Вам в голову будут приходить мысли, и вам нужно научиться отпускать их. Часто во время интервью можно услышать, как гость несколько минут что-то рассказывает, а затем ведущий задаёт ему вопрос, не имеющий отношения к теме или на который гость уже ответил. То есть ведущий перестал слушать несколько минут назад, потому что придумывал этот невероятно умный вопрос и старался ни в коем случае его не забыть.
Если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом
Люди, работающие в эфире, тем более на Национальном Общественном Радио, прекрасно знают, что их записывают, поэтому они предельно осторожны в своих заявлениях и когда говорят, что в чём-то разбираются. Берите с них пример. Не рискуйте. Слова должны быть выверенными.
Не нужно проводить параллели с опытом собеседников
Если они заговорили о потере близких людей, не начинайте приводить свои примеры на эту тему. Если они заговорили о проблемах на работе, не рассказывайте, как вы ненавидите свою. Все истории уникальны, нет одинаковых. Что ещё важнее, разговор идет не о вас.
Не повторяйте сказанное
Это звучит снисходительно и утомляет. Особенно с коллегами и с детьми, чтобы «лучше» поняли. Для этого мы выражаем одну мысль разными словами. Не делайте этого.
Избегайте лишних деталей
Честно сказать, людям плевать на даты, имена, на все эти детали, которые вы судорожно пытаетесь вспомнить. Им всё равно. Им интересны вы. Им интересно, кто вы такой, что у вас с ними общего. Забудьте о деталях. Опускайте их.
Слушайте
Бессчетное количество известных людей говорили, что умение слушать является самым-самым важным навыком из всех возможных.
Будьте краткими
Хороший разговор должен быть достаточно коротким, чтобы заинтересовать, но достаточно длинным, чтобы покрыть самое важное.
Всё вышесказанное можно обобщить в один простой принцип: будьте внимательны к другим людям.Именно это помогает мне быть хорошей ведущей эфира. Я стараюсь чаще держать рот на замке, а свой разум открытым, я всегда готова быть удивлённой, и я никогда не разочаровываюсь.