От 1789-го до 1968-го
Когда в социологии конструировалось понятие современности, оно было определено как время некоего кризиса – кризиса в отношениях между личностью и обществом. Однако то, как разворачивается этот кризис, было известно задолго до событий 1968 года – еще с конца XVIII века и Французской революции. В ходе уничтожения привычных форм организации общества отдельные люди оказываются изолированы перед лицом социальной тотальности – и тотальность становится воображаемым монстром. Сама по себе эта катастрофа, однако, не пришла из ниоткуда – она считалась следствием «болезни цивилизации» – индивидуализма, который возник с появлением в Европе протестантизма, устранившего посредников между человеком и Богом.
Не просто сексуальная революция
Принято считать, что «воображаемая» революция 1968 года вершилась поколением бэби-бумеров, требовавших сексуального раскрепощения и возможности наслаждаться прелестями общества потребления. Свидетельства того, что общество движется к так называемым гедонистическим ценностям, наблюдались еще с 1965 года – взять хотя бы появление обнаженных женщин в журналах и успех молодежного идола 60-х – длинноволосого певца Антуана, который в одной из своих песен требовал начать свободную продажу гормональных контрацептивов. Однако эта трактовка событий 68-го как некоего молодежного карнавала является упрощенной и отвлекает нас от того, какую роль играла в них университетская система и ее зависимость от капиталистических практик.
5 причин посетить «Киевский Интернационал»
В 1999 году вышла книга Люка Болтански и Эв Кьяпелло «Новый дух капитализма». Ее авторы определяют два типа критики: социальную и художественную. По сути, социальная критика – это то, чем занимаются профсоюзные организации, а художественная – то, как представители богемы личным примером утверждают альтернативный образ жизни. В расхожих трактовках события мая 1968 года были лишены политических коннотаций и представлены исключительно как карнавал.
Но свежий взгляд на эти события позволяет увидеть, что мотивация и действия тех, кто оккупировал университеты, отличались от образов, которыми оперируют социологи: никаких длинноволосых хиппи с гитарами, никаких противников семейных ценностей и тех, кто ассоциируется с творческой богемой, там не было. Это были люди, озабоченные в первую очередь тем, как университеты делают из студентов винтики для машины капиталистического доминирования.
Долой экзамены, долой капитализм
Кажущаяся наивность студентов, которые скандировали «Будь реалистом – требуй невозможного!» и, руководствуясь этим лозунгом, требовали одновременно отмены экзаменов и отмены капитализма, на самом деле дает толчок эмансипирующей политике. Согласно ее логике («все содержится во всем»), экзамены – это не просто часть учебного процесса, а инструмент, в котором заложена вся система образования, а с ней и вся капиталистическая система.
«Наивно требуя «Долой экзамены, долой капитализм!», студенты пытались изменить саму функцию университета, а с ней и всю иерархию социальных учреждений»
Сама идея «оккупирования» факультетов (например, в парижском университете Сорбонна) была вдохновлена действиями рабочих – например, Великой французской забастовкой 1936 года. Но само значение такого захвата территории менялось: оккупация факультетов была, по сути, открытой: студенты не препятствовали входу, а напротив, приглашали рабочих и прочих сочувствующих присоединиться к ним. Тем самым они пытались изменить суть и функцию университета, а с ней и саму иерархию социальных учреждений.
Благодаря этому современная практика движения Occupy стала синонимом глобального протеста против господствующего порядка. Но современные протестующие больше не захватывают университеты и фабрики (место которых заняли вездесущие торговые центры). Все чаще захватывается пространство вне зданий, как было в случае с движением 2011 года «Захватите Уолл-стрит» – это символ того, что сообществу равных людей больше попросту негде коммуницировать.
Напомним, что «Киевский Интернационал – ’68 СЕГОДНЯ» продолжается. Какие мероприятия мы рекомендуем посетить на будущей неделе, можно прочитать по ссылке, а полный список событий опубликован на сайте «Центра визуальной культуры».