На прошлой неделе разгорелся нешуточный скандал. Часть украинской команды, работавшей над созданием документального фильма «Зима в огне», обвинила режиссера Евгения Афинеевского в присвоении прав на картину.
Лента вошла в шорт-лист премии «Оскар», однако награды не получила. После церемонии один из сопродюсеров «Зимы в огне» Павел Донской (Пелишок) опубликовал на своей странице в Facebook целый ряд обвинений в адрес Афинеевского. В том числе — что режиссер «украл картину», что фильм продвигался как американский и что члены украинской группы не смогли попасть на церемонию вручения премии «Оскар» по вине Афинеевского.
Украинский продюсер ленты Галина Садомцева считает обвинения необоснованными и уверена, что причины конфликта — личные, а не профессиональные. Также она сообщила«Телекритике», что все необходимые документы о правах на материалы фильма «Зима в огне» есть на руках у Евгения Афинеевского и его юриста. Продюсер добавила, что предоставят они их только в том случае, если оппоненты подадут в суд. «Но я думаю, до суда не дойдет — останется на уровне личных претензий, так как фактических нарушений в производстве и в оформлении авторских прав нет», — считает Садомцева.
В интервью «Телекритике» Евгений Афинеевский, сейчас находящийся в Лос-Анджелесе, озвучил свою версию событий, рассказал об этапах производства картины, о том, кто принимал участие в создании «Зимы в огне», а также о предположительных последствиях скандала.
— Как было организовано производство фильма «Зима в огне»? Сколько человек вообще было задействовано в создании картины? На кого легла основная часть работы? В чем конкретно она заключалась?
— Запустилась картина достаточно спонтанно. Не было, как обычно в больших проектах, заранее написанного сценария, собранной под режиссера группы, подготовительного периода. Я познакомился через Дэна (Дэн Толмор, продюсер — ТК) с координаторами «Спільнобачення» Линой Клебановой и Галей Садомцевой. Они поддержали мою идею о создании документального фильма, фиксирующего хронику Майдана. Как только Майдан закончился, я понял, что это была органическая точка в истории. Просмотрев весь имеющийся на руках материал, принял решение снимать активистов, рассказывая историю Майдана их глазами.
За день мы снимали по 18-20 человек, а затем монтировали в студии «Спільнобачення». Позже к нам подключились ребята из «Укрстрим» со своими материалами и студией, в которой и запустили полноценный монтаж на двух линейках (одна — укрстримовская).
Костя Игнатчук помогал при монтировании материала на одной из линеек, когда собирали первый черновой вариант картины, которую я назвал «Молитва за Украину».
Мы с Галей Садомцевой, Линой Клебановой и бригадой операторов, по 12 часов находясь на Майдане, сняли за полтора месяца около 100 интервью.
Однако, просматривая все наши материалы, я понял, что этого объема недостаточно, чтобы донести до мирового сообщества подлинную историю Революции достоинства. Поэтому предложил друзьям, которые тоже снимали вместе с нами на Майдане, подключиться к проекту.
К этому моменту Костя (Игнатчук — ТК) полностью отошел от процесса. Конфликт сначала был чисто творческий, потом — связанный с титрами. Юра и Паша (Юрий Иванишин и Павел Пелишок (Донской), операторы, сопродюсеры «Зимы в огне» — ТК) уже находились в АТО, и мы с ними виделись мельком.
Дальше у нас был постпродакшн с компанией «Кинотур» и звук на Le Doyen, на которые у нас ушло почти два месяца жизни и здоровья.
После показа первого чернового материала на Западе стало понятно, что картину нужно дорабатывать с учетом восприятия мирового зрителя. Монтаж «Зимы в огне» шел в Британии и США, а в Украине мы продолжали коммуницировать с Галиной Садомцевой. Вообще, работало над картиной около ста человек — это огромный, сложный проект.
— Чьими усилиями картина попала на Netflix?
— Конечно, благодаря нашей с Дэном Толмором компании, длительным переговорам с Netflix. С учетом концептуальной аполитичности компании убедить их включиться в проект с очевидной, пусть и гражданской позицией было очень трудно. Но все получилось благодаря нашим связям.
— Вы говорили, что вложили немалые деньги в производство и продвижение фильма. Кто-то еще с украинской стороны вкладывался? Если можете озвучить, то кто и сколько?
— Есть вещи, которые не определяются деньгами. Кто-то давал, как Леша Кашпур, оборудование, кто-то ночами монтировал, Лина сменяла меня на площадке, когда я уже падал, Галя круглосуточно администрировала процесс и кормила всех бутербродами. Все это можно перевести в денежный эквивалент, в российских СМИ так и сделали, заявив, что «Вашингтон вогнал в картину миллионы». Но им сложно представить, что в Украине возможен волонтерский проект такого уровня. На техническую часть производства ушло много и моих личных средств.
— Считаете ли обвинения, которые выдвинули Павел Донской (Пелишок) и другие его украинские коллеги в ваш адрес, обоснованными? Почему члены украинской съемочной команды фильма «Зима в огне» заявляют, что вы их обманули?
— Нет, не считаю. И цели, и формат проекта, и участие в нем были заранее оговорены. Ребята присоединились к волонтерскому проекту, как и все остальные участники, подписав все документы, в том числе — относительно прав на видеоматериалы. Они подключились на начальном этапе. При этом и «Укрстрим», и Константин, Павел и Юрий фигурируют в картине как сопродюсеры — и это дань им как добровольцам, ушедшим в АТО. Я везде позиционировал картину как командный проект, созданный в украинской и западной копродукции. И очень обидно, что на глазах сопереживавшего картине Голливуда было разыграно не самое достойное действо. Как театр абсурда.
— Это профессиональный конфликт или личный? Как вы сами относитесь к этим обвинениям?
— Мне не хочется оценивать и разбираться глубоко — и личный, и профессиональный. В кои-то веки в Украине снято кино мирового уровня, и украинская группа получила шанс войти с поднятой головой в мировое сообщество. Но получилось, к сожалению, как всегда.
— Почему скандал разгорелся именно сейчас? Ведь конфликт возник явно не вчера.
— Ребята, как я понял, ждали «Оскара», благополучно наблюдали и расхваливали во всех интервью, как я «доводил» картину, работая в Украине с Галей. Дождавшись результата, решили, что этого им мало.
— В сюжете канала «1+1» Константин Игнатчук чуть ли не прямо обвиняет вас в том, что вы похитили жесткие диски со съемками с Майдана. Как было на самом деле?
— Это просто откровенная ложь: диски с собранным мною материалом остались в студии — я не смог получить их от Кости. В результате я не использовал их при монтаже фильма. Зато сейчас он привез в Голливуд смонтированную из них картину «Нация в огне», которую предложил ряду продюсеров. И мне хотелось бы напомнить, как Костя, не поставив нас в известность, самолично вывез черновую версию «Молитвы за Украину» в Канаду и США, чтобы собирать финансирование. Нелегально демонстрировал незаконченный фильм, уже тогда называя себя владельцем.
— Что представляет собой проект Pray For Ukraine, и есть ли связь между ним и фильмом «Зима в огне»?
— Конечно, есть. Это первый черновой вариант картины, презентация которого прошла вполне официально в августе 2014-го. Был закрытый показ для первой украинской леди — Марины Порошенко. Дальше картину перерабатывали на протяжении четырех с половиной месяцев с западными монтажерами, были досъемки в Киеве, восстановление видеоархивов, не полученных от Кости, совершенствовалась концепция, был создан графический образ, полностью написана новая музыка с живым оркестром, финальный постпродакшн с «Кинотуром» и Le Doyen.
И уже в новом формате началась прекрасная фестивальная история «Зимы в огне» с премьерой в Венеции, успешными показами в Telluride, победой на кинофестивале в Торонто, рукоплесканиями на фестивале DOC NYC в Нью-Йорке и так далее — вплоть до «оскаровской» номинации.
— Как вы считаете, какие последствия может иметь этот скандал? В масштабе Украины и в международном?
— Как любой скандал, этот тоже может отразиться на судьбе картины. Хотя благодаря Netflix ее уже посмотрели миллионы людей — и будут продолжать смотреть. А вот на представление в Голливуде об украинских кинокомандах все это, безусловно, повлияет. Причем, как вы понимаете, не в лучшую сторону.
— Есть ли уже реакция на скандал со стороны Netflix? Если есть, то какая?
— В Netflix все это вызвало недоумение. Я постоянно подчеркивал, что моя команда стала моей семьей — именно в этом уникальность совместного проекта. Они ждали легендарную команду, а тут разборки на фоне красной дорожки.
— В украинских СМИ после церемонии вручения премии «Оскар» появилась информация, что якобы по вашей вине украинские участники съемочной группы не попали в Лос-Анджелес. Что на самом деле произошло?
— Украинские участники съемочной группы не только попали в Лос-Анджелес, но и были на всех «Оскар»-пати, которые очень важны для коммуникации. Да, Паша и Юра не прошлись по красной дорожке, но это технически было невозможно. Картину от украинской стороны представляли Галина Садомцева (сопродюсер, линейный продюсер, администратор всего съемочного процесса, оператор) и Олег Кульчицкий — звукорежиссер картины, номинированный, на минуточку, на Golden Reels, главную премию звукорежиссеров в США.
— В каких странах сейчас можно увидеть фильм «Зима в огне»?
— Картину сегодня можно посмотреть в 190 странах. И в Украине — если вы подключаетесь к Netflix, то в течение месяца можете смотреть картину бесплатно.
— Возможно, вы хотите добавить что-то от себя по поводу этой скандальной истории? Есть ли у вас объяснение причинам, по которым возник конфликт?
— Пройдет время, о склоках и дрязгах забудут, а картина останется. Несмотря на все сложности, эти два года подарили мне невероятный опыт, возможность общения с прекрасными людьми, работу над потрясающим материалом. Когда в начале работы я говорил об «Оскаре», на меня реагировали с улыбкой, а за спиной крутили пальцем у виска. Несколько дней назад в зале оскаровских номинаций украинскую киногруппу приветствовали как героев. Мы создали картину, которая заставила заговорить о достоинстве Украины весь мир и которая останется мощнейшим киносвидетельством всего лучшего, что есть в украинском народе.
Фото: uacrisis.org, а также из архивов Галины Садомцевой, Facebook Евгения Афинеевского