«То, что фильм резонирует с современностью – не случайность, как и отсылка к Кафке в названии, – пишет обозреватель Cinema Scope. – Акцент в нем сделан не на финале процесса (тюремном заключении и/или казни обвиняемых), а на мельчайших онтологических фактах самого события: длинных свидетельствах, зачитываемых стремительно и без эмоций; стаканах воды, которые неуклюже меняет охранник; специфической формулировке окончательного приговора (“высшая мера социальной защиты…”)». Критик отмечает, что в «Процессе» Сергей Лозница «перешел от исторического исследования к косвенному осмыслению».
Фильм также показали на Международном кинофестивале в Торонто в рамках программы артхаусного кино Wavelengths, куда в прошлом и этом году попало много документальных лент.
Журналист The Globe and Mail, побывавший на показе, пишет: «”Процесс” – очень требовательный и политический фильм, являющийся центральным для программы Wavelengths в этом году». Он сравнивает его с другой документалкой фестиваля – восьмичасовым фильмом «Мертвые души», состоящим из интервью диссидентов, выживших в тюрьмах маоистского режима, который, как известно, ввел «квоту» на людей, которых необходимо было подвергнуть перевоспитанию. «Идиотизм квоты на диссидентов, как и сфабрикованное дело Промпарии в “Процессе”, – красноречивые примеры того, как авторитарные правительства навязывают людям свою реальность, – резюмирует критик. – В программе Wavelenghts “Мертвые души” являются чем-то вроде подпорки для “Процесса”: оба фильма служат не только обвинениями в адрес прошлого, но и вполне актуальными предупреждениями».
Что говорили в защиту Олега Сенцова Лозница, Занусси и Вендерс
Filmmaker Magazine, в свою очередь, отмечает, что Лозница «вошел в стадию продуктивности Хона Сан Су» (южнокорейского режиссера, который ежегодно выпускает по две-три ленты), а его новый фильм напоминает более мрачную версию картины «Вопрос по порядку заседания» (1964) о взаимных обвинениях Армии США и сенатора Джозефа Маккарти.
Напомним, что фильм Сергея Лозницы «Донбасс» был отобран Украинским оскаровским комитетом в качестве национального претендента на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».