Продолжая тему виртуальной реальности и активного внедрения данной технологии на рынке рекламы, мы попросили поделиться своим опытом Дарью Федько, основателя WeAR Studio. В своей авторской колонке на «Телекритике» Дарья рассказывает о формировании рынка v-commerce в Украине и мире, а также о том, какие боли бизнесов могут решить AR и VR.
Как развивается рынок v-commerce
V-commerce слабо развит не только в Украине, но и в мире. Дело в том, что первопроходцам, таким, как мы, приходится самостоятельно придумывать технологию, так как продукты дополненной и виртуальной реальности создаются на игровых движках, но для е-commerce такие движки не предназначены. Поэтому перед нами стоит задача — построить е-commerce-платформу на игровом движке и предоставить продукт, который бы решал проблемы и конечного потребителя, и бизнеса.
Данный рынок будет интересен, прежде всего, ритейлерам, имеющим онлайновые и оффлайновые магазины, первым из которых стоит добавить инновационности, а вторым — выйти за рамки ограниченного пространства. Также на рынок v-commerce могут зайти телеком-операторы. При помощи AR/VR-решений они могут давать клиентам тестировать новые продукты и услуги, а также наглядно демонстрировать, как работает 5G.
ТВ-вещатели уже активно внедряют AR/VR и 360 degree, что, безусловно, поднимает качество передаваемой информации и усиливает вовлеченность зрителей через погружение в сюжет. Думаю, что скоро на ТВ активно проявят себя рекламные продукты, созданные при помощи технологий виртуальной реальности.
Еще одну группу клиентов v-commerce могут составить разработчики е-commerce-платформ, у которых есть необходимость интеграции AR/VR в собственные инфраструктуры.
Что касается целевой аудитории, то, по моим ощущениям, основная — это миллениалы, Gen Z. Но есть и представители старших поколений. Тут важен уровень цифрового образования, ведь есть беби-бумеры, способные разобраться с любой утилитой в два счета, а есть миллениалы, которые не знают, как скачать приложение из App Store. Но чаще всего целевую аудиторию определяет заказчик, на которую мы ориентируемся в разработке.
Какие проблемы бизнеса решает дополненная реальность
Проблема №1 — возврат товара. Бизнесы теряют в прибыли, потребители не получают то, чего хотят. Почему так происходит? Потому что товары, приобретенные онлайн, часто не подходят по размерам/габаритам, цвету, фактуре, функционалу и т.д. При помощи AR эта проблема легко решается: вы просто интегрируете продукт в свое окружение и понимаете, подходит он вам или нет.
Проблема №2 — ограниченное пространство. AR/VR-решения дадут ритейлерам возможность выставить весь товарный ряд плюс уменьшить расходы на ту же аренду, ведь в дополненной реальности вы не платите за квадратные метры и можете занимать какие угодно площади.
Проблема №3 — отсутствие конкурентного преимущества. В большинстве своем они работают по одному и тому же принципу и ничем между собой не отличаются. AR/VR-технологии тут нужны в качестве инструментов для создания интерактива, что даст конкурентное преимущество онлайн-магазину ритейлера, а также промотивирует клиентов совершать покупки. Как именно? Объясню: при выборе товаров онлайн люди ориентируются на два критерия — цену и условия доставки. В оффлайне, выбирая товар, покупатели ориентируются еще на массу других критериев — цвет, запах, фактура, форма, функционал, размер и т.д. В итоге, принятие решения о покупке в оффлайне более эмоционально, потому что человек может товар не только увидеть, но и потрогать, примерить, понюхать. Так вот, инструментарий AR/VR также дает покупателям возможность взаимодействовать с продуктами: вы можете открыть дверь виртуального холодильника и посмотреть, как он устроен изнутри, нажать на кнопку виртуальной соковыжималки, и она заработает. Есть приложения, позволяющие примерить ювелирные украшения, обувь и даже макияж с маникюром (разработка белорусского стартапа Wannaby — ред.).
К сожалению, на сегодняшний день нет точной статистики, которая бы показала, насколько эффективными для бизнеса являются интегрированные брендами AR/VR-решения: пока еще никто не подсчитал, на сколько процентов повысились продажи или снизились возвраты товаров. Но несмотря на отсутствие такой статистики, инструментарий дополненной и виртуальной реальности способен решить для бизнеса еще одну проблему — дать конкурентное преимущество, как когда-то давали мобильные приложения.
Наши кейсы
Мы предоставляем услуги по разработке кастомных решений. С точки зрения потребителей они могут выглядеть как простой фан, но с точки зрения бизнеса AR/VR-решения увеличивают вовлечение клиентов, мотивируя их проводить больше времени в пространстве бренда и совершать покупки. С этой целью для сети заправок «Окко» мы создали оживающих персонажей, изображенных на кофейных стаканах, в поддержку месседжа о том, что «Заїхати на «Окко» — це завжди гарна ідея». Такая активация, несомненно, выделяет эту сеть среди других.
В этом году мы запускаем продолжение «оживающих стаканов», но уже с караоке-функцией. Клиенты ОККО смогут собрать мышиный бенд (ведь 2020-й — год белой мыши) из трех стаканов, оживить их и стать солистом их группы. Каждый сможет спеть песню в караоке и заработать баллы, которые потом можно будет обменять на скидку на топливо или другие товары.
У сети лабораторий «Синэво» была иная задача — они хотели продемонстрировать клиентам свое высокотехнологичное оборудование. Мы снимали их лаборатории в 360, затем выстраивали «порталы», в которые пользователь мог зайти и увидеть, как устроена лаборатория.
Для Еврокар Skoda мы разработали симулятор, позволяющий гостям сделать виртуальный тест-драйв прямо во время презентации нового авто. Тут мы решили две проблемы клиента: презентация проводилась в закрытом помещении, людей было много и устроить тест-драйв для каждого желающего просто не было возможности, но AR/VR-решение позволило сделать это.
Также мы сделали презентацию более зрелищной — около автомобиля Skoda Kodiaq появлялся виртуальный медведь (кадьяк — подвид бурого медведя — ред.), который рычал, махал лапами и с которым можно было сфотографироваться.
Для сети «Алло» мы разработали AR/VR-магазин на игровом движке. То есть он имитировал настоящий магазин, по которому можно прогуляться и «потрогать» товары: если кликнуть по плите, зажжется газ, если по кофе-машине — она сварит эспрессо и т.д. Также данное решение дает возможность «примерить» товары, интегрировав их в свое пространство при помощи инструментария дополненной реальности. Похожее решение есть у бренда Ikea, однако, в отличие от нашего, это не что иное как простой каталог, из которого пользователи выбирают товары и примеряют их в своем пространстве безо всякого интерактива. А ведь это очень важно — удовлетворить любопытство потенциальных покупателей, предоставив им возможность повзаимодействовать с товарами, и завладеть их вниманием по-максимуму.
Фото: WeAR Studio, Facebook, Unsplash
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!