Публичный конфликт между медиагруппой «1+1» и директором Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко Владимиром Ризуном продолжается. На флешмоб в поддержку качественного журналистского образования, запущенный медийщиками, на этой неделе резко ответила общественная организация «Научно-методологическая комиссия по журналистике и информации», основанная самим Ризуном и заместителем директора ИЖ Виталием Корнеевым.
В «одобренном мнении», опубликованном в Facebook пресс-секретарем организации Оксаной Ромах, комиссия весьма своеобразно ссылается на авторитет выдающихся выпускников института:
«Обращаемся к госпоже, которая писала текст «возмущения». Вы кто? Алла Мазур, Александр Ткаченко, Ольга Герасимюк, Николай Княжицкий, Лариса Ившина, Юлия Мостовая, Елена Фроляк, Оксана Соколова? Или вы себя сравнили с Вячеславом Черноволом, Василием Симоненко, Борисом Олейником… Мы называем выпускников института журналистики КНУ имени Тараса Шевченко. Пока вы никто и зовут вас никак!»
«Телекритика» расспросила упомянутых журналистов об их опыте обучения в Институте журналистики и качестве современного образования.
Ольга Герасимюк, член Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания
Прежде всего, я не училась в Институте журналистики, я училась на журфаке Киевского госуниверситета им. Шевченко – это два разных вуза, если говорить о времени и о качестве образования. Когда я училась, был совсем другой политический строй, другая ситуация с журналистским образованием. Тогда журналистов готовили только в этом университете и еще в одном львовском вузе. И, конечно, это было специфическое образование – советское. Вся эта идеологическая нагрузка, сотрудники КГБ на кафедрах…
Но, тем не менее, всю эту идеологическую нагрузку можно было просеивать, отторгать при желании, и я бы сказала, что университет был своего рода центром свободомыслия и даже центром своеобразного украинства.
При этом в вузе была очень высокая профессиональная подготовка: хороший багаж гуманитарных знаний, который мне служит до сих пор. Практические навыки, которые мы осваивали в лабораториях. Параллельно поощрялась стажировка в реальных редакциях. Я, например, еще на первом курсе стажировалась в популярной на то время газете «Комсомольское знамя».
То, что мы имеем сейчас, – большая беда. Все проблемы современной журналистики начинаются от отсутствия образования. С ИЖ у меня было несколько контактов – меня приглашали провести мастер-класс раз или два. И на этих мастер-классах я была ошеломлена, встречая студентов выпускных курсов, которые как будто только пришли учиться.
«Все проблемы современной журналистики начинаются от отсутствия образования»
Мне было их жаль, они не понимали, о чем вообще идет речь, ни разу не были в живой редакции, не пробовали это все на вкус. И первый вопрос, который они задают: а не могли бы вы нам помочь попасть на работу в какой-нибудь ньюсрум? На выпускном курсе!
В общем, это было пару раз, потом я и сама предлагала ИЖ свои услуги. Говорю: «Давайте я буду приходить и рассказывать детям о профессии». А они отвечают, что в институте достаточно профессиональных преподавателей. Но что за люди там преподают? Где они печатаются? У них ведь почти нет журналистов-практиков.
Наши вузы каждый год выпускают множество студентов-журналистов, абсолютно не приспособленных к реальной жизни. Потом эти люди приходят в редакции и часто попадают под руководство таких же безграмотных редакторов. А потом мы удивляемся: откуда в новостях джинса, откуда столько манипуляций?
Я недавно спросила одного молодого журналиста: «Вот вы взяли интервью и как вы его подадите?» А он отвечает: «Да я отнесу его в редакцию, с ним там что-то сделают, как-то смонтируют». А как же ответственность?
Если говорить об образовании, то нельзя не привести пример Украинского католического университета – они предлагают другой подход, с магистерской программой для выпускников других специальностей.
Знаете, спор о том, обязательно ли должно быть полное журналистское образование, шел и в наше время. И вот сейчас я думаю, что не обязательно. Журналистом становится тот, у кого есть стремление к изучению жизни, к изучению человека, общества. А значит, ему лучше дать какое-то общее базовое образование в сфере общественных наук и научить потом писать или снимать телесюжеты.
Николай Княжицкий, народный депутат
Я журналистикой занимался с 8 класса и в университете продолжал работать – был один из немногих, кто имел свободное посещение. Поэтому, наверное, честно будет сказать, что журналистике я учился в первую очередь в редакциях.
С третьего курса я постоянно работал на «Первом национальном», но многому научился и на факультете.Журфак дал мне знакомство со многими выдающимися преподавателями. Например, Анатолий Погрибный (писатель и публицист, завкафедрой истории литературы и журналистики, – «ТК»), Федор Погребенник (ученый-литературовед, – «ТК») или Александр Пономарив (филолог, завкафедрой языка и стилистики, – «ТК»). Зарубежную литературу у нас тогда преподавал Иван Петровский (Йоханан Петровский-Штерн, историк, филолог и переводчик, – «ТК»), сын Мирона Петровского (ученый-литературовед, – «ТК»). Профессии меня учила Тамара Щербатюк (известная украинская советская телеведущая, – «ТК»). Было много ярких личностей.
Несоответствий между тем, чему учили в университете, и практической работой хватало и тогда. Мы же долгое время жили в изоляции от Запада, где журналистика развивалась по-другому. А потом внезапно начали перестраиваться на новые стандарты, правила. Западные и даже российские редакции во многом опережали наши вузы, но внутри страны многие редакции были еще более отсталыми.
Журналистам сейчас приходится больше учиться на практике, в телестудиях, чем в вузах. И это касается не только выпускников ИЖ, но и других учебных заведений. У нас было глубокое филологическое образование.
«Чтобы научиться разбираться в том, что происходит в обществе, нужно фундаментальное образование. А его нет»
Сейчас, мне кажется, надо давать образование более рыночное, более методологическое. Научиться журналистике как профессии можно только на практике, работая с хорошим редактором. Но, чтобы научиться разбираться в том, что происходит в обществе, нужно фундаментальное образование, а его нет. Поэтому журналисты очень часто превращаются в подставки для микрофонов. Журналистские вузы должны давать глубоки знания в общественных науках, ведь журналистика – это об обществе.
Лет 10 назад я преподавал профессию в ИЖ, года два подряд. У меня немало известных журналистов училось, например, зачет по профессии я ставил Светлане Залищук (экс-журналист, депутат от фракции БПП). Потом предлагать перестали, а жаль, я всегда охотно отзываюсь на подобные предложения, мне приятно.
В ИЖ немало плюсов. Например, мой сын, когда пару лет назад заканчивал этот вуз, смог параллельно закончить магистерскую программу в университете Познани, получить европейский диплом – благодаря партнерским связям, программе, разработанной в ИЖ.
Александр Ткаченко, гендиректор 1+1 Media
У меня такое ощущение, что ИЖ в современном виде – это такая застывшая советская школа. Во времена перестройки, когда я заканчивал факультет, было понятно, что он может дать как минимум базовое очень качественное гуманитарное образование. Помимо этого, на факультете на тот момент была высокая планка внутренней дискуссии, обсуждались множество революционных идей – это был котел, в котором варилась живая мысль, энергия, зарождалась постсоветская журналистика.
«Можно долго спорить по поводу качества журналистики с точки зрения критериев этики, но с точки зрения навыков – все очень печально»
Нам приходится переучивать выпускников ИЖ, объясняя им элементарные вещи: как формируется репортаж, какой делается стендап, что востребовано аудиторией. Мы не видим у выпускников элементарного понимания того, что в современной журналистике есть разные типы площадок, и у каждой свои стандарты и правила.
С точки зрения свободомыслия и мыслей о будущем тоже какой-то застой. Разве это позиция национального вуза: не трогайте нас, дайте побольше государственных денег, сформируйте заказ со стороны индустрии?
Тут нет дилеммы, что раньше – курица или яйцо. Все очевидно – институт должен искать для себя такие программы, методики, чтобы его студенты были востребованы. И если выпускники не востребованы, то это не индустрия виновата, а учебное заведение.