Все чаще люди, с которыми мне приходится общаться, говорят о том, что Facebook в Украине стал тяжелой токсичной средой, которая перегружена рекламой, политизированным контентом и людьми, ретранслирующими полярные мнения по любым вопросам.
При этом последние несколько лет представители украинской бизнес-среды прекрасно обжились в соцсети и получили возможность не только вести официальное общение от лица компаний, но и успешно продвигать себя. CEO становятся источником информации и все чаще медиа стучатся в аккаунты новых лидеров мнений.
По данным компании PlusOne Украина, соцсети — в лидерах по росту популярности. В IV квартале 2018 года украинская аудитория Facebook выросла на 1 млн человек. Это третий показатель в мире.
Летом 2018-го информационный ресурс KFund Media опубликовал обзор топ-10 бизнес-персон, которых стоит читать в украинском сегменте Fаcebook. На первом месте оказался Дмитрий Дубилет, который работает в правительстве и, на момент написания материала, имеет 145 тыс. подписчиков в соцсети. На втором – соосновательница Gres Todorchuk PR Ярослава Гресь, которая в последнее время, в основном, использует свою страничку в Facebook для продвижения проектов агентства. На третьем месте – Евгений Черняк, безусловный лидер мнений в бизнес-среде. У него есть YouTube-шоу, более 152 тыс. подписчиков в Facebook и более 900 тыс. запросов в Google. В своем аккаунте Евгений рассказывает интересные истории из жизни и пишет экзистенциальные посты про жизнь и психологию бизнеса.
Материал KFund Media подтверждает мнение о том, что соцсети – эффективный канал коммуникации для топ-менеджеров. «Телекритика» пообщалась с одним из таких менеджеров – ex-СЕО Smart-Holding и сооснователем инвестиционной компании Trident Acquisitions Corp Алексеем Тимофеевым – об успехе в Facebook, умении делать интересный и полезный контент, медийности в бизнесе и, конечно, о книгах.
Алексей, ваши посты с рекомендациями книг для чтения комментируют десятки людей. Как вам удается удерживать интерес и внимание аудитории?
Фокус в том, что я сам отношусь с интересом и вниманием к тому, о чем пишу. Я не придумываю посты о книгах специально для публики. Я действительно много читаю: классических немецких философов, большие художественные романы или книги актуальных бизнес-авторов. Интерес к той или иной тематике приходит волнообразно. Сейчас я больше читаю и перечитываю художественную литературу и нахожу для себя много важных мыслей и ориентиров. Я не шучу, когда говорю, что лучший автор книг по психологии – это Антон Чехов. Просто нужно уметь и хотеть читать по-настоящему, а не скроллить, нужно полюбить глубокие тексты. Они того стоят. Для меня чтение – это не развлекательный процесс, он заставляет меня думать и много рефлексировать.
Из самых свежих литературных впечатлений: я с таким погружением читал Евгения Водолазкина (писатель и литературовед, автор романа “Лавр”, который, по версии Guardian, вошел в топ-10 лучших романов о Боге – ред.). Давно и много о нем слышал, смотрел интервью, но книги почему-то откладывал на потом. В итоге – “проглотил” два романа подряд, по одному за день. При этом, я, если честно, не интересовался, какие политические позиции занимает автор и т.д. Эти книги написаны на другом уровне, вне этого контекста.
Почему ваш контент, даже не связанный с бизнесом, так хорошо читается?
Если читать хорошие книги 35 лет подряд, это не может не отразиться на навыках формулирования собственных мыслей. Также формат и доходчивость контента оттачивает коммуникация с читателеми. Это наглядный пример улучшающей обратной связи – понятия из системного подхода.
Какое у вас отношение к поляризации мнений в украинском обществе, в том числе и в бизнес-среде, когда политические интересы предлагают ставить выше экономических?
Социология и психология этого процесса мне понятны. Происходит то, что назрело давно, это уже историческая данность. Правда, к сожалению, процесс идет по очень болезненному пути.
С точки зрения выбора ценностного вектора, безусловно, нет вопросов о том, что Украина – это европейский тип. Только той Европы, которую мы себе рисуем как открытку, не существует в природе. Недавние истории про Brexit, Каталонию, проблемы с мигрантами, протесты, тенденции популизма и т.д. показывают, что в Европе есть свои проблемы, и они бывают очень острыми, это не пастораль. Давайте еще не забывать, что страны, входящие в Евросоюз – это калейдоскоп с разной историей, культурой и разным уровнем развития. А мы тянемся в какую-то абстрактную благополучную Европу, нарисовав себе такой собирательный образ. В этом порыве присутствует сильный момент идеализации. Хотя если это придает импульс для движения в нужную сторону — пусть будет так, идеалы для этого и предназначены. Главное – социально повзрослеть по дороге. Потому что прийти в таком состоянии, как сейчас, никуда не получится. Несовместимые форматы. Европа, как точка назначения, это не география и не набор нормативов, это культурный код. И туда нас приведут не только и не столько законы и программы евроинтеграции, сколько ценностная трансформация. А это длительный процесс.
О политике у меня очень рациональное представление, которое далеко от идеализма. Именно потому, что я занимаюсь стратегией. Она научила меня смотреть не на внешние процессы и факторы, а на внутренние цели и причины происходящего.
Как бизнесу существовать рядом с политикой. Пересечение и взаимное влияние (особенно в крупном бизнесе) – неизбежность?
Нужно принять решение, где и в какую игру ты играешь. Есть страна, есть определенные правила и исторические условия. В идеальном мире бизнес должен быть аполитичным. Но в Украине и других странах это становится нереальным при достижении определенной весовой категории. Я еще не видел большой бизнес, который бы существовавал в политическом вакууме. Другое дело – какое содержание у такого взаимодействия, какие правила и красные линии. И, кстати, вовлеченность в политику не означает автоматически коррупцию. Это отдельная история. Сейчас, скорее, актуальным стало подключение бизнес-игроков к каким-то созидательным процессам, к решению общих проблем через экспертное взаимодействие, спонсорство, медийную поддержку, кадровое донорство и т.д. На данном этапе это приносит позитив, но не считается нормальным состоянием системы. Рано или поздно все ключевые институты должны быть построены и стать самостоятельными и независимыми. Переходные периоды и временные меры не должны быть бесконечными.
Вам не кажется, что политика стала нашим шоу-бизнесом в широком смысле?
Знаете, это общий и давний тренд. Популизм и шоу, как способы взаимодействия с социумом, – явления родом из Древнего Рима, как минимум. Другое дело, что сейчас, благодаря медийным инструментам, политики повсеместно становятся мультяшными героями. Лично мне это не нравится. Но в негативизм и социопатию я уходить не собираюсь. Времена не выбирают. С учетом характера этого тренда, сопротивляться ему можно только на личном уровне – оставаться и конструктивным, и позитивно настроенным. “Оптимизм – это стратегия”, — писал Ноам Чомски, в целом очень остро и критично мыслящий человек. Надо научиться смотреть на мир так, чтобы это не приводило к уходу в тотальный негатив. Получишь эмоциональное выгорание и все на этом, а мир не шелохнется. Другая крайность – получить все и сразу. Попытки перевернуть весь мир тоже никуда не приведут. А вот отношение “вокруг себя я делаю мир лучше” – вполне посильная каждому и реалистичная личная установка. Я сам стараюсь двигаться в таком направлении. И тут еще есть важный нюанс: когда ты форматируешь среду в пределах досягаемости вокруг себя, возникают еще сетевые эффекты. Мы все друг на друга влияем, пусть даже косвенно. Так работает soft power.
Как говорил академик Дмитрий Лихачев, есть два двигателя социального прогресса: образование и культура. В моем понимании эти элементы должны стать частью личной миссии каждого сознательного человека. Иначе механизм не работает. Ни сверху, ни снизу, ни сбоку образование и культура на парашюте не спускаются. Все происходит внутри каждого человека. Внешние институты, типа школы, могут обеспечить только гигиенический уровень. В качестве минимального условия, совсем доходчиво и по-простому, я сформулировал бы один месседж: “Не неси в мир пургу”. Вот живи с этой установкой теперь и осознавай, что любое твое слово как-то где-то отзывается. Я лично стараюсь этому правилу следовать. И скажу вам, что это довольно непросто – сложно конкурировать, потому что информационный junk food очень охотно воспринимается широкой аудиторией и быстро приносит дивиденды в виде популярности и внимания. А именно внимание является тем дефицитным ресурсом, за который конкурирует разный контент. Но, как общий принцип свободы, какой контент производить и потреблять – это личный выбор каждого. Я делаю свой и никому ничего не навязываю, а просто предлагаю.
Как онлайн влияет на вас?
Пока мы не до конца понимаем, в какой феномен разовьются соцсети. Мы упрощаем их роль, в большей степени воспринимая как технический канал коммуникаций и трансляции контента. Но на более глубоком уровне сети меняют все – способ взаимоотношений людей друг с другом, содержание понятий «дружба» и «общение», скорость возникновения, распространения и угасания идей и т.д.
Я по себе это чувствую. По восприятию для меня все эти люди (в Facebook) – реальные живые собеседники, несмотря на то, что с большинством из 60-ти тысяч моих подписчиков мы коммуницируем только виртуально и лично не знакомы. Интересное ощущение. Другими способами (пресса, ТВ) это раньше не достигалось – такой быстрой обратной связи не было.
С точки зрения профессионального использования – я не монетизирую свои публикации в Facebook и ничего не продаю. Да, у меня есть авторский курс по стратегии в Академии Deloitte и я о нем рассказываю, но это не тот продукт, ради которого я начинал вести свою страничку. Facebook начался намного раньше появления курса. Всю свою, так сказать, сетевую просветительскую деятельность я реализую как продолжение личных интересов. Если бы не было соцсетей, я все равно был бы увлечен этой тематикой и занимался бы ею в традиционном формате – читал бы книги, писал бы статьи, выступал бы на конференциях и т.д. Интерес к стратегии и мысли по поводу бизнеса у меня генерирует моя практическая деятельность. Здорово, что это находит отклик. Это дополнительный положительный стимул.
На мой взгляд, в Украине есть один яркий пример того, как бизнесмен успешно создает практически с нуля и конвертирует свою медийность в новом направлении, – это Евгений Черняк. Глядя со стороны, его активность уже вполне тянет на самостоятельный бизнес. Не сопоставимый с основным, но все же. Что интересно, Черняк – это действующий реальный предприниматель с актуальным практическим опытом. Он точно понимает, о чем говорит. В противовес есть примеры, когда некие непонятные медиаперсоны продвигают какие-то странные информационные продукты. Под красивыми лозунгами, но бессодержательные. Мне это напоминает историю про колу. Независимо от того, что написано в видении и миссии бренда, это, по факту, вредный и бессмысленный продукт. Успешный? Да, но все равно бессмысленный. Этот напиток банально эксплуатирует наши слабости, заливая в нас сахар и кофеин. Также и инфобизнес часто эксплуатирует склонность человека к бессодержательным, но развлекающим историям. Впрочем, спрос рождает предложение и в сети каждый может найти то, что хочет. Свобода.
Вы заметный герой украинского Facebook. По вашему списку подписчиков можно изучать крупный бизнес в лицах. Вас читают все. Как вам кажется, почему вы так резонируете с аудиторией?
Резонирует то, что попадает в зону интересов читателей. Сейчас у меня в Facebook в общей сложности более 60 тыс. подписчиков, из которых 5 тыс. друзей, и рост продолжается. Я считаю, что моя аудитория еще полностью не охвачена. По аналогии с общей аудиторией Евгения Черняка, у бизнес-блога вполне может быть 300 тыс. и больше подписчиков, которых интересует эта тематика. Тут главный ограничитель – невозможность продвигать личную страницу из-за отсутствия рекламных инструментов. Поэтому прирост идет естественным путем – медленно, но уверенно.
Мой контент – профессиональный и управленческий. Но я не делаю его сложным для восприятия. Темы могут быть непростые по проблематике, но для своих постов я стараюсь находить доходчивые формулировки. На Facebook я сам подписан на несколько человек, которые пишут действительно на сложные нишевые темы. У них небольшая аудитория и по 12 лайков под постом (в среднем любой пост Алексея на Facebook набирает не менее 200 лайков, отдельные посты – больше 1000 – ред.). И в этом смысле для меня подписки, комментарии и “лайки” – это показатель того, понимают ли люди, о чем речь или нет. Посты о бизнесе, тему я не меняю. Но с форматом и формулировками можно играть, это своеобразный коммуникационный тренинг. При этом популярность постов – это не самоцель, а наглядный индикатор обратной.
Как можно понять из моих постов, к списку наиболее важных аспектов работы СЕО я отношу компетенции по стратегии и психологии управления. Управленческая работа имеет такую специфику – по мере карьерного роста ее содержание меняется в сторону soft skills и требует изменения угла зрения от узкого экспертного фокуса к широкому системному. Эти компетенции можно и нужно развивать, они по умолчанию в нашу ОС в развитом виде не инсталлированы.
В вашей ленте Facebook в комментариях можно встретить политиков и чиновников (например, Давида Арахамию). Иногда эти люди просят у вас совета по разным вопросам. Влияет ли ваше онлайн-общение на какие-то ситуации? Расскажите о таких случаях.
Мои посты читают самые разные люди, это правда. Но читать о стратегии и действовать стратегически – это две очень разные истории. И если в бизнесе и карьерных вопросах рекомендации используются активно и я об этом знаю по обратной связи, то политика – это сфера, где традиционно доминируют другие подходы. Стратегия – это термин, который часто там звучит, но пока еще не особо во что-то материальное воплощается. И это предоставляет нашим политикам большой потенциал для улучшения.
Сейчас Украина часто упоминается не в позитивном контексте в истории с процессом импичмента президента США Дональда Трампа. Как это влияет на инвестиционный и информационный образ страны? Интересен ваш опыт, потому что во времена SMARTа, вы часто общались с ведущими мировыми медиа. Можем ли мы (бизнес и медиа-сообщество) преодолеть негатив?
Да. И можем, и должны. Проблема начинается с того, что мы одновременно транслируем противоречивые месседжи – сигнализируем о проблемах и приглашаем в страну иностранных инвесторов, например. Это взаимоисключающие послания. На более глубоком уровне у нас нет понимания, в чем наше value proposition для инвесторов, что мы предлагаем, и что ожидаем в ответ. Надо понимать, что иностранные инвестиции по своей природе – это сделки. Ценность в обмен на ценность. В этом плане пока ничего внятного я не слышу. А когда нет сильного и внятного ценностного предложения, и нет соответствующих коммуникаций – не с чего ждать результатов. Нужно поменять или подход, или не ждать результатов. Третьего не дано.
Интересует ваше отношение к теории «Стратегии голубого океана» от Чан Кима. Недавно профессор посетил Киев и утверждал, что найти свой «голубой океан» может и бизнес, и правительство — нужно сконцентрироваться на новых идеях и их воплощении. Это рабочий инструмент?
Вполне рабочий. Как и всякая высокоуровневая концепция, она предназначена для формирования особого майндсета, взгляда на рынки и бизнес-среду. Многие стратегические идеи без привязки к конкретному кейсу воспринимаются как абстрактные. Это специфика этих инструментов – они рассчитаны на применении в режиме большого масштаба.
Любой бизнес стоит перед необходимостью очень серьезно и четко коммуницировать с обществом посредством онлайн. Украинские СЕО готовы это делать?
По уровню представленности большого бизнеса в сети я вижу пока единичные инициативы. А коммуникация должна быть органичным продолжением стратегии и той ее базовой части, которая называется видением, миссией и ценностями. Как только эти вещи становятся настоящими, сразу появляется и о чем, и как говорить с обществом. А когда коммуникация пытается построить для кого-то фальшфасад – это видно, особенно в профессиональном сообществе.
Данные – самый ценный актив в мире! В 2018 году документальный фильм «Большой взлом» от Netflix (о связях между Cambridge Analytica, выборами в США и Brexit, ред) по стоимости превзошел нефть.
Кто в Украине победит – бизнес или политика?
Бизнес и политика – это не противоборствующие стороны, а две проекции одной материнской матрицы – социума. Они не могут друг друга победить. Они могут либо вместе развиваться, либо вместе деградировать. И чтобы не стоять в тупике конфликта, этот закон взаимосвязи нам тоже предстоит хорошо уяснить и реализовать на практике – в виде положительного, я надеюсь, сценария.
И напоследок. На вашей страничке ваши подписчики часто просят совета о том, какие книги прочесть. Поделитесь, пожалуйста, списком книг, которые, на ваш взгляд, всем нам стоит прочесть.
Я выкладываю в Facebook в виде рекомендаций только небольшую часть того, что сам читаю. Рекомендовать книги «для всех» – непростая задача. Но если исходить из того, что все мы Sapiens, а критическое мышление – один из ключевых навыков, приобретающий все большее значение, то, думаю, вот такая «когнитивная пятерка» будет вполне уместна:
- «Думай медленно… Решай быстро» Даниэла Канемана;
- «Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз;
- «Психология критического мышления» Дайаны Халперн;
- «Общественное животное — введение в социальную психологию» Эллиота Аронсона;
- «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди» Рольфа Добелли.
Фото: Александра Йорк
Благодарим Radisson Blu Hotel Kyiv за предоставленную локацию для интервью.
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!