О кино авторском и зрительском
Украина и украинский кинематограф долгое время были заточены исключительно под авторское кино. Что это значит? Авторское кино – это когда режиссер является автором идеи и, зачастую, автором сценария, вся творческая составляющая исходит из режиссера. В этом и авторство. Если мы говорим о зрительском кино, которое собирает людей в кинотеатре, то подразумевается, что это более легкие жанры. Комедия – на данный момент единственный жанр в Украине, который может собрать больше 100 тысяч зрителей в кинотеатрах. А если копнуть поглубже, то единственный жанр, который может быть расписан в кинотеатрах больше, чем на 200 экранов. К комедиям причисляю и детские фильмы, и мультфильмы, потому что это развлекательные жанры, которые граничат с комедией, так или иначе.
В идеале моя мечта – снять фильм, где бы автор приблизился к зрителям. Чтобы это было высокохудожественное кино с широкой аудиторией, которая могла бы получить не только эстетическое, но и просто удовольствие, бурю эмоций. Поэтому мы всегда работает на сближение этих двух направлений в кино.
О роли продюсера
Если речь идет об авторском кино, то функция продюсера достаточно ограничена в том, куда и как вмешиваться в создание авторских очертаний и продукта. А если говорить о коммерческих работах, то лично я в некоторых случаях выступал даже соавтором сценария, потому что в коммерческом кино, тем более, если я сам его финансирую, я бы хотел контролировать процесс и результат от начала и до конца. Поэтому да, достаточно часто я вмешиваюсь, скажем так, сопутствую творческому процессу.
Авторское кино потому и авторское, что работа продюсера лежит в другой плоскости – найти деньги, найти аудиторию, найти фестивали, попытаться организовать творческую группу таким образом, чтобы фильм был закончен в срок, в соответствии с бюджетом и с задуманным планом. Это всегда проблема, ведь на таких фестивалях, как Каннский, всегда премьерные показы, и фильмы, как горячие пирожки.
О фестивальном кино в Европе
Есть европейская схема, а есть наша схема, которая, правда, недалеко убежала от европейской. В Европе много институций, которые финансируют кино, и до 90% авторских лент создано за счет разнообразных фондов, комиссий и т. д. Европейские продюсеры работаю исключительно в плоскости нахождения денег, использования своей репутации, фильмографии, библиотеки. Это немного смахивает на коррупцию, когда есть закрытый клуб, который легче получает деньги, кто-то их получает сложнее, а кто-то вообще не получает.
«Если вы хотите что-то продавать, то продавать нужно сценарии. Все остальное до лампочки»
Последнее время фестивальные фильмы практически никогда не выходят с одной страной-производителем, это всегда несколько стран в копродукции. Это дает дистрибьютору некоторую гарантию, что прокат пройдет как минимум в четырех-пяти странах. Каждая из этих стран по 100-200 тыс. выкатывает из своих фондов. Средняя стоимость европейского фильма – 1-3 млн евро. Все, что дороже, – это уже серьезные картины, которые дотягивают до 5 млн евро. Все, что имеет потенциал кассовый и потенциал продажи в Северную Америку, – это уже бюджеты ближе к 10 млн.
О кланах
Выбор продюсером режиссера и темы, как правило, целится в один из условно трех кинофестивалей. Есть три самых главных кинофестиваля, и они отличаются друг от друга по контенту. Жюри и отборщики – это люди, которые поддерживают традицию этих фестивалей и отбирают фильмы исходя из этих традиций. И, как правило, продюсер, очень круто стоящий на Каннском фестивале, не очень может продать фильм на Венецианский фестиваль или Берлинский. Это клановое распределение. Поэтому продюсер целится в конкретный фестиваль и даже закладывает расходы на это в бюджет.
Как продать идею
Идея – это ничего, это воздух, в который верите вы сами. Если вам удастся обратить в свою веру и заразить своей идеей, это, как правило, ваши коллеги и друзья. Заинтересовать людей, которые могут обратить вашу идею во что-то – этого мало. У производителей и продюсеров такой поток идей, что вы себе не представляете. И не каждая идея может быть реализована в принципе, даже на уровне сценарной заявки. Так что, если вы хотите что-то продавать, то продавать нужно сценарии. Все остальное до лампочки.
Если говорить о сериалах, то нужно учитывать, что вы никогда не создадите «пилот», адекватный тому человеку, которому вы его предлагаете. Сериал – это всегда канал, канал – это серьезная организация, которая серьезно подходит к созданию контента. И первую серию сериала уже снимает канал, выделяя деньги продакшену. Наши каналы никогда «пилоты» не снимают, это в Голливуде разве что, это не про нас.
Вы снимете пилот за 2-3 тысячи долларов, ну, может, за пять. А самый простой ситком для ТВ снимается за 20-25 тысяч долларов за эпизод. Если у вас есть 5 тыс. долларов, то лучше снимите короткометражку, законченное произведение, которое вы можете пустить в плаванье, не продавая его. Из этой короткометражки продюсер поймет, кто вы, можно ли с вами работать, вы вообще с этой планеты или с другой. И короткометражка ваша будет жить вне зависимости от решения или желания продюсера. Потратьте деньги со смыслом, попытайтесь попасть на пару-тройку фестивалей. Фестивалей тьма-тьмущая, тыкайтесь, светитесь. И если вы хороший, то вас найдут, заметят. Но запомните, никогда и никому не предлагайте сотрудничество в Facebook. Не делайте этого ни при каких обстоятельствах.
Как продать продукт на Amazon или Netflix
Это вполне реально. Но проблема в следующем. Сегодня я могу «Dzidzio Контрабас» или любой другой свой продукт на спор продать на один из этих сервисов. За месяц этот фильм будет на Netflix. Я даже могу биться об заклад, что любой проект, который хоть как-то можно смотреть, я продам за три месяца на Netflix. Но дело в том, что деньги от этой продажи вы получите лет через 5, и получите приблизительно долларов восемь. Не тысяч. Восемь долларов.
Важный нюанс. Как работают закупщики во всем мире, и на платформах, и на мейджорах, и на телеканалах? Это всегда наемные менеджеры, то есть не хозяева, а люди, которые временно принимают решения. И главная цель этих людей – не допустить крупной ошибки. А для того, чтобы ее не допустить, у них есть один рецепт. Если ты в чем-то хоть немного сомневаешься, легче сказать «нет». Поэтому в лоб им ничего продать не получится.
Об актуальном украинском кино
Что интересно людям во время войны? То, что никак не напоминает о войне. Это главный мой фокус сейчас. Мы должны стать добрее, отвлечься, вспомнить, что мы живем жизнь, несмотря на то, что происходят перипетии, ее нужно жить. Это простые вещи. Нельзя зацикливаться. Если вы снимаете кино, то снимите что-то не депрессивное. Я вот сейчас в жюри «Молодости», и в большинстве фильмов тотальная депрессия, в 80% главный герой умирает, еще в 90% умирает его отец, параллельно измена с летальным исходом, там мороз, там лед, под лед кто-то уходит. Тотальная депрессия. Снимайте что-то светлое, про любовь, про рождение, или смешное что-то.
В чем разница между депрессивным кино и комедией? Покажу на примере. Как снять арт-хаусное кино, которое вызовет слезы? Посадите рядом со мной ребенка, расскажите ему, что его родители умерли, а потом ударьте его. Зал будет рыдать. А теперь сделайте так, чтобы этот ребенок смеялся и в зале смеялись. Первый вариант я сделаю минут за 20. А вот, как рассмешить публику, я буду думать полгода, год, и никогда не буду уверен в успехе. А с плачущим ребенком я уверен в успехе.
О квотах на украинские фильмы
Квотирование прямого действия, то есть наказание за прямое действие не работает. Стимулирующие факторы, построенные на ограничении, не работают. Кинотеатры, которые предполагается наказывать за несоблюдение квот, никакого отношения к кинематографу не имеют. Они имеют отношение к киноиндустрии в целом, но не к кинематографу. Какие фильмы продаются, такие они и будут покупать.
Кинотеатр нужно стимулировать совсем другими методами. Во Франции, например, подобные квоты сопровождались налоговыми льготами. Надо подходить к таким вещам цивилизованно и рыночно.
О будущем
Главное напутствие следующее. Друзья, думайте об украинском кинематографе. Никакая Европа нам не поможет. Нужно с ними коммуницировать, учиться, перенимать какие-то методы, да. Но только собственный качественный продукт открывает путь к успеху. Только качественный контент открывает двери.