О сериалах из России и для России
До войны на Донбассе сериалы в Украине производились исключительно с оглядкой на российский рынок, это был основной заказчик у телеканалов и продакшенов, и источник стабильного заработка. Сериалы производились с условной стоимостью Х, а потом продавались в Россию по формуле Х*2 или Х*3. Ориентированы такие продукты были на российскую аудиторию. Некоторые украинские телеканалы продолжают работать по этой схеме.
Все проекты «1+1 медиа» на осенний сезон полностью сделаны в Украине. При этом Film.Ua изначально в своей работе ориентировался и на зарубежный рынок: в 2011 году группа решила за три года довести долю валового дохода на зарубежных рынках (не СНГ) до 20% в общей структуре доходов. Съемки проводились за собственные деньги и потом уже готовый продукт предлагали каналам, в том числе и российским. Но тогда у группы еще не было инфраструктуры и компания не могла предложить то качество, которое нужно развитым странам.
После начала конфликта с Россией в Украине приняли ряд законов, ограничивающих распространение русскоязычного контента и доступ российского контента на украинский рынок. Компании перестали ориентироваться только на работу с РФ, переключившись на международные рынки вне СНГ.
В том числе благодаря этому выросло качество и количество продукта, который группы могут предложить другим странам. Также в Украине стала доступна подписка на Netflix и другие сервисы (Amazon, Hulu), на которых уже сейчас доступно около 300 часов украинского контента. Через пару лет этот вид бизнеса станет неплохим источником доходов для украинских продакшенов, что позволит им финансировать производство хороших сериальных проектов без оглядки на российский рынок.
Об украинских сериалах вне СНГ
Украинским продакшенам нужно ориентироваться на копродукцию в больших проектах, иначе сложно сделать суперкачественный продукт для международных рынков. Хороший пример — это украинский сериал «Нюхач». Недавно «Нюхач» прошел с хорошими рейтингами на главном телеканале Японии.
Украинский зритель не заслуживает такого большого разнообразия из сериалов, как это было раньше. Телеканалам это экономически невыгодно, поэтому несмотря на большую конкуренцию на украинском рынке они будут снимать меньше, но качественнее и тратить на покупки меньше, чем раньше. Рынок таким образом изменится.
Закон о 75% контента на украинском языке будут стимулировать рынок украинского производства сериалов. Но создавать проекты только для украинского рынка экономически невыгодно, поэтому нужно делать копродукцию с европейскими продакшенами. 1+1 ведет соответствующие переговоры об этом.
В сериалах на разных каналах одни и те же лица. Украинские актеры почувствовали выгоду и начали играть в монополию и сильно поднимать цены.
Телевидение может позволить снимать короткие сериалы, но не «мыло». И только те проекты, которые способны путешествовать, то есть форматные. При этом в большие качественные проекты украинский рынок способен дать миноритарный пакет инвестиций.
Если продакшн хочет сделать проект уровня «Нюхач» или «Слуга народа», то он изначально заняться поиском средств, что сдвигает сроки реализации. По одному из проектов «1+1 медиа» вело переговоры с поляками в течение двух лет, но они не увенчались успехом. Об этом тоже нужно помнить в поисках партнерства. Это работа с более большими сроками в месяцы, а то и годы.
Amazon проявляет интерес к украинскому контенту. Его последние покупки удивили Сергея Созановского: проект «Спадок» об истории украинского костюма и сериал «женский доктор» (с очень скромным бюджетом и 80% съемок в павильйоне), первый сезон которого уже доступен в США, Канаде и Европе.
Об украинском кино и госфинансировании
Раньше на украинском рынке постоянно шло в прокате российское кино, снимать его было экономически выгодно. Украинских же фильмов можно было пересчитать на пальцах одной руки.
Проблема украинских фильмов в том, что государство выделяет на них деньги, но потом эти фильмы никто не видит ни в украинских кинотеатрах, ни на международных фестивалях. В прошлом году были выделены рекордные 271 млн грн, из которых в бюджет вернулось только около 2 млн грн. И эта ситуация дискредитирует украинское кино, так как госсредства расходуются, по словам Александра Ткаченко, бездарно.
В некоторых снятых фильмах было недоработано качество, в некоторых сыграла, по словам Созановского, жадность, а в некоторых — отсутствие веры в успех или обстоятельства на рынке, где крупнейшую долю держит один прокатчик, в руках которого 4 мейджора.
Чтобы госфинансирование кинематографа работало эффективно, должно быть соответствующее законодательство и правила для всех, а не для избранных. К примеру, речь идет о норме, по которой продюсер должен нести ответственность перед государством и вернуть минимум 50% полученных на съемку денег, иначе его не допустят к следующему конкурсу.
В следующем году при благоприятных обстоятельствах только 3 национальных фильма доберутся до сборов $1 млн. Это, по прогнозам Сергея Созановского, комедия «Он и она» от «Квартал 95», мультфильм Film.Ua «Украденная принцесса» (бюджет около $5 млн, из которых государство профинансировало порядка $800-900 тыс.) и есть надежда, что выстрелит один из 30-40 фильмов, которые находятся сейчас в производстве.
Нужно не бояться и снимать кино. Всегда есть продюсеры, для которых госденьги — способ существования, а есть те, для которых получение этих денег — фундамент для создания больших проектов.
Когда Film.Ua начинал работу над анимацией и просчитал объем инвестиций для качественного контента, то понял что без денег государства это невозможно. Тогда компания вышла на питчинг Госкино. «Можно по-разному относиться к мультфильму «Никита Кожемяка», но он хорошо прокатился в Польше и Турции и неплохо по Прибалтике»,- сказал Созановский.
Об украинском героическом кино и международных рынках
Фильмы имеют шанс путешествовать по миру (так как создаются для широкого круга зрителей) и с ними дела обстоят лучше, чем с сериалами. Но это более рисковые инвестиции.
Усилий для качественного продукта нужно больше, чем продюсеры предпринимали раньше, продакшены все делают на ощупь. «Ведь это интеграция не с одним медвежьим углом, а на целый мир», — говорит Ткаченко.
Без героическое кино украинским продакшенам не обойтись. Но оно должно быть качественным и без «заламывания рук», жалости и слез. «1+1 медиа» собирается снимать фильм «Черный ворон», а также проект «Ингигерда» (о матери Анны Ярославны).
Film.Ua работает над проектами про Анну Ярославну, о Захаре Беркуте (который как жанр может быть на уровне «300 спартанцев» и «Викингов»), про историю журналиста Гаррета Джонса, который приехал в Украину во время Голодомора и пытался рассказать правду, которая никому была не нужна (но его рассказы вдохновили Оруэлла на написание «Скотного двора»).
Историй много, их нужно искать. Также нужно хорошо выбирать партнеров и снимать фильмы на украинские темы, но ориентированные на международные рынки. Украинский же фильм для украинского зрителя исключительно должен стоить не больше $150 тыс.