«Вайнштейн» (в оригинале «Неприкасаемый») – фильм документалистки Урсулы Макфарлейн. Он дает аудиовизуальный взгляд на истории жертв насильника Харви Вайнштейна. Его премьера состоялась в начале года на фестивале «Санденс» и теперь наконец докатилась до нашего проката. Почему этот фильм важен? Кто такой Харви Вайнштейн? Почему его дело вызвало резонанс?
Фильм рассказывает историю становления чудовища

Энтони Хопкинс, Боб и Харви Вайнштейны, Хью Грант / Getty Images
Каким был Харви? Каким он есть? Макфарлейн пытается копать в самое детство, когда «мелкий, толстый и нелюдимый» мальчуган не мог найти свое место среди сверстников. От первых денег до титула короля «этого чертового города» – у его восхождения была теневая сторона, о которой широкая общественность узнала только осенью 2017 года.
Кто для нашего зрителя Харви Вайнштейн? В первую очередь его знают как одного из братьев-основателей Miramax. Он был тем, кто не боялся рисковать в выборе проектов: благодаря Вайнштейнам нам известны имена Квентина Тарантино, Стивена Содерберга и других талантливых кинематографистов. Вряд ли до скандала и #MeToo кто-то задумывался о фигуре Харви Вайнштейна по эту сторону океана. Он мог подарить мечту, но некоторым за нее нужно было заплатить большую цену.
Фильм говорит от лица жертв и окружения Харви

Getty Images
Главный источник фактов о «серийном маньяке»-Вайнштейне – его жертвы. С помощью визуального ряда Урсула Макфарлейн разыгрывает перед нами настоящий триллер. Здесь тебе и узкие отельные коридоры, которые ведут к традиционному для Харви месту преступления, и хриплый голос Харви на записи телефонного звонка. Сделать из Вайнштейна злодея несложно, даже не нужно его гримировать.
Помимо жертв, фильм знакомит нас с людьми, которые работали с ним большой отрезок времени и делили с Харви как успехи, так и поражения. Его секретарь, которая косвенно столкнулась с домогательствами начальника; подчиненные, которые до сих пор чувствуют себя виновными в том, что не остановили его, хоть и знали о склонностях Вайнштейна. Все антифакты соприкасаются с большим талантом бизнесмена и выверенным глазом продюсера.
Третьим субъектом фильма становятся журналисты, которые либо подверглись нападкам продюсера, либо начали бороться с ним. Один из спикеров фильма – Ронан Фэрроу, сын Вуди Аллена, выпустивший большой материал против Харви в The New Yorker.
Фильм исследует злободневную тему

Getty Images
В этом году на «Санденсе» сюжет о певце-педофиле затмил историю о продюсере-насильнике. Мировая премьера «Вайнштейна» прошла на фестивале в Парк-Сити спустя почти полтора года после первых исков против Харви, поэтому актуальнее оказался документальный фильм «Покидая Неверлэнд».
Тема сексуального насилия не сбавляет обороты и только сейчас набирает силу. Перед премьерой «Однажды в Голливуде» (старого друга Вайнштейнов Квентина Тарантино) в США активисты испортили баннеры фильма: вместо лиц главных героев подставили лица известных насильников Романа Полански и Джеффри Эпштейна. Недавно Эпштейн покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Кто знает, сколько еще событий запустит эта тема, но то, что Харви Вайнштейн и его история стали стартовой площадкой для необратимых процессов внутри общества и индустрии – это факт.
Фото: Getty Images