«Антихрист» – первый фильм в неформальной «Депрессивной трилогии» Триера, продолженной «Меланхолией» и «Нимфоманкой». Но наш алфавит вполне мог бы начинаться и с термина «арт-хоррор» (он же пост-хоррор): его все чаще используют по отношению к кино, которое вызывает весь спектр эмоций, ассоциирующийся с фильмами ужасов – страх, отвращение и опустошенность, – но не использует стереотипные «пугалки». И прошлогоднюю «маму!» Аронофски, и свежий ремейк «Суспирии» отнесли к этой когорте, но первопроходцем был именно «Антихрист» 2009 года, посвященный Андрею Тарковскому. В нем Уиллему Дефо и Шарлотте Генсбур пришлось сыграть, пожалуй, самые мучительные роли в своей жизни, но в массовом сознании все равно остались не они, а лиса, провозглашающая: «Хаос правит!»
Брехт, Бертольд – немецкий драматург, ставший главным ориентиром для Триера при создании «Догвилля» (2003), того самого «фильма без декораций». В интервью The Guardian в 2004 году Триер рассказал, что Брехта очень любила его мать – как и музыку Курта Вайля, которой сопровождались знаменитые постановки драматурга. «Когда ей было 16, ее отец разбил принадлежавшие ей пластинки Вайля, и она ушла из дома», – рассказал режиссер. Сам он долгое время считал Брехта устаревшим, но, однажды послушав «Трехгрошовую оперу», где пиратка Дженни залихватски поет о мести, наконец-то понял, чего хочет от своего нового фильма.

Фото: Getty Images
Винтерберг, Томас – товарищ Триера, написавший вместе с ним манифест «Догма 95» и снявший первый фильм по его правилам – «Торжество» (1998). Винтерберг создавал «Торжество» на основе истории, услышанной по радио: как оказалось, это была фантазия пациента психиатрической лечебницы. Пожалуй, самый удивительный эпизод в карьере Винтерберга – это его последний фильм «Курск», рассказывающий о гибели одноименной подлодки: продюсером стал Люк Бессон, а главную роль сыграл «бельгийский двойник Путина», актер Маттиас Шонартс.
Гиперреализм – главный грех Голливуда. Так мог бы сказать Ларс фон Триер в 90-х, если бы, конечно, любил тавтограммы. В книге «Европейское кино лицом к лицу с Голливудом» (на обложку которой, кстати, вынесен кадр из «Догвилля») речь идет именно об этом: в то время как массовые режиссеры с помощью спецэффектов добиваются максимально реалистичной картинки и звука – при том, что изображаемая «реальность» может быть фантастической, а столь правдоподобный звук дождя оказывается шипением жарящегося бекона, – европейские режиссеры возвращаются к брехтовскому минимализму и дистанцированию (см. Брехт). Ирония заключается в том, что самого Триера от премьеры к премьере неизменно обвиняют в чрезмерной реалистичности сцен секса и насилия.
«Догма 95» – документ, в котором как раз-таки была прописаны правила такого дистанцирования. По мнению Триера и Винтерберга, в 60-х «кино замордовали красотой и с тех пор продолжали мордовать». Для того, чтобы вернуть кинематографу былую свежесть, они поставили перед собой ряд условий – т.н. «обет целомудрия» – не использовать декорации и долли-тележки, не выставлять свет, не включать в фильм экшн, и так далее. Все последние фильмы Триера нарушают «обет целомудрия», да и в период расцвета «Догмы» он придерживался не всех требований собственного манифеста.

Фото: Getty Images
«Европа» – фильм-прорыв 1991 года, принесший Триеру Золотую пальмовую ветвь. Сам режиссер называл «Европу» своим самым коммерческим фильмом, и понятно, почему: в то время как сам Триер уже вынашивал идею отказа от «мордования фильмов красотой», этот триллер о событиях 1945 года был выдержан в столь разочаровавшей Триера эстетике нуаров 60-х. По словам режиссера, сценарий для «Европы» занял 600 страниц, плюс 800 картинок для построения кадров. Картина вышла настолько эпохальная, что даже известная кинокомпания Триера – Zentropa – получила название в честь фигурирующей в ней транспортной компании.



Фото: Getty Images




Фото: Getty Images





Фото: Getty Images



Фото: Getty Images





Фото: Getty Images




Фото: Getty Images


