В интервью «Телекритике» Ольга рассказала, почему классические ТВ-новости требуют новых форматов, как сотрудники редакции находят темы для спецпроектов и что мы увидим в ближайших новостных сериалах от ТСН.
Почему отказалась от репортерской работы
Должность заместителя директора Департамента новостей мне предложило руководство телеканала. Много лет назад мы начали тестировать форматы, которые еще никто не применял. Например, записывали видеоблоги. И все это поручали мне – наверное, чувствовали потенциал.
Для меня это карьерный рост. У меня за плечами пятнадцать лет репортерского опыта, причем большинство этого времени я работала в программе «ТСН. Тиждень». А потом поняла, что хочу делать что-то более масштабное, чем один сюжет. Я готова креативить больше идей, новых форм и форматов, чем могу успеть воплотить, – и давать рекомендации, как это грамотно воплотить на экране.
Зачем ТСН спецпроекты
Потребность в новых форматах у ТСН появилась потому, что новостийщики работают в условиях очень жесткой конкуренции. В частности, есть каналы, которые транслируют информационный контент круглосуточно, так что до 19:30 наш потенциальный зритель уже знает достаточно о всех главных событиях. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, мы решили дополнять наши выпуски новостей спецпроектами. Вот эти спецпроекты я и планирую.
«С помощью спецпроектов ТСН мы хотим изменить жизнь, быть движущей силой определенных реформ, которые считаем довольно важными»
Это настолько широкие по охвату темы, что они не укладываются в один сюжет, их нужно делать многосерийными. Главное, чтобы за темами, которые мы берем в работу, стояли социальные сдвиги в нашей стране. Например, никто десятилетиями не занимался вопросом питания в школьных столовых. А ведь эта проблема касается огромного количества людей.
В чем разница между новостным сюжетом и спецпроектом
Спецпроекты мы можем себе позволить снимать долго, применять несколько камер, как при съемках фильма, использовать спецтехнику, долго монтировать, чего нельзя представить в ежедневных новостях. Ресурса мы не жалеем, поэтому по сравнению с новостями продукт имеет несколько иной вид. Но журналистика в целом также изменилась. Если появляется горячая новость, в редакции уже не считаются с качеством видео, главное – показать его первыми, даже если качество картинки низкое. И одновременно появляются спецпроекты, которые мы снимаем, как маленькое кино. Журналистика мигрирует между этими двумя крайностями.
Как возникают темы для спецпроектов
Мы хорошо представляем себе нашего зрителя – точнее, зрительницу, и знаем, что ей будет интересно. Если у нас есть информация, которая нас потрясла, то она обязательно станет одной из наших следующих тем. А еще мы делаем циклы сюжетов, приуроченные к определенной дате.
Если есть информация, которая нас смутила, это будет нашей темой. Если мы можем придумать цикл, приуроченный к определенной дате, мы также делаем из этого спецпроект. Например, цикл о невероятных историях любви – ко Дню святого Валентина, а к выступлению наших паралимпийцев мы подготовили спецпроект о победах над собственным телом. Сейчас у нас в производстве семь проектов, на которые уходит в среднем четыре-пять месяцев.
Как новые продукты отражаются на общем рейтинге ТСН
Мы отслеживаем это очень придирчиво. Когда создавали наше управление, перед нами стояла задача выпускать продукт с рейтингом не ниже средних показателей ТСН. Спецпроекты существенно превосходят эту планку. К тому же, мы можем показывать наши истории и на других площадках – например, некоторые выпуски имеют миллионы просмотров в Facebook. Так мы становимся конвергентными и мультиплатформенными.
Вы думали о том, что ваши проекты могут стать реалити-шоу?
Реалити – дорогое производство. Мы делаем почти то же самое, но за меньшие деньги. Мне интересно делать спецпроекты в новостях, где мы стали первопроходцами. А в том случае, если мы выйдем как полноценный формат реалити, нам придется соперничать с шоу, которые для других каналов производят мощные продакшн-компании. Я не вижу смысла в том, чтобы делать то, что делают все, – лучше быть создателями уникального контента. Да, идею новостных сериалов позаимствовали другие каналы, но пока нам удается удивлять наших зрителей неожиданными темами – и тем, что наши темы приводят к переменам к лучшему. Ведь мы не просто констатируем факты, а трансформируем окружающую нас реальность.
Об историях, которые мы увидим в ближайшее время в ТСН
Мы едем на королевскую свадьбу в Лондон, где Наталья Мосейчук будет вести прямой эфир. Его будет предварять серия сюжетов о подготовке к свадьбе. Кроме того, исполняется десять лет с тех пор, как внешнее независимое тестирование в школах стало обязательным. Мы нашли людей, которые благодаря тестированию поступили в те вузы, в которые мечтали поступить, и добились в жизни желаемого. Это будут истории успеха с простым, но важным месседжем: необходимо учиться.