Но если традиции британской политической сатиры для нас не в диковинку, то французский политический комикс известен по большей части специалистам. Между тем, новая (и самая талантливая на данный момент) режиссерская работа Ианнуччи, фильм «Смерть Сталина» – это экранизация графического романа Фабьена Нури и Тьерри Робина, который вышел в издательстве Dargaud еще в 2011 году. При желании английский перевод можно найти в сети: это очень смешной и талантливый комикс, который дерзко и неполиткорректно описывает перипетии борьбы за власть в Кремле на протяжение нескольких дней между смертью Вождя всех народов и его похоронами. (Одна из немногих вольностей в трактовке исторических фактов, которую позволили себе авторы.)
Собственно говоря, эстетика кинокомикса и стала стилеобразующей для фильма Ианнуччи. Мало того, именно благодаря ей экранизация «Смерти Сталина» обрела нужную интонацию. Здесь легко сочетается страшное, смешное и нелепое, причем нередко в пределах одной сцены. И хотя фильм периодически скатывается в карикатуру, два центральных персонажа – насмерть схлестнувшиеся за власть Хрущев в исполнении Стива Бушеми («Бешеные псы», «Подпольная империя») и Берия, которого изобразил знаменитый театральный актер Саймон Рассел Бил, в чьем активе роли Наполеона и Черчилля, к финалу превращаются из записных шутов в почти трагические фигуры.
Вообще, актерский ансамбль «Смерти Сталина» – это отдельная тема для разговора. Великий Майкл Пэйлин из «Летающего цирка Монти Пайтон» в роли Молотова очень тонко балансирует на грани между гротеском и драмой, и совместные сцены Пэйлина, Бушеми и Била кажутся едва ли не лучшими в фильме. Украинская девушка Бонда Ольга Куриленко в роли знаменитой пианистки Марины Юдиной показала себя тонкой, умной актрисой, кто бы мог подумать. И хотя созданный ею образ, конечно же, бесконечно далек от фигуры реальной Юдиной, тем интереснее будет увидеть работу Ольги в очередной версии гиллиамовского «Человека, который убил Дон Кихота». Напоследок отметим Джейсона Айзекса (Люциус Малфой из эпопеи о Гарри Поттере) в роли маршала Жукова и невероятную Андреа Райсборо («Черное зеркало», «Бердмен»).
«Для Армандо Ианнуччи сюжет о заговоре Хрущева против Берии – удачный повод показать преступную природу всякой власти»
Но что действительно поражает воображение – так это удивительная своевременность этого фильма: не зря «Смерть Сталина» запретили к прокату в России, где одного из самых зловещих тиранов в истории пытаются на полном серьезе позиционировать в качестве «эффективного менеджера». Да и в реалиях сегодняшней Украины с ее запоздавшим на четверть века процессом декоммунизации этот фильм, где кремлевская верхушка показана бандой идиотов, предателей, пьяниц и убийц, стоит всех переименованных улиц Киева вместе взятых. (Хотя все понимают, что реальный Никита Хрущев куда более мерзкая фигура, чем обаятельный упырь в исполнении Бушеми.)
Впрочем, для Армандо Ианнуччи сюжет о заговоре Хрущева против Берии – всего лишь повод, пускай очень удачный, наглядно показать преступную природу всякой власти. В этом смысле опыт просмотра фильма «Смерть Сталина» дает мощнейший терапевтический эффект. Другой вопрос, что все умеющие читать и без Ианнуччи давным-давно наслаждаются сатирическим сериалом, который политики транслируют посредством Facebook и Twitter, и конца-края этому сериалу пока что не видать. Ну а для тех, кто читает с трудом или не умеет читать вообще, как раз и придумали кинематограф и лубочные книжки с картинками.
Напоследок отметим, что британские сатирики обращаются к теме последних дней правления Сталина не впервые: в 1983 году на экраны вышел телефильм Джека Голда «Красный монарх». По странному стечению обстоятельств, в том же году Советский Союз возглавил Юрий Андропов, положивший начало кадровой чехарде на кремлевском троне, которая закончилась известно чем. «Смерть Сталина» выходит в прокат (точнее, не выходит) накануне президентских выборов в России. Тут самое время отпустить расхожую шутку про совпадение, но лучше схожу-ка я еще раз в кино.
До встречи в кинозале!